Назад

Цифровые инструменты без ущерба качеству образования: о том, как идти в ногу со временем и не поддаться панике

Текст материала

Технологии дистанционного обучения все больше захватывают современное образование, и это вполне объяснимо. Изменения в бизнесе, связанные с цифровизацией, влияют и на рынок труда: требования к персоналу возрастают, от сотрудника ждут гибкости, мобильности и реальных практических навыков, которые можно применять здесь и сейчас. И хотя классическое образование с его фундаментальностью и обширной теоретической базой все еще воспринимается большинством российских работодателей как обязательное требование при трудоустройстве, на практике оно все чаще доказывает свою несостоятельность в современных реалиях. Требуется гибкая и непрерывная подготовка кадров, заточенная под конкретные практические задачи.

В этом контексте особое значение приобретают онлайн-курсы. Они лишены некоторой «статичности» офлайна, их намного легче дополнить и скорректировать в соответствии с актуальными реалиями. Такой курс, как правило, разработан под конкретную цель, а значит он достаточно емкий и имеет четкую структуру. К тому же дистанционное обучение более гибкое по своей сути – человек может учиться откуда угодно, при необходимости повторяя материал столько раз, сколько ему требуется.

Онлайн-обучение в новых реалиях

Элементы онлайн-обучения присутствуют в учебных программах большинства российских вузов достаточно давно – формирование электронной образовательной среды является для учебных заведений обязательным требованием ФГОС. Еще совсем недавно дистанционные программы выполняли функцию дополнения к очному обучению, и, наверное, в таком формате образовательный процесс имел бы наибольшую эффективность, но на данный момент обстоятельства складываются несколько иначе. Пандемия заставила быстро перейти в онлайн практически всех. Каким будет будущее российского образования в свете последних событий, можно только гадать, но пока что очевидно одно: к такому резкому развертыванию e-learning оказались готовы далеко не все.

Еще в 2019 году ВШЭ проводила исследование степени владения дистанционными технологиями преподавателями российской высшей школы. Сами преподаватели оценивали свои цифровые навыки невысоко – в среднем 3,2 балла из 5, а каждый 4-й признался, что ни разу за последние три года не использовал инструменты видеосвязи для участия в вебинарах или проведения занятий. В итоге, согласно недавнему исследованию Минобрнауки, около 60% преподавателей вузов так и не смогли адаптироваться к цифровым условиям и онлайн-парам. В свою очередь, те, кто внедрял элементы дистанционного обучения ранее, пережили процесс массового перехода в онлайн гораздо менее болезненно.

Через тернии к звездам

Алла Шестерина, профессор, доктор филологических наук и преподаватель журфака Воронежского государственного университета, начала еще активнее использовать элементы дистанционного образования в своей преподавательской практике в 2013 году, когда стала победителем конкурса индивидуальных грантов «Преподаватель онлайн» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Тогда Алла представила сайт, на площадке которого разместила три своих учебных курса в открытом доступе. С тех пор она начала еще активнее развивать цифровые образовательные инструменты и внедрять их в свою преподавательскую практику. За это время она сняла около 70 видеоматериалов для лекций, создала образовательные аккаунты в соцсетях и обучающий канал на YouTube. К резкому переходу в онлайн, с которым столкнулся, в том числе и ВГУ, Алла оказалась готова.

«Для меня как преподавателя важное преимущество онлайн-обучения – возможность давать материалы в разных форматах и упрощать его усвоение, – отмечает Алла Шестерина. – Недавно я победила в конкурсе «Лучший лектор страны» с видеолекцией, в которой часть информации я перенесла в видеоряд. Благодаря дистанционным возможностям я могу прочитать лекцию студентам разных вузов, не выезжая из дома. С точки зрения студентов, онлайн – это доступ к дополнительным знаниям, что особенно важно для людей, которые чувствуют недостаток учебных программ по курсу. Еще один плюс – возможность формировать индивидуальную траекторию обучения: выбирать курс, который нужен тебе, и осваивать его в удобное время, многократно повторяя сложный материал».

Перевести в онлайн непереводимое

Еще одно ограничение, с которым, по данным исследования, столкнулись некоторые вузы при переходе в онлайн – невозможность  проводить дистанционные занятия по инженерным, медицинским и отдельным творческим направлениям, где требуются постоянный контакт преподавателя со студентом. Затруднен был и процесс оценки прогресса студентов, обучающихся по таким специальностям, потому что полученные знания в подобных областях едва ли можно проверить как-то еще, кроме как на практике. Однако и здесь существуют успешные кейсы.

Своим опытом делится доцент кафедры электроники, колебаний и волн Саратовского национального исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского Ирина Ремпен: «К началу работы в новых условиях у меня был небольшой опыт дистанционного общения со студентами. В 2011 году я стала одним из победителей конкурса Фонда Потанина «Преподаватель онлайн» и вместе со своими коллегами-учёными из разных городов России посетила школу по созданию преподавательского сайта. Для этого сайта мной был подготовлен ряд материалов, включая презентации некоторых лекций и “Виртуальную лабораторию”. Для приёма промежуточной аттестации я разработала вопросы и задания для теста, размещённого на платформе Moodle».

Об оптимальной комбинации онлайн и очных занятий

Несмотря на резко изменившиеся реалии, большинство преподавателей продолжают рассматривать дистанционную работу как дополнение к традиционному образованию, способное заполнить определенные пустоты, но неспособное полностью заменить «живую» коммуникацию. И в этом есть своя логика. Пожалуй, за смешенным обучением – будущее образование, главная задача преподавателей – найти оптимальный баланс.

Практический опыт в разработке самой концепции смешенного обучения имеет Владимир Хрящев, доцент кафедры инфокоммуникаций и радиофизики, научный руководитель Центра искусственного интеллекта и цифровой экономики ЯрГУ. В 2016 году он также становился победителем грантового конкурса Фонда Потанина с проектом совмещения двух форматов в высшем образовании. Проект заключался в разработке методов одновременного использования онлайн и аудиторного обучения, а также разработке онлайн-среды «Study24Seven» - аналога системе Moodle. Полученный опыт сформировал понимание того, как использовать современные коммуникационные технологии в учебном процессе.

«Гуманитарные дисциплины, с большим объемом текстовой нагрузки, достаточно хорошо «ложатся» на дистанционный формат. В эпоху доступности любых источников в интернете традиционный формат «лекций под запись» явно устарел. С лабораторными занятиями дела обстоят сложнее. Однако могу себе представить появление своеобразных городских Кванториумов, оснащенных современными компьютерными классами, наборами для робототехники на базе Arduino, 3D-принтерами и другим массовым оборудованием. Мое мнение, что после снятия карантина онлайн компонента обучения в том или ином виде останется с нами. Ключевой момент  это интерес студентов к дисциплине, к личности преподавателя, к обучению в вузе в целом», – рассказал Владимир Хрящев.


Другие статьи

«Дело — в людях!»
01 августа 2022
Официальный сайт администрации Тотемского района
«Дело — в людях!»
Волонтёры фонда Потанина благоустроили экотропы в национальном парке
30 июля 2022
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ "ОСЕТИЯ-ИРЫСТОН"
Волонтёры фонда Потанина благоустроили экотропы в национальном парке
История о столбах, рок-музыке и невидимых скульптурах
28 июля 2022
Агентство социальной информации
История о столбах, рок-музыке и невидимых скульптурах
Благоустройством Даурского заповедника и нацпарка «Чикой» займутся волонтеры Фонда Потанина
26 июля 2022
Краевая общественно-политическая газета «Забайкальский рабочий».
Благоустройством Даурского заповедника и нацпарка «Чикой» займутся волонтеры Фонда Потанина
Волонтерская экспедиция фонда Потанина на «Красноярских Столбах»
22 июля 2022
Национальный парк «Красноярские Столбы»
Волонтерская экспедиция фонда Потанина на «Красноярских Столбах»
Кавказский заповедник принимает волонтерский лагерь для стипендиатов Фонда Потанина
21 июля 2022
Официальный сайт Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г.Шапошникова
Кавказский заповедник принимает волонтерский лагерь для стипендиатов Фонда Потанина
Лагерь для стипендиатов
20 июля 2022
Республиканская газета «Северная Осетия»
Лагерь для стипендиатов
Делегация гостей из Благотворительного фонда В. Потанина посетила музей
18 июля 2022
Официальный сайт Музея изобразительных искусств республики Карелия
Делегация гостей из Благотворительного фонда В. Потанина посетила музей
Новый формат волонтерского мероприятия
18 июля 2022
Официальный сайт Приокско-Террасного государственного заповедника
Новый формат волонтерского мероприятия