Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

ТОЛЬКО ВЕЧНОСТЬ: ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «КОЛЛЕКЦИЯ! СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В СССР И РОССИИ 1950-2000»

В Центре Жоржа Помпиду в Париже до 27 марта 2017 года будет работать уникальная выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950-2000», дар Благотворительного фонда Потанина, коллекционеров, художников и их наследников музею. Как прошло открытие — вспоминает художник Валерий Кацуба, чья работа тоже была включена в выставку.

Текст материала

В Центре Жоржа Помпиду в Париже до 27 марта 2017 года будет работать уникальная выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950-2000», дар Благотворительного фонда Потанина, коллекционеров, художников и их наследников музею. Как прошло открытие — вспоминает художник Валерий Кацуба, чья работа тоже была включена в выставку.

«Вечность» — слово, которое, как мне показалось, слышалось со всех сторон в тот вечер в Центре Помпиду. Его, по-моему, произносила Ольга Свиблова, инициатор и куратор выставки «Коллекция». После выставки она сказала, что для нее в этом событии главное то, что она «впервые сумела объединить талантливых художников и коллекционеров, таких как Владимир и Екатерина Семенихины, Игорь Цуканов, Тамаз и Иветта Манашеровы, Николас Ильин — за что хочется отдельно поблагодарить фонд Потанина». И совершенно точно Бернар Блистен, директор Центра Помпиду. Он, ведя разговор с Ниной Мамышевой (мамой художника Владислава Мамышева-Монро) и одновременно пожимая мне руку, так и сказал, что, мол, «мимолетности жизни его не интересуют, и только вечность...».

Окончания фразы я не дослушал, поскольку стал вспоминать шаг за шагом, как же мы «попали в вечность», то есть что и как сделали, чтобы оказаться в коллекции Центра Помпиду, в своеобразной «вечности» для художников.

Я вспомнил, как 15 лет назад (2001 год) в доме Ольги Тобрелутс мне попался на глаза альбом Гаспара Надара с фотографиями Пьеро (мим Дебюро в роли Пьеро). Вспомнил, как хозяйка ушла делать чай, а я, коротая время, стал разглядывать нарисованные на лице мима маски-экспрессии, и как маски Пьеро напомнили мне выражения лица Владика Монро. Вспомнил, как я потом ему звонил в Москву и заманивал в Петербург для «одного интересного дела», содержание которого от художника держал в секрете до последнего момента, то есть до его приезда. Вспомнил о наших сообщниках Евгении Сорокине и Юрии Виноградове, о том, как сделал «список страстей», и о том, как трудно было Владику перед камерой изображать свои же эмоции-страсти. Вспомнил, как позже, когда были уже получены контрольки съемок, в Толстовском доме на улице Рубинштейна Юра Виноградов готовил ужин, а мы с Владиком в муках придумывали название первого совместного проекта, и как в итоге я обратился к книжной полке, а именно к толковому словарю Даля. И там в примерах толкования слова «страсть» и затаилось название фотоистории — «Всякая страсть слепа и безумна», проекта, который затем с каждым годом начинал «все больше и больше нравиться» Ольге Львовне, словно вино, со временем становясь насыщеннее и крепче.

В том же зале музея Помпиду, где разместилась «Всякая страсть», рядом со мной стоял Юрис Лесник и тоже о чем-то размышлял, глядя на соседствующие со «Страстью» кадры Пиратского телевидения 90-х годов, на котором он был режиссером и оператором. Мы оба были немного растеряны. Не знаю, о чем думал Юрис, а я продолжал вспоминать — теперь уже премьерные показы Пиратского телевидения в сквоте художников на Мойке в 90-х годах в Петербурге. Вспоминал, как мы все хохотали, выпивали, танцевали... И предположить не могли, что окажемся в Помпиду со своими «поделками». Я, во всяком случае, точно не предполагал.

справа - Лев Евзович, художник; слева - Николя Лиуччи-Гутников, сокуратор выставки

РАБОТЫ ВИТАЛИЯ КОМАРА И АЛЕКСАНДРА МЕЛАМИДА "ВПЕРЕД К ПОБЕДЕ КОММУНИЗМА!" И "СЛАВА ТРУДУ!", 1972 / 2004 (ДАР ВЛАДИМИРА АНТОНИЧУКА) 

В зал ленинградско-петербурского искусства, где мы стояли с Юрисом, заглянул Сергей Бугаев-Африка, заходил Олег Котельников проведать свои произведения, которые висели рядом с работами ушедших от нас Георгия Гурьянова и Тимура Новикова. К этим работам подошла Катя Андреева, которую Владик Монро как-то назвал искусствоведом «одновременно остросовременным и вечным». И ее присутствие на вечере, посвященном Вечности, было как нельзя кстати. Мы поздоровались с Катей, и она тихо-тихо сказала мне, что вот «несколько лет назад в приоткрывшуюся щель двери Центра Помпиду Владик Монро вставил ногу, и больше эту дверь от нас они так и не смогли закрыть». Вначале я не понял, о чем говорила Катя, но затем, когда вновь встретился с директором Центра Помпиду, и тот вдруг стал рассказывать, как несколько лет назад в Москве Николя Шибаев познакомил его с Владиком и как они вместе гуляли по Москве... Здесь я все понял. Именно тогда и приоткрылась та щель, по выражению Кати, куда и вставил ногу Владик.

В зале ленинградско-петербургского искусства появилась Лиза Березовская, которая в октябре-ноябре представит в Москве и Петербурге книгу собранных ею воспоминаний современников о Владике Монро, или даже больше — воспоминаний о времени, которое в тот вечер мы все вместе передавали на хранение Центру Помпиду.

Бернару Блистену наша компания была приятна, и он, выражая нам симпатию, пообещал личную ночную экскурсию по залам музея с Матиссом... Нина Ивановна Мамышева отозвалась на предложение восхищенным вздохом, и мы было уже засобирались, но тут объявили речи, и директор ушел к микрофонам, где у него уже образовалось другое общество — Ольга Свиблова, Михаил Швыдкой, куратор с французской стороны Николя Люччи-Гутников и коллекционер Владимир Семенихин. Рядом экспозицию осматривал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Было очевидно, что торжественность и значимость момента передалась и ему — позже он сказал, что «Наше послевоенное искусство будет, таким образом, гарантированно вписано в историю искусств».

К нашей компании присоединились замечательные французские художники Пьер и Жиль, дружившие с петербургской богемой, подошли Марк де Мони с Полиной, галеристы Илона Орел и Владимир Фролов. Меж тем Ольга Львовна приглашала на сцену художников. Первым вышел Эрик Булатов, живущий в Париже, за ним AES+F... На открытие Эрик пришел в сопровождении приятных дам, умиротворенный вид и одежда которых заставили меня вспомнить чаепития в Переделкино и подумать о том, что хотим мы того или нет, но наш внешний вид выдает в нас ностальгию по самым счастливым временам: детали одежды тех времен, слова, шляпки-прически, манеры становятся нашими оберегами, которые мы всегда потом берем с собой.

справа - Лев Евзович, художник; слева - Николя Лиуччи-Гутников, сокуратор выставки

ОЛЬГА СВИБЛОВА, ДИРЕКТОР МАММ

 

Кира Сакарелло-Церетели, супруга исполнительного директора ММОМА Василия Церетели, была в фантастическом белом платье, выполненном, представлялось, по эскизам художников русского авангарда начала XX века, традиции которых и продолжали здесь на выставке нонкомформисты и вслед за ними представители московского концептуализма, которым в Помпиду уделили большое внимание и представили довольно полно.

Вообще на выставке было более 250 работ и более 60 авторов советского и русского искусства с 1950-х годов до начала 2000-х. Полагаю, что большинству интересующихся современным искусством в нашей стране эти работы давно знакомы, как, скажем, «Прощание с "Розовым забором"» (1963) Михаила Рогинского или «Летом умер отец» (1984) Эдуарда Штейнберга, как и работы Виктора Пивоварова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Оскара Рабина, Павла Пепперштейна, Дмитрия Пригова и Олега Кулика. Но смысл выставки был не в новизне произведений и авторов, а в том, что все представленные здесь работы — уже часть коллекции Центра Помпиду. Отсюда и особенность момента, и некоторое ощущение, что идешь по архивным залам, что тебе позволили посмотреть уже ушедшую эпоху, которую поставили «на сигнализацию». В этом магия Центра Помпиду и его великий смысл.

Собиралась коллекция следующим образом: часть работ была подарена самими художниками или их наследниками, часть — коллекционерами Екатериной и Владимиром Семенихиными, Инной Баженовой, Игорем Цукановым, Ником Ильиным, супругами Манашеровыми, Пьером Броше и Пакитой Эскофе Миро. Значительная же часть была выкуплена у художников, их наследников и коллекционеров Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Все происходило стремительно. В самом начале апреля был разговор с Ольгой Свибловой о возможном интересе Центра Помпиду к серии «Всякая страсть». И уже в 20-х числах апреля я получил письмо из Мультимедиа Арт Музея Москвы, в котором меня поздравляли и сообщали «по просьбе Центра Помпиду, Фонда Потанина и Ольги Свибловой, что финальная закупочная комиссия Центра Помпиду утвердила закупку Ваших работ». Разумеется, несмотря на то, что это был дар фонда Потанина, музей такого уровня не мог его принять без художественной экспертизы своих специалистов. В начале лета меня уже приглашали на выставку. Признаться, что до самого торжественного дня мне не верилось, что такая большая, серьезная и символическая выставка откроется вовремя.

Поздно вечером гостей вернисажа пригласили на коктейль на крышу музея, где я встретился с молодыми коллекционерами Сашей и Женей Поповыми. В руках у Саши была книга и горели глаза.

«Я подпишу этот каталог у Эрика Булатова», — говорил Саша (Эрик и его друзья сидели в уголку за столиком и опять напоминали мне чаепитие в Переделкино). То был не каталог «Коллекции», но, к счастью для Саши, в нем были работы Эрика.

В зале для фуршета квартет музыкантов в черных костюмах стал исполнять музыкальные зарисовки на русские народные мелодии и произведения классиков. Я вышел на открытую террасу музея покурить. Там была мама Владика Монро с друзьями. Она впервые приехала в Париж. Вот, смотрите, Нина Ивановна, перед вами — Париж, его ночь с освещенной Эйфелевой башней, Нотр-Дамом, Сакре-Кер, Сеной... Мы все вместе на крыше Центра Помпиду под бесконечностью звездного ночного неба. И если все же есть  вечность для художников, то в эту ночь она точно коснулась Центра Помпиду. 

ФОТО: MARIE AUGUSTINE

ТЕКСТ: ВАЛЕРИЙ КАЦУБА

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вышли в людики
24 сентября 2012
Московские новости
Вышли в людики