;

Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Музей. Сила места. Итоги форсайт-сессии о будущем региональных музеев России

Культура и культурные проекты сегодня находятся в фокусе общественного внимания. И это неслучайно, ведь культура создает условия для творческого развития, стимулирует обучение, предлагает инновационные решения традиционных проблем, например, связанных с новыми подходами к предъявлению коллекций. Важность социальной функции учреждений культуры не вызывает сомнений. Музей сегодня — это не только институт сохранения наследия для будущих поколений. Это площадка, объединяющая самые разные ресурсы и способная распространять свое воздействие на малый и средний бизнес, стимулировать развитие ремесел, давать уникальное знание, формирующее региональную идентичность, развивать сообщества и вносить вклад в решение социальных проблем — от инклюзии до экологии.

В 2017 году Благотворительный фонд Владимира Потанина запустил инициативу «Музей. Сила места», направленную на долгосрочную поддержку музея как драйвера социально-экономического развития. Среди ее компонентов: масштабное исследование, форсайт-сессия и специальная образовательная программа для музейных специалистов, по итогам которой слушатели должны были представить партнерские социокультурные проекты, направленные на развитие своих территорий. Лучшие проекты, интегрирующие усилия специалистов социальной сферы, образования, культуры и культурного управления, получили гранты Фонда на реализацию.

Первым шагом инициативы «Музей. Сила места» стало экспертное исследование «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре», выполненное Московской высшей школой социальных и экономических наук (Шанинка) по заказу Фонда. Его цель — выявить потенциал российских регионов, где культура могла бы выступить драйвером развития, и понять, как именно этот потенциал может быть использован. В фокусе внимания исследователей оказались последние изменения в культурных стратегиях городов, активность основных игроков — учреждений культуры, образования, бизнеса, НКО. В первую выборку попали 55 городов, из которых потом было отобрано 20 для проведения глубинного качественного исследования.

Его дизайн включал несколько принципиальных моментов. Во-первых, методология была построена на качественных методах, где важны мнения профессионалов на местах, их стратегическое видение и конкретные проекты. Во-вторых, культура анализировалась не сама по себе, а как часть более широкого социально-экономического контекста, как один из участников возможной кооперации. В-третьих, управленческий фокус исследования проявлялся через внимание к административным барьерам и управленческим рискам, равно как и к наличию или отсутствию у региональных субъектов четких стратегий работы с культурой или через культуру. В-четвертых, в центре внимания, помимо проектов-лидеров и институционального и инфраструктурного развития, находились кооперационные связи, возможные партнёрства культуры, образования и бизнеса, а также активное участие местных сообществ.

В городах работали несколько исследовательских групп, проводились экспертные круглые столы, фокус-группы, интервью с широким кругом практиков — как с профессионалами «внутри» культуры, так и с представителями «внешнего круга»: предпринимателями, ректорами вузов, муниципальными управленцами, депутатами, учёными, работниками некоммерческих организаций, активистами местных сообществ и др. (всего было проведено более 280 интервью). Главный вопрос: какова роль ключевых культурных институций, и в частности музеев, в контексте нового времени?

Подобных исследований, помещающих культуру в ядро стратегий регионального развития, в России очень мало. Один из выводов, который мы получили: культура сегодня пока ещё не является драйвером новой экономики российских региональных столиц. Она в лучшем случае — условие привлекательности, среда, катализатор, а в худшем — затраты и издержки для местного бюджета. При этом культура могла бы стать ресурсом, способным привлекать современный бизнес, генерировать рабочие места, создавать доходы и комфортную среду, усиливать привлекательность региона. Но как этого добиться?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы предложили участвовавшим в исследовании руководителям музеев и культурных проектов, представителям региональной власти, лидерам местных сообществ принять участие в форсайт-сессии «Музей. Сила места». В июне 2018 года 96 экспертов собрались в Москве, чтобы сформулировать видение будущей социокультурной среды для своих территорий и для страны в целом, а также определить роль своих организаций в преобразовании этой среды. Результаты форсайта представлены в данной брошюре. Они могут быть полезны в первую очередь руководителям регионов, управленцам в сфере культуры и образования, а также музейным и творческим специалистам.

Оксана Орачева

Другие аналитические материалы

25 апреля 2020
Оксана Орачева
Управление рисками в НКО