Назад

Зачем Европе «Немосква»

В Брюсселе показывают проект Nemoskva – летающую картошку, мехового Ленина и другое искусство из российских регионов

Текст материала

Дрожащие картофелины, балансирующие между свободным падением и невесомостью, заставляют зрителей ходить, задрав голову. Эта электромагнитная установка – инсталляция «Пауза» арт-группы из Екатеринбурга «Куда бегут собаки». Куратор-консультант «Немосквы» Антонио Джеуза признается, что хотел взять на выставку другую их работу – «Испарение Конституции Российской Федерации» из Музея современного искусства Антверпена (MuHKA), ставшую хитом последней Уральской индустриальной биеннале. Но там буквы испаряются под воздействием утюгов, а в брюссельский центр изящных искусств Bozar с утюгами не пустили пожарные. И тогда появилась левитирующая картошка, рождающая ассоциации и с «Едоками картофеля», и со страной, в которой одна картофелина могла даровать человеку спасение или обречь на смерть.
default-1p9r.jpg
В гостях – Европа
Выставка «Двенадцатый часовой пояс: путевые заметки из России» – очередной этап долгосрочного проекта Nemoskva, инициированного два года назад Алисой Прудниковой, комиссаром Уральской индустриальной биеннале и директором по региональному развитию ГЦСИ-РОСИЗО. Идея состоит в том, чтобы познакомить мировую арт-общественность с современным искусством, создаваемым в российских регионах, и выявить культурный потенциал нестоличных городов. Первое знакомство должно было состояться на месте, для чего в августе 2018 г. в Россию выдвинулась представительная группа отечественных и иностранных кураторов – всего 60 человек. Путешествие заняло меньше четырех недель. Маршрут пролегал через 12 городов: Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Хабаровск и Владивосток. В каждом из городов помимо передвижной выставки проходило портфолио-ревю, где отбирались самые достойные идеи и проекты.

Территория России, как известно, охватывает 11 часовых поясов. Несуществующий 12-й пояс – зона искусства, способная объединить всех, и не обязательно на родине. Поэтому лучшие произведения должны были составить выставку, запланированную на лето 2019 г. в брюссельском центре Bozar.

Для чистоты эксперимента курировать ее пригласили иностранцев – директора ассоциации медиаискусства HMKV в Дортмунде Инке Арнс и куратора Нойбауэрской коллегии по культуре и искусству при Университете Чикаго Дитера Рульстрате. «Меня прельстила абсурдная идея сжать самую большую в мире страну в относительно малом пространстве небольшого центра современного искусства, в городе среднего размера, в среднего размера стране», – объяснял Рульстрате на открытии в Bozar, заметив, что только в ноябре прошлого года получил приглашение стать куратором. Срок был явно недостаточным для полноценной подготовки, но соблазн оказался слишком велик.
default-1pau.jpg
Гильзы и скрепы
За пару часов до вернисажа еще заканчивался монтаж самого многопредметного объекта – видеоинсталляция Инны Додиомовой из Владивостока под названием Vortex (2019). Несколько дней напролет для нее подвешивали к потолку 1391 стреляную гильзу. Гильзы образовывали перевернутую пирамиду, призванную вспомнить о кровопролитном советско-японском конфликте 1938 г. у озера Хасан и о том, насколько изменились сегодня отношения соседей.

Это единственный объект выставки, напоминающий о трагедии. Остальные если и оценивают жизнь критически, то не идут дальше экологических проблем. Как, например, Алексей Мартиньш в деревянной инсталляции «Черное облако» (2019), намекающей на смог из испарений предприятий и дыма, висящий над Красноярском. Или Елена Аносова (Иркутск) в фотографиях из серии «Саган саг», что в переводе с бурятского означает «белое время». На снимках – зима на Ольхоне, единственный сезон, когда в отсутствие туристов остров на Байкале живет своей жизнью. Серия давняя, 2012–2015 гг., созданная задолго до «Немосквы». Как и «Пауза», и многие работы на выставке – их тут примерно половина. «Вечность» (2011) – видео, созданное дуэтом «Провмыза», – получила в свое время премию Курехина. «Сибирские кошмары» (2015–2019) известной томской художницы Наташи Юдиной знают по меховому бюсту Ленина – он разошелся в инстаграме без имени автора, как народный мем.

Инсталляция Steel Life (2019) Елены Слобцевой из Перми тоже работает с мемом, в который превратилось в последние годы слово «скрепы». Она сделана из стальных скобок – маленьких, которыми сшивают тетрадки, и больших, вроде тех, что используют при строительстве деревянных домов. На глазах зрителей на скобы-пиксели раскладывается рисунок Левитана «Гумно», подсказавший художнице идею работы. Рисунок был сделан на берегу Волги. Волга – приток Камы, именно так, а не наоборот. А на Каме стоит Пермь, в которой происходит эта «стальная жизнь».
default-1pat.jpg
Арт-репортаж
В целом выставка кажется рассказом о жизни, удаленной от центра и полной проблем – но не трагедий. «Легко показать плач Ярославны, но трудно показать проблему через пути ее решения», – прокомментировала выставку Оксана Орачева, директор Благотворительного фонда Владимира Потанина. Но здесь не пошли по легкому пути, благо фонд, как стратегический партнер проекта Nemoskva, профинансировал большую часть его бюджета – 16 млн из 25 млн руб. Недостающие средства дали местные бизнесмены и компания «Сибур».

Очевидно, что первоначальная концепция «Немосквы» пересмотрена. Выставка уже не результат прошлогоднего путешествия, у нее нет амбиции продемонстрировать, что такое современное искусство России. Как говорит Алиса Прудникова, «это лишь репортаж, contemporary art report, жанр «как я провел этим летом». И не итог, а только очередной этап многолетней, рассчитанной до 2022 г. программы, в которой будут и арт-резиденции, и выставки в разных мировых центрах, включая Москву.

Сейчас же выставка должна была демонстрироваться в другом окружении: одновременно с ней директор Bozar Пол Дюжарден собирался представлять в Брюсселе проект Renaissance, который курирует известный бельгийский художник Люк Тёйманс. Но Тёйманс отдал все силы своей персональной выставке в Венеции, открывшейся параллельно с биеннале, и Renaissance перенесли на 2020 г. А вместо него показали обещанную позже выставку «Воплощение. Африканское искусство как философия» художника и куратора из ЮАР Кенделла Гирса и конголезского коллекционера Синдики Доколо. Она поставила «Немоскву» в иной контекст, но антиколониальный пафос в итоге обе выставки объединил.

Брюссель

До 8 сентября

Другие статьи

Стартовала Школа Фонда Потанина — 2025 «Сохраняя наследие»
22 июня 2025
Журнал о благотворительности
Стартовала Школа Фонда Потанина — 2025 «Сохраняя наследие»
Начала работу Школа Фонда Потанина «Сохраняя наследие»
20 июня 2025
Агентство социальной информации
Начала работу Школа Фонда Потанина «Сохраняя наследие»
Коллеги, со-творцы, друзья
26 мая 2025
Культура Екатеринбурга
Коллеги, со-творцы, друзья
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
Культура длинных денег
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Культура длинных денег
Большая опора для маленького фонда
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Большая опора для маленького фонда
Инвестиции на века, цели на год
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Инвестиции на века, цели на год
Базовый актив для НКО
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Базовый актив для НКО
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
17 апреля 2025
Агентство социальной информации
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»