Конкурс «Креативный музей» является частью программы «Музей без границ» и проводится с 2021 года. Он был запущен в год принятия Концепции развития творческих (креативных) индустрий в России и уже поддержал 74 партнерских проекта.
Цели конкурса
- Усиление долговременных позитивных изменений – социального эффекта – от реализации благотворительных программ Фонда
- Содействие консолидации творческих сил в регионах для производства культурного контента и креативных продуктов нового качества
- Создание благоприятной среды для успешного развития новых направлений музейной деятельности и привлечения в музеи новых аудиторий и партнеров
- Повышение имиджевой привлекательности регионов за счет культурного потенциала
Возможности
Поддержка предоставляется юридическим лицам, осуществляющим музейную деятельность и/или деятельность по сохранению культурного наследия, на период не менее 18 и не более 24 месяцев, в виде грантов:
- в размере до 7 млн рублей
В рамках Конкурса будут поддержаны партнерские проекты музейных организаций и креативных (творческих) индустрий и сообществ, предполагающие создание новых креативных продуктов для музея или для региона на базе существующих музейных коллекций, но не ограничивающиеся ими:
- проекты, основанные на историко-культурном наследии (например, создание сувенирной продукции, в том числе из переработанных материалов, по мотивам музейных коллекций; внедрение локального дизайна в сувенирную линейку музея; проведение лекций, мастер-классов, прогулок и других событий);
- проекты, основанные на прикладном творчестве (например, образцы промышленного и предметного дизайна, сувенирная продукция по мотивам музейных коллекций, включая продукцию для самого музея; восстановление старинных гастрономических рецептов; проведение лекций, мастер-классов, дегустационных дней, тематических прогулок);
- проекты, основанные на литературе и искусстве (например, выставочные и экскурсионные программы, которые помогают актуализировать музейное наследие и интегрировать его в современную жизнь; новые форматы работы с историей повседневности и современностью; просветительские, исследовательские и информационные программы, учитывающие опыт посетителей и вовлекающие их в создание новых продуктов на основе музейных коллекций; музейно-театральные эксперименты и другие инициативы);
- проекты, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (например, визуальные и навигационные решения для музейных и общественных пространств, экспозиций, выставок и маршрутов; создание медиаконтента и других цифровых продуктов);
- иные проекты, направленные на развитие партнерств с творческими сообществами и профессионалами в регионе.
Кто может участвовать
В конкурсе могут принимать участие штатные сотрудники российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность и/или деятельность по сохранению культурного наследия.
Для участия в конкурсе сотруднику необходимо отработать в сфере культуры и/или музейной деятельности не менее шести месяцев на дату завершения приема заявок на конкурс, включая стаж штатного сотрудника и/или привлеченного специалиста (по договорам гражданско-правового характера с функционалом, сопоставимым с текущей должностью).
Организации должны соответствовать всем следующим требованиям:
- зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Российской Федерации;
- зарегистрированы в организационно-правовой форме некоммерческой организации, имеют в своем наименовании слово «музей» и/или осуществляют музейную деятельность и/или деятельность по сохранению культурного наследия согласно уставу / положению о деятельности:
— музеев: государственных, муниципальных (казенных, бюджетных, автономных) учреждений
— профессиональных музейных или творческих объединений, или ассоциаций, созданных в формах некоммерческих организаций
— негосударственных некоммерческих организаций, в т.ч. частных (негосударственных) учреждений
- не находятся в процессе ликвидации, в отношении них не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), их деятельность не приостановлена в предусмотренном законом порядке;
- зарегистрированы не позднее, чем за 6 месяцев до даты завершения приема заявок на конкурс;
- являются самостоятельными некоммерческими юридическими лицами или их структурными (обособленными) подразделениями («Термины и определения»);
- имеют один или несколько регулярно обновляемых публичных каналов коммуникации: сайт в интернете; страницы или каналы в социальных сетях.
Как подать заявку?
Прием заявок от участников конкурса производится через личные кабинеты заявителей на портале.
Количество заявок на конкурс от одной организации не ограничено, при условии, что каждую заявку представляет отдельный заявитель.
Число победителей из одной организации не квотируется.
Каждый заявитель может представить на конкурс не более одной заявки.
Информацию о том, кто не может принять участие в конкурсе можно найти в разделе 2.2 Принципов и правил предоставления поддержки «Креативный музей».
Критерии допуска к участию
соответствие формальным критериям конкурса;
комплектность заявки, в т.ч. прилагаемых документов;
Все заявки проверяются на комплектность (см. пункт 2.3. «Подаваемые документы»), на соответствие формальным критериям (см. пункт 2.1. «Участники Конкурса (Заявители)» и пункт 2.2. «В Конкурсе не могут участвовать») и на использование искусственного интеллекта.
Критерии оценки
Заявки
Целостность: логичность, связность, грамотность изложения;
Заявителя
профессионализм и профессиональные достижения;
управленческие компетенции: опыт управления проектными группами/ командами; способность организовать взаимодействие с партнерами;
Проекта
- соответствие целям конкурса и приоритетам выбранной номинации;
- актуальность для организации, ее целевой аудитории, профессиональной сферы, территории;
- риск-менеджмент: оценка командой рисков проекта и реалистичность плана по управлению ими (снижение / предотвращение рисков);
- устойчивость: целесообразность развивать проект и его жизнеспособность после окончания поддержки, в т.ч. вклад организации и привлекаемые ресурсы;
- реалистичность бюджета: соответствие затрат заявленным целям и результатам;
- комплексность предлагаемых решений, технологий и методов;
- партнерский потенциал и эффективность партнерства: участие сторонних профессионалов и организаций, в т.ч. из других сфер; их мотивация к участию, баланс ролей, привлекаемые ресурсы партнеров.
Команды проекта
- профессионализм команды: опыт, профессиональные достижения, баланс компетенций для достижения заявленных результатов и обеспечения их устойчивости после завершения поддержки.
Грантовый фонд конкурса
60 млн рублей
Подробнее о конкурсе читайте в «Принципах и правилах».
Победители
2025 год
2024 год
2023 год
2022 год
Телеграм-канал конкурса