Назад

Вокальный спектакль-променад Бориса Юхананова откроет THEATRUM-2023

15 февраля открывается THEATRUM — совместный проект фестиваля «Золотая Маска» и Благотворительного фонда Владимира Потанина, призванный найти формы взаимодействия театра и музея. В 2023 году он проходит в сотрудничестве с Пушкинским музеем, представляющим выставку «Всеобщий язык». В программе — вербатим в мобильных устройствах на выставке, вокальный спектакль-променад и site-specific перформанс театра теней.

THEATRUM-2023 объединяет разножанровые спектакли, каждый из которых стремится найти языковую, технологическую и эстетическую общность между музеем и театром. Постановки проходят на площадках Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и тематически связаны с выставкой «Всеобщий язык», представляющей многообразие форм человеческого общения и поиски общего языка.

Вокальный спектакль-променад «Книга висячих садов», созданный режиссёром Борисом Юханановым в соавторстве с художниками Степаном Лукьяновым, Анастасией Нефёдовой и Ильёй Стариловым, — попытка создать первую театральную версию вокального цикла Арнольда Шёнберга на стихи Стефана (Штефана) Георге. «„Книга висячих садов“ — самый вавилонский вокальный цикл Шëнберга, — говорит куратор THEATRUM-2023 Илья Кухаренко. — Не только потому, что название отсылает нас к висячим садам Семирамиды, но и потому, что созданные в 1908–1909 годах 15 песен 15-го опуса стали для Шёнберга первой попыткой уйти от тональности в сторону додекафонии — нового принципа организации музыкального материала. В этом цикле всё, что ранее казалось незыблемым — почва под ногами, отношения, эмоции, смыслы, — всё расшатывается, ломается и ускользает. Это словно наблюдение художника за процессом разрушения прежнего стройного здания классической гармонии, свидетельство падения Башни». Спектакль также апеллирует и к личной истории музыканта: трагическому любовному треугольнику между Арнольдом и Матильдой Шёнбергами и австрийским художником-экспрессионистом Рихардом Герстлем. «Книга висячих садов» — одна из первых рефлексий композитора на тему этой личной драмы, которая также прослеживается в его моноопере «Ожидание» и Втором струнном квартете.

В спектакле заняты артисты, принимавшие участие в Молодёжной оперной программе Большого театра. Роль Матильды в спектакле исполняет Ульяна Бирюкова (меццо-сопрано), Арнольда Шёнберга — Николай Землянских (баритон), Рихарда Герстля — Илья Кутюхин (баритон). Музыкальный руководитель постановки — пианистка и концертмейстер Елизавета Дмитриева. Она же исполняет фортепианные партии вместе с Александром Широковым. Показы спектакля «Книга висячих садов» пройдут с 15 по 19 февраля в Collector Gallery.

Ещё один проект THEATRUM’а — документальный спектакль «Человек за экспонатом», созданный режиссёром Никитой Кобелевым и драматургом Ольгой Федяниной. Зрители пройдут по выставке «Всеобщий язык» с планшетом, на котором будут собраны видеозаписи разговоров с сотрудниками музея, и услышат истории смотрителей, охранников, экскурсоводов и кассиров, рассказанные от первого лица. «Это взгляд на музей изнутри, попытка сместить зрительский фокус с экспонатов и музейных интерьеров на людей, работающих в музее, на их судьбы, на их особое отношение к тому месту, которому они служат», — говорит Илья Кухаренко в своём кураторском тексте.

«Вам звонили» — перформанс, использующий средства театра теней и театра кукол. Над его созданием работали режиссёр Анна Иванова-Брашинская, режиссёр-педагог Майя Краснопольская, драматург Алексей Гончаренко и художник Эмиль Капелюш. Консультировал постановщиков доцент кафедры древних языков исторического факультета МГУ Алексей Белоусов. Илья Кухаренко так характеризует перформанс: «Драматургическая канва строится на текстах античных эпитафий и посвящена одной из самых драматичных и таинственных коммуникативных практик в истории человечества — разговорам живых и мëртвых. Посредником в этом разговоре выступает надгробная плита/стела/статуя — это и портал, и артефакт, и персонаж со своим собственным голосом». Спектакль будет проходить в декорациях античных слепков в Учебном художественном музее им. И.В. Цветаева — филиале Пушкинского музея.

Публичная профессиональная программа THEATRUM’а будет посвящена темам и форматам, представленным в спектаклях проекта. В фойе Электротеатра «Станиславский» 21, 22 и 23 февраля пройдут дискуссии с участием театральных экспертов: «Опера в Музее, Музей в Опере», «Документ/свидетельство — единица хранения реальности в театре и в музее», «Экспонат как персонаж».


Источник: Журнал «Театр»

Другие статьи

Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
Инвестиции на века, цели на год
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Инвестиции на века, цели на год
Базовый актив для НКО
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Базовый актив для НКО
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
17 апреля 2025
Агентство социальной информации
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
11 апреля 2025
Агентство социальной информации
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
Капиталы медленно целятся
01 апреля 2025
Банковское обозрение
Капиталы медленно целятся
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»