Назад

В Российском этнографическом музее проекту «Культура движения» дали новый виток

Музей запустил цикл авторских медиаций – многосторонних диалогов – на выставке о спорте, традициях и образе жизни

Выставка «Культура движения. Выставка о спорте, традициях и образе жизни» – один из важнейших продуктов масштабного проекта на стыке спорта и культуры «Культура движения», реализуемого Российским этнографическим музеем (РЭМ) при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках программы «Сила спорта».

Проект нацелен на популяризацию здорового и активного образа жизни, массового спорта и культурного наследия народов России. Он направлен на выявление связей между современной физической культурой и народными традициями, историческим опытом.

В основе лежит полевое антропологическое исследование современных двигательных практик в Петербурге, Дагестане и Республике Коми. Проект включает мероприятия разной направленности, которые позволяют обращаться к детям и взрослым, профессионалам в области культуры, науки и широкой аудитории.

Диалог с помощью экспонатов

Цель программ медиации – через наблюдение, дискуссию и взаимодействие поговорить о том, что для людей может быть важно здесь и сейчас, дать возможность поделиться опытом и сделать свои выводы.

«Медиация – это разговор на актуальные темы в музейном пространстве, обсуждение вопросов, которые прежде всего интересны и беспокоят пришедших. Этот формат помогает найти ответы, новые решения, и экспонаты в этом поиске выступают помощниками», – рассказала заведующий отделом музейной педагогики Российского этнографического музея Ксения Шолкина.

Она добавила, что медиация – это не экскурсия, и задача медиатора в первую очередь заключается не в том, чтобы затронуть волнующие людей смыслы и дать возможность им высказаться, выразить себя. То есть медиация – это в том числе встреча с самим собой с помощью выставочного пространства.

Важный дебют

Программа Школы музейной медиации, обучение в которой прошли музейные медиаторы, была разработана Ассоциацией менеджеров культуры и реализована на базе Российского этнографического музея в очном и цифровом форматах. Обучение кандидатов на роль медиаторов проходило на лекциях и тренингах, занятиях по созданию авторских маршрутов, экспертных консультациях. В финале ученики сдавали очный экзамен и получали соответствующие сертификаты.

«Впервые в нашем музее реализована такая форма работы с посетителями – авторские медиации. Обучение медиаторов в специальной школе и подготовка специальных авторских программ. Проект на самом деле уникальный. Для нас это дебют и конечно, очень важный опыт», – рассказала Ксения Шолкина.

Она отметила, что медиаторами стали самые разные люди, объединенные искренней заинтересованностью тематикой Российского этнографического музея и содержанием выставки. Их задача – настроить участников на диалог вокруг ее замысла, поддержать желание поделиться впечатлениями, наблюдениями, переживаниями, мыслями, возникающими во время музейной медиации.

Участники программ освоили фактический материал и базовые концепты выставки, получили новые и усовершенствовали прежние компетенции в областях методологических основ музейной медиации, психологической культуры и компетентности музейного медиатора, сторителлинга и культуры речи. В медиациях, представленных по окончании курса, движение рассматривается с самых разных ракурсов, например как источник эмоций, как средство общения, как инструмент самопознания и личностного роста.

Терапевтический эффект

Медиации посвящены различным аспектам осмысления роли движения в жизни человека. Например, программа «Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню» Анастасии Клименковой раскрывает мотивацию и препятствия человека к движению. Программа «Автоэтнография спорта: медиация на тему антропологии движения» Зинаиды Головенко рассказывает, как автоэтнография возникает в жизни любого человека, а не только этнографа или антрополога, как она помогает разобраться в себе и даже приносит терапевтический эффект.

«Терапевтический эффект действительно налицо. Он достигается за счет возможности поделиться своим опытом и переживаниями в доверительной, дружеской атмосфере. Люди делятся, получают отклик, что в итоге приводит к исключительно положительным эмоциям», – рассказала Ксения Шолкина.

Она добавила, что посетители уже отзываются о медиациях как об очень необычном и ярком опыте, приведшем к неожиданным и позитивным чувствам. Поскольку именно в этом и была цель новой программы, можно считать ее успешной и ожидать новых предложения от музея.

Подробнее ознакомиться с расписанием и программами медиаций можно на сайте Российского этнографического музея.


ИсточникСетевое издание spbdnevnik.ru

Другие статьи

Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
Культура благотворительности
14 октября 2024
The Art Newspaper Russia
Культура благотворительности
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты