Заместитель директора Института экономики и управления по научной работе Тверского государственного университета, профессор кафедры государственного управления, а также трехкратная победительница грантового конкурса для преподавателей Фонда Потанина Марина Цуркан рассказывает о проекте «Применение технологии Quick Response code для интеграции Smart-видеоконтента в учебный курс “Управление проектами в формате межсекторного партнерства”». В интервью Марина делится историей своего профессионального пути, объясняет, в чем заключается практическая польза проекта для студентов и раскрывает личную формулу успеха в конкурсе.
Марина, как начинался ваш профессиональный путь и научная карьера? Что определило сферу ваших интересов?
Я никогда не думала, что буду работать в университете. После сдачи государственного экзамена на оценку «отлично» мы обсудили такую возможность с деканом факультета управления и социологии ТвГУ, профессором Татьяной Ивановной Славко, она предложила мне остаться на кафедре ассистентом, и я решила попробовать. После выпуска я планировала около года побыть в декрете, так как университет я закончила, когда старшей дочери было всего 8 месяцев. Можно сказать, что предложение декана стало судьбоносным в моей карьере. Через год работы ассистентом на кафедре появилось место в аспирантуре, я поступила на бюджет и занялась изучением вопросов социально-экономического развития Тверской области по материалам Всесоюзных переписей населения. Несколько лет я провела в архивах, изучала первичные источники, писала статьи, выпустила монографию. Но позже сместила фокус своих научных и профессиональных интересов на исследование реализации проектного подхода с участием органов власти. Необходимо сказать, что опыт работы в архивах мне очень пригодился, и позднее я пересмотрела свой взгляд на организацию и проведение Всесоюзных переписей населения 1959 и 1970 годов. Ведь это тоже проекты, где применялись многие инструменты и методы проектного управления. Изучению проектного подхода с участием органов власти, населения и бизнес-структур посвящены мои кандидатская и докторская диссертации. Мне кажется, наиболее эффективное использование экономических и прочих ресурсов возможно только при участии всех секторов общества.
Учебный курс «Управление проектами в формате межсекторного партнерства» был разработан в рамках проекта-победителя грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2022/2023 Фонда Потанина. Расскажите, как все начиналось?
Это авторский курс, его наименование совпадает с направлением моих научных исследований. Благодаря победе в конкурсе для преподавателей Фонда Потанина он обеспечен учебными пособиями, материалами, видеоконтентом, презентациями. Закуплено современное оборудование (прозрачная LED-доска) для проведения занятий. Для меня важно, чтобы для передачи знаний и формирования навыков использовались современные технологии и материально-техническая база.
В 2019 году на протяжении двенадцати дней я участвовала в составе команды ТвГУ в образовательном интенсиве «Остров 10-22», который проходил в Сколковском институте науки и технологий. Меня поразила инфраструктура института, его современные аудитории и учебное оборудование. У всех участников интенсива была возможность сделать пробную запись видеоконтента с использованием LED-доски, которую разработали резиденты Сколково. Тогда я и задумалась, какой проект реализовать, чтобы и у наших ребят была современная среда и такое оборудование. Первую задачу удалось решить, открыв в ТвГУ пространство для совместной коллективной работы «Точка кипения ТвГУ», а вторую — в рамках гранта Фонда.
Была ли у вас команда?
Можно сказать, что моей командой стали студенты магистерской программы ТвГУ «Экономика», профиль «Управление социально-экономическим развитием территорий», которые давали обратную связь при создании и апробировании продукта и участвовали в создании банка видеопроб. С помощью новой технологии магистры презентовали свои межсекторные проекты, разработанные в рамках дисциплины.
Какие конкретные изменения в учебном процессе можно ожидать от внедрения Smart-видеоконтента, как, на ваш взгляд, это повлияет на развитие критического мышления студентов?
Критическое мышление – это важный навык для любого студента, который хочет стать успешным специалистом в своей области. Оно помогает ему стать более самостоятельным, уверенным и способным к анализу и решению сложных задач.
Созданный мной продукт способствует развитию умения студентов выявлять проблемы, рассматривать различные варианты решений и выбирать наиболее оптимальное, аргументировать свою точку зрения, опираясь на факты и логику.
Как вы намерены поддерживать и развивать банк SMART-видеоконтента дальше, чтобы он оставался актуальным и полезным для студентов? Какую роль вы отводите студентам в создании видеопроб и формирования банка контента, какие навыки они смогут развить?
Магистранты с удовольствием представляют разработанные на занятиях межсекторные проекты на видеопробах с использованием прозрачной LED-видеодоски. Им интересен и сам опыт работы с современным оборудованием, и оценка своих работ «со стороны».
При формировании банка контента студенты придумывали подход, который поможет лучше представить свою разработку. Они отсматривали снятый материал, анализировали свои недочеты в представлении проектов.
Создавая видеопробы, студенты самостоятельно продумывают, что они скажут, какую информацию визуализируют на доске. У них есть план вопросов, которые они обязательно должны раскрыть, и временные рамки, а то, как они раскроют вопросы, остается на их усмотрение.
В чем заключается, на ваш взгляд, уникальность проекта для российского образовательного пространства? Какого его влияние на будущие поколения студентов?
Думаю, что в результате проекта были созданы продукты, отвечающие запросу современного студента. Я остановлюсь на одном из компонентов комплексного продукта моего проекта — учебном пособии. Студент хочет не только читать информацию в учебном пособии, но еще и иметь возможность сразу же получить доступ к поясняющему видеоматериалу, возможность повторно изучить презентацию, которую преподаватель использовал на лекции. Поэтому доступ ко всем компонентам должен быть прост и быстр. Мое учебное пособие создано с учетом этих запросов студентов. Слышала много хороших отзывов о разработке от ребят.
Приятно, что пособие оценило и профессиональное сообщество. Благодаря ему я стала лауреатом первой степени XXIV Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области муниципального управления.
Надеюсь, что будущие поколения студентов, окончивших магистратуру и связавших свою судьбу с педагогической деятельностью, будут стараться в профессиональной деятельности учитывать возможности технологий и потребности обучающихся.
Практически год назад вы успешно защитили докторскую диссертацию на тему реализации проектного подхода в рамках межсекторного взаимодействия. Должно быть, было непросто совмещать работу сразу над несколькими проектами.
Защита диссертации состоялась параллельно с днем рождения моей младшей дочери, которой исполнился всего годик. Работа над проектом-победителем также велась в это время. Я вышла на защиту, когда дочери было 4 месяца — это был настоящий вызов. Но я твердо решила, что не отступлю: работа готова, нужно идти вперед, а работа над проектом добавила новые знания по тематике, которые пригодились на защите.
Над диссертацией я работала около 10 лет, вышло примерно 140 публикаций, в том числе более 30 публикаций в международных базах Scopus и WOS, 8 учебных изданий, 6 монографий. 4 учебных издания выпущены при поддержке Фонда. Безусловно, можно сказать, что реализация проектов-победителей способствовала работе над тематикой докторской диссертации.
Над чем работаете сейчас? Поделитесь профессиональными планами на будущее.
Сейчас я увлеклась тематикой импакт-проектов в рамках реализации концепции устойчивого развития. Мне посчастливилось руководить очень талантливой аспиранткой, с которой мы разрабатываем эту тему. Второе направление, которым я занимаюсь лично — применение искусственного интеллекта в управлении.
Профессиональные планы — создание научной школы управления проектами межсекторного взаимодействия. И, если честно, у меня уже появилась задумка для проекта, который может участвовать в конкурсе Фонда Потанина «Профессиональное развитие». Пока я ее осмысливаю, приоткрою лишь пару моментов. Идея связана с внедрением нейроассистента в образовательный процесс, который будет использовать генеративную модель искусственного интеллекта.
У вас большой опыт взаимодействия с Фондом. Расскажите, в каких еще конкурсах и с какими проектами вы принимали участие?
Да, я очень благодарна Фонду за помощь в моем развитии, у меня уже было три победы в конкурсах для преподавателей магистратуры, два раза я участвовала в Школе Фонда и даже в составе команды получила поддержку на проект по созданию технических лабораторий для сельских школ «Научная реанимация».
Что бы вы могли пожелать будущим участникам грантовых конкурсах Фонда? Есть ли, на ваш взгляд, определенная формула успеха для победителей?
Желаю будущим участникам не бояться творчески мыслить при формировании заявки. Не вышло победить в этом году — доосмыслите идею проекта, подайте в следующем.
Замечайте все новшества в педагогической практике, постоянно учитесь, это очень важно для формирования интересной идеи.
А формула успеха проста, и выразить ее можно двумя фразами: «Дорогу осилит идущий» и «Мир меняют люди». Меняйте его к лучшему через ваши проекты!