Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Субсидии или смерть: есть ли альтернатива у российской культуры

Восприятие культуры как института исключительно дотационного довольно прочно закрепилось в общественном сознании. Но набирает силу новая тенденция — сближение культуры и экономики.

Текст материала

In article a35868a716

Субсидии или смерть — такой небогатый выбор предложили культуре в середине 60-х годов ХХ века американские экономисты У. Баумол и У. Боумен. В работе «Исполнительские виды искусства: экономическая дилемма» они поставили творческой деятельности неутешительный диагноз — «болезнь издержек».

Суть заключается в том, что издержки организаций, работающих в данной сфере, растут быстрее, чем цены, по которым удается продавать билеты, и единственным способом выжить становится финансовая поддержка со стороны. Культура в этой парадигме — роскошь, которая позволительна в сытые времена, но неоправданна в период кризисов.

О бедной культуре замолвите слово

Восприятие культуры как института исключительно дотационного довольно прочно закрепилось в общественном сознании. Да и представители творческой интеллигенции в целом не слишком этому сопротивлялись, порой даже подчеркнуто дистанцируясь от «бездуховных» вопросов товарно-денежных отношений. В то же время с конца прошлого века стала набирать силу новая тенденция — сближение культуры и экономики.

С одной стороны, пришло понимание, что развитие территорий, городов и стран заключается не только в цифрах роста ВВП. Не менее важно улучшение качества жизни людей, поскольку оно напрямую отражается на производительности труда. При этом создание комфортной среды для существования не исчерпывается возможностью купить еще один телевизор.

С другой стороны, череда кризисов разной степени интенсивности изменила отношение к расходам. Безоговорочная щедрость стала большой редкостью. К любым инициативам, включая культурные проекты, сегодня подходят с меркой их пользы для того, кто платит, будь то частный меценат, глобальная корпорация или государство. И претендентам на финансирование приходится доказывать свою эффективность.

Дорогой не прямой

Об экономике культуры и креативной индустрии заговорили уже лет двадцать назад, но процесс встраивания творческой сферы в экономическую идет достаточно медленно и болезненно, и вопросов до сих пор больше, чем ответов. Главный из них — как развивать и поддерживать культуру в современном мире и кто должен это делать.

© YouTube

Сегодня культура позиционируется как залог устойчивого развития территорий. Но экономические эффекты творческих инициатив (фестивалей, выставок современного искусства, арт-резиденций, публичных пространств) неочевидны для возможных партнеров, работающих в логике окупаемости, прибыльности и эффективности.

С точки зрения предпринимательства культура, конечно, предприятие весьма сомнительное. Прямой выгоды в большинстве случаев она не дает и трудно поддается монетизации. А в текущих экономических условиях продавать культуру непосредственным потребителям — зрителям, читателям, слушателям — становится все сложнее. Поэтому на первый план выходят косвенные эффекты — то самое влияние, которое оказывают креативные проекты на окружающий ландшафт. Ландшафт самого понятия «культура» при этом заметно меняется.

Чтоб не пропасть поодиночке

Сегодня о культуре начинают говорить в комплексном смысле. Это не только создание и реализация произведений искусства — спектаклей, картин, музыкальных этюдов. К культурным объектам относят парки и городские пространства. К культурным мероприятиям — экскурсии, лекции и фестивали. Рассматривается культура корпоративная и культура как образ жизни.

Такой расширенный подход дает простор для синергии и возможность предлагать потенциальным партнерам целый спектр творческих услуг и доступ к более широкой аудитории. Впрочем, термин «услуги» в отрасли не любят. «Культура — не сфера услуг, к ней нельзя применять те же критерии», — уверена Алиса Прудникова, комиссар 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая проходит сейчас в Екатеринбурге.

 

Собственно, именно эта неопределенность текущего положения культуры в немалой степени мешает плодотворному диалогу с контрагентами. В рамках биеннале при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина прошел международный форум «Культура как предприятие». Это попытка создать коммуникативную площадку для взаимодействия культуры, бизнеса и государства, выработать новые сценарии взаимодействия, к которым смогут обращаться те, кто развивает культурные бизнесы в своих городах и регионах.

«Наша задача — найти ответ на вопрос, что такое культура как предприятие, выйти за узкопрофессиональные рамки и понять, что культура может дать нам, городу, региону», — пояснила генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева.

По ее словам, не только государство поддерживает сегодня творческие инициативы. Корпоративный сектор и благотворительные фонды тоже предлагают свои проекты. Все активнее (и достаточно успешно) используются инструменты краудфандинга. То есть некоторая часть населения все же готова спонсировать культуру собственными средствами. А это уже говорит о том, что людям она все-таки нужна.

«В последнее время появляется все больше инициатив снизу, когда вокруг культурного проекта объединяются люди, проживающие на данной территории, и бизнес, и органы власти, и специалисты из смежных сфер. Пример из нашей практики — недавно открывшийся в Удмуртии Музей исчезнувших деревень», — добавляет Орачева.

Так много факторов хороших

Экономические эффекты культурных проектов можно рассматривать с двух сторон. С одной — это опосредованное воздействие на экономику через мультипликативные факторы. Например, какой-нибудь провинциальный музей или фестиваль не приносит прибыли сам по себе, но привлекает гостей со стороны и таким образом дает возможность заработать местным гостиницам, ресторанам, продавцам сувениров и способствует развитию туризма в регионе. Кроме того, создаются рабочие места. Культурные события или институты зачастую становятся мощнейшими драйверами городов.

С другой стороны, культура становится в один ряд с образованием и здравоохранением, помогая создавать уже упомянутую комфортную среду обитания. Для небольших провинциальных городов, из которых постепенно вымывается человеческий капитал, это особенно актуально. Запрос к среде там колоссальный, и особенно он артикулирован у молодого, экономически активного и мобильного населения. Те, кто постарше, сталкиваются с сокращением своего круга общения, поскольку многие знакомые уже уехали в поисках лучшей жизни.

© vk.com

И если не дать людям возможность общаться, развиваться, обрастать эстетическим опытом и новым кругом общения, у ни￿ по сути, не остается иных целей в жизни, кроме как уехать вслед за предшественниками туда, где все это есть. То есть в определенной степени культура может решить ситуацию с миграционными потоками. А это уже прямой экономический эффект.

Еще один пример: сады и парки. Как показывают специально проведенные исследования, наличие парковой зоны повышает уровень безопасности в прилегающем районе и снижает расходы на здравоохранение, поскольку люди больше времени проводят на свежем воздухе, охотнее занимаются спортом.

Культура стимулирует творческие способности не только у производителей, но и у потребителей креативного контента, пробуждает собственный потенциал человека, улучшая его профессиональные качества. Наконец, не стоит забывать и о социальном значении культуры: она повышает сплоченность местного населения и помогает наладить трансграничные связи.

Неподсчетна

Проблема в том, что все вышесказанное очень трудно оценить с математической точки зрения.

«Пока у нас нет ясных методик, как подсчитывать эффект. Мы, как авторы культурного проекта, можем видеть, как изменилась аудитория, какие новые площадки появились. Между тем для заказчика (в нашем случае — Министерства культуры) эти результаты не подходят, так как их нельзя переложить на язык цифр и документов», — сетует Алиса Прудникова.

Культура, безусловно, в лучшую сторону меняет среду обитания и трансформирует территорию. Но и самим представителям отрасли, и их потенциальным партнерам не хватает аналитических данных и понимания того, как делать творческие проекты, какие опыты являются провальными, а какие можно и нужно тиражировать.

Некоторые препятствия существуют и внутри отрасли, которой трудно перестраиваться на новые рельсы и катастрофически не хватает грамотных менеджеров. Сейчас при проектировании любого культурного события часто встречается такая типовая ошибка: тщательно разрабатывается сам проект (выставка, фестиваль и т. д.), но при этом его организаторы вообще не думают об определенном блоке вещей, которые на самом деле очень важны, — даже о каких-то публикациях в прессе. Тем более они не размышляют о том, что их инициатива принесет городу.

© pixabay.com

«Можно сделать очень хороший проект, но он будет обращен сам на себя, — отмечает Николай Палажченко, куратор программы „Арт-менеджмент и галерейный бизнес“ RMA, один из создателей Центра современного искусства „Винзавод“. — Как есть социальная ответственность бизнеса, так можно говорить и о социальной ответственности культуры. Она уже появляется. Люди индустрии больше на эту тему думают, возникают специальные книжки, консультанты, которые этим занимаются. Важно думать не только о контенте, но и о том, как это выглядит на внешнем контуре».

Эксперт также отмечает важность масштаба: для полноценного взаимодействия с городом недостаточно сделать пусть даже очень хороший, но маленький проект. Именно размер стал одной из ключевых причин, благодаря которым «Винзавод» оказался таким успешным, считает он.

Вторая заключается в том, что первыми в Москве авторы этого проекта выделили деньги, время и рабочие места на то, чтобы обеспечивать взаимодействие между участниками кластера. «Это очень важная вещь, о которой нужно задуматься, — говорит Палажченко. — Оно само из крана не течет. Нужно действительно применять усилия в такой очень инертной среде, как наша. Нужно закладывать под это ресурсы».

Вместе весело шагать

Кластеры — еще один момент, который роднит культуру с экономикой. Эта форма организации работы сегодня в моде. Зачастую творческие мастерские — это микропредприятия, где заняты максимум 3—4 человека.

«Эти люди очень сосредоточены на своей деятельности, у них нет более широкой экспертизы, опыта, который есть у больших компаний. Кластеры дают такого рода поддержку, стратегическое видение», — рассуждает профессор City University, консультант UNCTAD и UNESCO по вопросам культурной экономики Энди Прэтт.

Мелкие сферы деятельности могут успешно взаимодействовать и друг с другом. Но для этого недостаточно просто расположить их вместе, необходимо помочь развитию этих связей. «Нельзя построить здание и назвать его хабом, нужно смотреть, кого вы зовете в такой хаб, нужно создавать экосистему, где люди будут дополнять друг друга. Также важно определить в выборке этих компаний сильные стороны и сосредоточиться на них. Такие кластеры работают лучше, связывая определенные формы, технологии, способы искусства», — говорит эксперт.

Важно помнить и о том, что творческие хабы — это не изолированные острова, а способ соединения культуры с окружающей общиной. Они являются частью более широкого процесса обмена знаниями. Закрытость культурных сообществ и по отношению к окружающему миру, и по отношению друг к другу (творческая ревность) — это тоже одна из значимых проблем, которая препятствует их качественному развитию.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света