Когда мы слышим слово «грант», в первую очередь думаем о финансировании. Но гранты – это не просто деньги на проект. Это возможности для роста, экспертиза, новые партнерства и устойчивое развитие.
Как выбрать подходящий конкурс? Как использовать его не только для разового проекта, но и для долгосрочных изменений? Что делать, если заявку отклонили? В этой статье мы разберем, как взглянуть на грантовые программы шире – через призму возможностей, которые они дают людям, организациям и целым сообществам.
Благотворительность – вечное явление, но не застывшее во времени. Инструменты грантмейкинга меняются так же стремительно, как инструменты бизнеса. Ниже коротко перечислены тенденции, которые мы считаем важным применять в своей работе. С более глубокими исследованиями можно ознакомиться, например, в дайджестах Центра развития филантропии.
Партнерский подход. Для достижения долгосрочных социальных эффектов благотворительным программам важно учитывать запрос, мнение, возможности своих целевых аудиторий.
Долгосрочная гибкая поддержка организаций, чтобы увеличивать горизонт планирования и получать реальные эффекты.
Ориентация на результат, а не на процесс. Вариативность и гибкость для благополучателей в выборе или корректировке методов работы – для достижения оптимального результата.
Более разнообразные форматы поддержки, чтобы диверсифицировать инструменты и аудитории. «Проект» перестает быть главным объектом поддержки.
Важная роль нефинансовой поддержки: помощь с экспертизой, нетворкинг, обучение, возможность обмена опытом на различных площадках.
Активное использование цифровых инструментов, в том числе искусственного интеллекта на всех этапах конкурсного отбора, работы с благополучателями, управления проектами и организациями.
Новые ценности и новая этика, обусловленные сменой поколений и технологий.
Поддержка людей, идей, институций
Многие участники конкурсов полагают, что гранты – всегда на поддержку проектов. И в соответствии с этим строят планы работы и среднесрочные стратегии. Конечно, проекты – важный, понятный, востребованный инструмент для организаций. Это возможность экспериментировать, пробовать новое и тестировать гипотезы. Если проект сработает — отлично, идею можно тиражировать или встраивать в постоянную деятельность организации. Если нет, возможно, время еще не пришло или стоит пересмотреть и доработать идею.
Но проекты не закрывают всех потребностей развития и обеспечения устойчивости организаций, будь то образование, культура, социальный спорт или некоммерческая деятельность в целом. А если проектов слишком много, их сложнее координировать, сохранять управленческие процессы и стратегический вектор.
Мы стремимся сделать грантовую политику Фонда более гибкой, разнообразной и разносторонней и определяем три уровня поддержки: людей, идей и институций. Так мы помогаем формировать среду для профессионального роста и организационного развития.
Поэтому первая рекомендация при выборе конкурса: посмотреть, на что он ориентирован – на развитие персональных компетенций, на реализацию проектов или на укрепление организаций.
Выход за предметную область
Вторая рекомендация: внимательно изучить, для кого конкурс.
Возможности для участия могут быть разнообразнее, чем считывается из названия.
Например, «Грантовый конкурс для преподавателей магистратуры» Стипендиальной программы Владимира Потанина – для преподавателей очной магистратуры вузов – участников, включая преподавателей уровня специализированного высшего образования. А в конкурсе «Профессиональное развитие» от этих вузов могут участвовать еще и менеджеры образовательного процесса очных магистерских программ и программ специализированного высшего образования.
Или если в каком-то году у нас проектных конкурсов для НКО нет, это не ограничивает участие некоммерческих организаций (как юридических лиц) и их штатных сотрудников (как физических лиц) в конкурсе «Профессиональное развитие».
«Профессиональное развитие» – один из наиболее гибких форматов в нашей конкурсной палитре. Он позволяет участникам самостоятельно формировать программы развития навыков: стажировки в других организациях, очные или онлайн-курсы, программы повышения квалификации, гибридные программы. Прокачать можно не только основные предметные навыки, но и социальные, необходимые для успешной работы. Участвовать могут и сотрудники основного направлениям, и «поддерживающих» подразделений: IT, коммуникаций, финансовых, фандрайзинговых, юридических отделов.
Также важно, что организации могут участвовать в этом конкурсе в двух качествах: для повышения своего управленческого или программного потенциала, или наоборот для передачи своих знаний или модельных практик другим организациям.
Еще одна не всегда очевидная возможность – конкурсы, где состав участников определяется, исходя из тематики проектов, а не из сферы деятельности организации. Например, у нас нет конкурсов, направленных непосредственно на развитие библиотек. При этом библиотеки успешно находят свою нишу в программах «Музей без границ», «Сила спорта», «Эффективная филантропия». И это не только конкурс «Профессиональное развитие», о котором говорилось выше. Но и конкурсы «Спорт для всех», «Музей 4.0», а ранее – «антикризисные» конкурсы «Общее дело» и «Школа филантропии».
Дополнительные возможности для сообщества фонда
Для благополучателей и выпускников программ у нас есть специальные конкурсы, не доступные для внешней аудитории.
«Школа фонда» – для победителей «Стипендиального конкурса» и «Грантового конкурса для преподавателей магистратуры» последних трех лет. С 2021 года поводится в формате волонтерских лагерей: победители участвуют в волонтерской программе на особо охраняемых природных территориях (объекты культурного наследия, национальные парки, заповедники).
«Практики личной филантропии и альтруизма» – конкурс инициатив для победителей программ Фонда всех лет. «Практики» выросли из конкурса социально значимых проектов стипендиатов, которым мы предлагали проявить себя еще и в сфере филантропии, чтобы поддержать их личную социальную ответственность. Мы предположили, что магистрантам интересно не только заниматься наукой, но и делать что-то для своих университетов и сообществ. В результате получили самые разные инициативы от наполнения регистра доноров костного мозга до перевода фильмов на жестовый язык.
Сегодня в «Практиках личной филантропии» с индивидуальной заявкой могут выиграть победители любых конкурсов прошлых лет и члены проектных команд. Важно только выйти за предметную область своей организации, даже если ее основная деятельность тоже связана с благотворительностью.
Инновационность или устойчивость?
Важен баланс и соответствие подхода требованиям конкурса. Если в проектном конкурсе новизна идеи – это почти всегда хорошо, то инновационность в организационном развитии полезна далеко не всегда. Постоянно изобретать новое невозможно.
В институциональных конкурсах или конкурсах на получение долгосрочной поддержки мы будем ожидать, скорее, даже не тиражируемости практик, а устойчивости организации. Например, в конкурсах «Новое измерение» (2020) или «Точка опоры» (2022) оценивались: результаты благотворительных программ, структура управления, частота и причины смены руководителя, организационная зрелость, источники финансирования.
Распространенные ошибки
Субъективная картина мира в заявке, не учитывающая цели конкурса, его целевую аудиторию, образ результата. Иногда организации подают одну и ту же заявку на конкурсы разных фондов даже без смены фокуса и учета особенностей организатора конкурса. Перед написанием стоит задуматься, зачем грантодатель проводит конкурс и чем он отличается от «почти такого же» у другого фонда.
Заявки «про беды», а не «про возможности». Да, в ряде случаев грантодателю важно поддержать тех, кто без этой поддержки не сможет продолжать работу. Но это как правило антикризисные меры или адресная помощь. В основном же под «качественной заявкой» фонды понимают значимую реалистичную идею и возможность заявителя воплотить ее в жизнь. Т.е. подтвержденную организационную стабильность и баланс компетенций. Эмоция должна обязательно сопровождаться внятной фактурой. Другая крайность – чрезмерно наукоемкий и сложный язык заявки, за которым трудно выделить идею.
Проекты, которые мешают организации. Обычно они придуманы «под конкурс», но не вписаны в стратегию, в план развития, не учитывают организационный потенциал. Всегда важно оценить краткосрочную и среднесрочную управленческую перспективу: сможет ли команда реализовать такой объем дополнительной деятельности сейчас, и как проект или его следующий этап будут работать через 3-5-10 лет. С другой стороны, важно показать, что проект нужен кому-то, кроме самой организации.
«Ожидаемые результаты» и «показатели успешности» это не одно и то же. «Ожидаемые результаты» – про «что изменится», а «показатели успешности» – «чем докажем, что получилось». Критерии успешности могут быть про признание, про изменение отношения к организации, ее идее, ее усилиям, про другую вовлеченность. Например, НКО помогает определенной группе, но ее не замечает местная администрация. С одной стороны, для организации важнее благополучатели, ведь кому-то стало лучше, проблема решилась. Но действительно серьезный сдвиг в проблематике будет возможен только тогда, когда подключится административный ресурс. В этом случае критерием успешности становится видимость для администрации.
Нефинансовая поддержка
Принято считать, что для достижения и закрепления результата достаточно получить финансирование. Но 25 лет нашей работы говорят об обратном. Поэтому мы предлагаем благополучателям разнообразные форматы нефинансовой поддержки. Ее стоимость сравнима с размером гранта на профессиональное развитие.
Индивидуальное экспертное сопровождение: возможность пригласить внешнего эксперта на короткий период и получить рекомендации по теме проекта (в конкурсах «Индустриальный эксперимент», «Креативный музей», «Музей 4.0», «Спорт для всех», «Профессиональное развитие – институциональный опыт»). Тематику определяют грантополучатели. Выбрать эксперта помогает оператор сопровождения.
Менторы: экспертное сопровождение от более опытной организации или специалиста на весь период грантовой поддержки – по организационному развитию или в предметной области (в институциональных конкурсах «Центры знаний по социальной поддержке» и «Целевые капиталы: стратегия роста», 2025). Ментора выбирает сам грантополучатель или помогает выбрать Фонд.
Консультации по управлению проектами, рисками, юридическим вопросам, управлению грантами. Бывают индивидуальными и групповыми. Для сложных тем мы приглашаем внешних экспертов, на вопросы в рамках компетенций Фонда отвечаем сами.
Обмен опытом. «Мастер-майнды» – возможность получить другой взгляд на собственные успехи и сложности для победителей одного конкурса, которые работают с похожими темами или в похожих условиях. Для получателей институциональной поддержки мы организовываем ежегодные семинары («Центры знаний по целевым капиталам», «Центры социальных инноваций в культуре», «Центры знаний по социальной поддержке»).
Развитие компетенций: образовательные курсы и программы повышения квалификации для грантополучателей, разработанные партнерами по заказу Фонда. Мы стараемся предлагать темы, актуальные для разных предметных областей: социальное проектирование, управление проектами, мягкие навыки, работа с инструментами искусственного интеллекта и др. Участие в образовательном компоненте может быть обязательным условием получения финансирования или какой-то его части. Например, в инициативах «Музей: сила места» (2018) или «Целевые капиталы: стратегия роста» (2012-2023).
Модель оценки организационной зрелости НКО (2021): бесплатный инструмент для самостоятельной оценки уровня организационного развития НКО по пяти параметрам. Можно отслеживать динамику внутри организации, а можно сравнивать ее с НКО аналогичными по размеру бюджета, количеству сотрудников или сфере деятельности. В институциональных конкурсах самооценка может быть обязательным условием для участия, а затем для продолжения финансирования.
Участие в форумах и конференциях: мы оплачиваем грантополучателям приезд на публичные мероприятия, которые Фонд проводит по тематике их деятельности.
Продвижение историй успеха и практик грантополучателей: выпуск тематических сборников («Музей на все времена»), видеоматериалов (фильм «Мануфактура культуры»), публикации в медиа (цикл статей о практиках социального спорта в журнале «Новый очаг»).
Нам важно быть в курсе того, что происходит у получателей нашей поддержки. Это не только работа в цифровой среде и постоянная коммуникация. Например, мы регулярно общаемся с грантополучателями в формате индивидуальных встреч и региональных выездов. Стараемся участвовать в ключевых событиях поддержанных проектов.
Так мы не только остаемся в курсе важных событий, можем помочь преодолеть сложности или подсветить успехи. Но в долгосрочной перспективе понимаем, какие проекты остаются актуальными после завершения финансирования, во что трансформируются, что дают своим организациям. Из такого исследования, например, появился юбилейный конкурс «#фондпотанина25», в котором участвовали победители конкурсов прошлых лет, чьи проекты действовали больше трех лет и внесли существенный вклад в развитие своей сферы деятельности.