Назад

Линии Галле

О проекте

«Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца ХIХ – начала ХХ века в собраниях музеев России». М.: Программа «Первая публикация», 2013. 484 с., ил.

Эта книга, изданная в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина, соединила в одном издании комплекс значительных произведений в «стиле Галле» из собраний российских музеев.

Книга состоит из трех частей: текстовой (статьи с иллюстрациями), альбома с избранными, самыми ценными в художественном отношении экспонатами музеев и небольшими историями о них и справочного раздела: информация обо всех произведениях интересующего периода с небольшими изображениями и каталожными данными, расположенные по музейным коллекциям; словарь терминов, указатель клейм, список иллюстраций в статьях.

Для публикации отбирались предметы – с 1889 года, когда появилась первая «ваза Галле» и до 1917 года, когда фабрика Галле окончательно утратила ведущие позиции в производстве стекла. Книга впервые объединяет произведения цветного многослойного стекла, выполненного в технике «камео» и хранящихся в центральных российских музеях. Эта первая публикация интересна как для читателей, впервые сталкивающихся с феноменом Галле, так и для искушенных знатоков – коллекционеров, историков искусства, музейных хранителей. Предполагается краткий пересказ текстов книги перевести на английский язык.

Справочная информация:

Эмиль Галле (1846–1904) – один из художников, которые создали стиль модерн. Натуралист, философ, керамист, мебельщик, но в первую очередь мастер художественного стекла, он всю жизнь непрерывно экспериментировал в области стеклоделия. В 1889 году на всемирной выставке Галле впервые представил свои вазы из многослойного цветного стекла с резьбой и травлением (т.н. «камееобразного стекла», или «камео-гляс»), которые быстро завоевали самую широкую популярность. Их сложные цветовые переливы и оплетающий поверхность флоральный декор оказались как нельзя более созвучны эпохе с ее тягой к изысканным органическим формам. Соединение технологических инноваций с образностью символизма сделало имя Галле нарицательным, а моду на вазы Галле повсеместной.

Стекло «в стиле Галле» получило распространение во всех странах, практически во всех слоях общества. Без цветных ваз с рельефным узором не мыслился ни один интерьер, не только жилой, но даже и официальный. Такая мода вызвала к жизни множество последователей и подражателей техники Галле. Фабрики по всей Европе подхватили новую технологию и стали делать своё «стекло Галле», более или менее сообразуясь с первоисточником. Больше всего таких фирм было во Франции и конкретно в Нанси, где всю жизнь работал Галле. Сам мастер до своей смерти в 1904  продолжал выпускать вещи эксклюзивными тиражами, однако на его фабрике параллельно существовало и более массовое, тиражное производство.

В России стекло Галле начало свой путь с дворцовых интерьеров, куда эксклюзивные вазы попадали в качестве дипломатических даров императорской семье. Вскоре стекло по технологии и, можно даже сказать, по лицензии Галле начало производиться на императорском стеклянном заводе и на частном заводе Нечаева-Мальцова в Гусь-Хрустальном. Новация французского мастера была творчески осмыслена, и «русский Галле» приобрёл свою узнаваемую специфику. Русские фабрики также производили как уникальные произведения, так и массовую продукцию. В начале ХХ века вазы Галле, его европейских последователей и русских заводов стали непременным атрибутом городского дореволюционного интерьера.

Читать в pdf


О музее

Музей Хрусталя имени Мальцовых – филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника – единственный в России специализированный музей с крупнейшим собранием художественного стекла, насчитывающим более 12 тысяч предметов. Музей, основанный в 1981 году, находится в городе Гусь-Хрустальный и расположен в памятнике архитектуры рубежа XIX-XX веков – Георгиевском соборе. Уникальность Музея Хрусталя – в синтезе искусств: соединении величественной храмовой архитектуры Л.Н. Бенуа (1856-1928), бессмертной живописи В.М. Васнецова (1848-1926), монументальной мозаики В.А. Фролова (1874-1942), хрустального богатства старых мастеров и талантливых современников.

Основой коллекции стекла и хрусталя послужила «образцовая кладовая» Гусевского хрустального завода XIX века, а также изделия, выпускавшиеся на Гусевском хрустальном заводе с его основания в середине XVIII века до современности. Среди них не только шедевры художественного стекла, но огромное количество образцов массового производства различных российских и зарубежных стекольных заводов. Гордостью музея является богатая коллекция авторских работ современных художников в стекле, начиная с середины XX века до наших дней.

В качестве партнёров и участников проекта к нему подключились музеи - хранители крупнейших собраний стекла Галле, его европейских и российских последователей:

  • Государственный Исторический музей
  • Музей керамики и «Усадьба Кусково 18 века»
  • Государственный Эрмитаж
  • Музей Императорского фарфорового завода (филиал Государственный Эрмитаж)
  • Елагиноостровский дворец-музей
  • Музей-заповедник «Павловск»
  • Музей-заповедник «Гатчина»
  • Музей-заповедник «Царского село»
  • Музей-заповедник «Петергоф»

Другие художественные издания и мультимедиа

100% Иваново
01 января 2010
100% Иваново
Путеводитель «Музейный гид — 2012»
11 июля 2012
Путеводитель «Музейный гид — 2012»
Дни в Романовке
11 июля 2012
Дни в Романовке
Путеводитель «Музейный гид — 2013»
07 июля 2013
Путеводитель «Музейный гид — 2013»
Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А. В. Филиппова.
11 июля 2017
Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А. В. Филиппова.
Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
11 июля 2018
Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
«Коломна. История со вкусом»
11 июля 2018
«Коломна. История со вкусом»
Покровский собор, филиал Государственного исторического музея
11 июля 2018
Покровский собор, филиал Государственного исторического музея
Ярославские храмы XVI-XVII веков, филиалы Ярославского музея-заповедника
11 июля 2018
Ярославские храмы XVI-XVII веков, филиалы Ярославского музея-заповедника
Интернет-проект «Реставрация Останкинского дворца»
11 июля 2018
Интернет-проект «Реставрация Останкинского дворца»