Назад

Лопшеньга – воздушная гавань Белого моря

Рассказываем о том, как деревянный аэропорт среди непроходимых лесов и болот Онежского Поморья стал музеем, воспевающим малую авиацию Русского Севера и деревянное зодчество этого края

Там, где начинается Онежский полуостров, заканчиваются дороги. Эту особенность края летних белых ночей и долгих темных зим — Русского Севера — обрисовал в путевых заметках художник Василий Верещагин еще в 1894 году: «Перо отказывается описывать дальнейший путь — это что-то до того первобытное, запущенное, заброшенное, что вряд ли что-либо подобное есть в каком-нибудь другом царстве. Утешают тем, что прежде было еще хуже, что лет 20 тому назад по этим болотистым местам возили груз лошадями же, но в лодках, и не иначе как шагом. Зато же езда тогда была дешева, а теперь земская почта берет большие деньги и двигает тем же шагом!»… В тех отрезках пути, которые пролегали не по морю, Верещагин сетовал, что «так как дороги нет, то летом проехать глубокими болотами нельзя, а зимой отказываются везти», а если путь возможен, то лишь «по ужасной лесной дороге, которую нельзя не только описать, но и представить себе».

За сто с лишним лет изменилось многое, но отсутствие дорог на Онежском полуострове осталось одной из главных его особенностей — асфальт тут роскошь. Непроходимые болота и глухая тайбола (так местные называют чащу) не позволили развить наземное сообщение; осталось воздушное, которое действует круглый год, и водное — летом, в навигацию.

На Летнем берегу Белого моря лежит поморская деревня Лопшеньга. В условиях бездорожья и больших расстояний лопшари с 1960-х подружились с самолетами — легендарными АН-2, которые летают «на большую землю» два-три раза в неделю. «Аннушка» — самолет на 10-12 мест, своеобразная воздушная маршрутка. И все же именно на ней авиаторами Русского Севера в историю гражданской авиации России вписано немало примечательных и героических страниц. Теперь история малой авиации Севера увековечена в первом в России сельском музее-аэропорте — и создали его именно в Лопшеньге.



Самый первый «ероплан» приземлился в Лопшеньге в 1937 году — это был специальный рейс для спасения роженицы. Именного с этого дня ведется история архангельской санитарной авиации. В 1965 самолеты регулярно зачастили в деревню из Архангельска и обратно, а в 1970-х построили современное здание аэропорта. И это не какой-то однообразный гигант из стекла, металла и бетона. Аэропорт в Лопшеньге деревянный – настоящий образец наследия знаменитой деревянной архитектуры Русского Севера. Здесь с деревом, главным подспорьем поморов в устройстве жизни среди суровой тайги, отношения дружеские, даже семейные – из дерева вырастали и культовые постройки, и бытовые, и даже целые воздушные гавани.

«В Архангельской области осталось всего семь действующих деревянных аэропортов. С развитием дорожной сети многие из них просто исчезли, а там, где дороги появятся нескоро, деревянные аэровокзалы заменяют безликими постройками контейнерного типа. В наших руках исчезающее, но такое значимое наследие, — говорит Александра Яковлева, руководитель проекта и сотрудница Кенозерского национального парка. — Нашей главной задачей было сделать аэропорт комфортным для людей. Чтобы в нем было тепло и хорошо пассажирам и сотрудникам, интересно посетителям».



На самом деле, многие из деревянных аэропортов Поморья уже давно забыты. В Пинеге здание деревянного аэропорта превратилось в гостиницу, летное поле поросло бурьяном, проложенной местными полосы уже и не разглядеть. А другие аэродромы постигла еще более печальная участь – им так и не нашлось применения в новом мире. Но не в Лопшеньге, где здание действующего аэропорта не только превратили в интерьерный музей с интерактивной экспозицией, но и отремонтировали сверху донизу.



Проект реализован победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. На ремонт здания и создание экспозиции ушло полтора года — открылся новый музей осенью 2020. Он объединил усилия более 50 человек: строителей, реставраторов, дизайнеров, научных сотрудников, авиаторов. Помогали и местные жители: как в 60-е сами лопшари корчевали и пилили лес для создания грунтовой взлетной полосы нового аэропорта, так и теперь своими силами собрали разные вещи для экспозиции музея. К ним присоединились архангелогородцы, северодвинцы и жители других населенных пунктов — в получившейся экспозиции можно проследить целую летопись северных небесных странствий. Информацию для нее пришлось собирать по крупицам: в архивах, из воспоминаний авиаторов и жителей деревни.



Если вас вдруг ветром перемен и путешествий занесет в Лопшеньгу и вы попадете в местный аэропорт в ожидании рейса на Архангельск, то непременно окунетесь в атмосферу 1970-х – время, когда жители пользовались самолетом как обычным автобусом, чтобы навестить родственников в другом селе или закупиться дефицитными продуктами.

Аэропорт поделен на тематические зоны – все они открыты для доступа и рассказывают об авиатехнике, первых сотрудниках аэропорта, санитарной авиации и других воздушных причалах Русского Севера. Загляните в кассу, где выдают билеты образца 1971 года, и в кабинет авиадиспетчера, где хранятся карты авиамаршрутов и местных аэропортов, а также разные любопытные приборы. В комнате матери и ребенка звучат сказки и колыбельные, в почтовом отделении можно поднять телефонную трубку и подслушать звучащие когда-то в стенах аэропорта разговоры пассажиров и переговоры пилотов. В том же почтовом уголке обязательно отправьте друзьям весточку – открытку с цитатами писателей Пришвина и Казакова, воспевших Русский Север и нашедших вдохновение в Лопшеньге. Есть даже бюро забытых вещей! Его создавали на основе любопытных историй сотрудников аэропорта и пилотов АН-2 о том, как изобретательно лопшари перевозили на самолете рыбу, скот и домашних питомцев. Чего в этом уголке только нет: и мешки с семгой, и лыжные ботинки.

Проект «Воздушные причалы Белого моря» на базе аэродрома в Лопшеньге уникален сразу в музейном деле и в деле сохранения архитектурного наследия. Деревня Лопшеньга расположена вблизи границ национального парка «Онежское Поморье», который находится под управлением другого нацпарка «Кенозерье» – так что есть надежда, что обновленный аэропорт-музей станет не только познавательным и комфортным местом для жителей деревни, но и точкой притяжения туристов.

Сейчас наступили печальные времена, когда мы привыкаем терять – теряем памятники деревянного зодчества в пожарах, теряем целые исчезающие поморские деревни, теряем первозданные таежные леса в вырубках. Тем важнее нам учиться беречь – и музей-аэропорт в Лопшеньге стал важной вехой на этом пути. Документальный фильм «Лопшеньга. Воздушная гавань Беломорья».

Оксана Фодина, директор программ: «Проект Национального парка "Кенозерский" "Воздушные причалы Белого моря" – один из самых оригинальных и красивых из числа поддержанных Фондом проектов в цикле конкурса "Музей 4.0". Проект сразу же обратил на себя внимание представителей экспертного совета благодаря серьезной проработке, сильной идее и амбициозным целям. Своей задачей он ставил не только уникальную идею музеефикации деревянного здания сельского аэропорта. Команда проекта также понимала, что необходимо дать возможность местным жителям быть вовлеченными и почувствовать свою причастность к общему делу сохранения значимого национального наследия. Сейчас, когда проект уже представлен сообществу, можно с уверенностью сказать, что он стал не только культурным, но и социальным, и экономическим. Эта идея объединила местных жителей и профессионалов, в партнерстве они смогли создать комфортные условия для сотрудников аэропорта и пассажиров».

Ирина Лапидус, директор программ: «На наш взгляд, проект "Воздушные причалы Белого моря" Национального парка "Кенозерский" может быть интересен не только музейному сообществу или организациям сферы культуры. Успешной практикой, с точки зрения фонда, его делают партнерство и синергия. Проект может послужить примером для многих некоммерческих организаций, которые развивают территории и объединяют местные сообщества. Ведь результат достигнут благодаря, во-первых, участию очень разных партнеров из разных сфер деятельности, а во-вторых, достаточно необычному выбору объединяющей идеи. Именно такой идеи часто не хватает, чтобы найти единомышленников и показать им, как вклад каждого помогает в достижении общественного блага. Важно, что "благом" может быть не только осязаемый объект, но и, например, ощущение своей идентичности: "такого больше нигде нет" или "наш поселок все узнаЮт по аэропорту". В данном случае общественным благом стало не просто сохранение культурного наследия – сельского аэропорта, но и продолжение его жизни в качестве активного экономического объекта. И мы надеемся, что такой объект может стать точкой притяжения для новых (иногда неожиданных) партнерств и новым своеобразным общественным центром для территории».

Похожие практики

«Генеральский дом: городская опера»
Музей современного искусства PERMM: диалог построен
Другое Беляево – Центр идентичности