Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Страшно увлекательная вещь

Филипп Дзядко о проекте "Арзамас"

Текст материала

Онлайн-университет с видео- и аудиолекциями, статьями, заметками, фотогалереями и интерактивами на темы культуры и истории появился два года назад. Вначале на сайте "Арзамаса" было всего четыре курса лекций. Сегодня у него больше полусотни уникальных курсов и миллионная аудитория, и похож он на дружелюбный путеводитель по разным областям гуманитарных наук, где любой найдет интересный ему маршрут. С привычным нам образованием тут нет ничего общего: оказывается, учиться — это интересно, а главное, никогда не поздно.

Главный редактор "Арзамаса" Филипп Дзядко — об истории, которую мы не проходили в школе, о пиратстве как о новом канале распространения и о планах на ближайшее будущее, среди которых — запуск мобильного приложения "Радио Arzamas" с лучшими лекциями, курсами и подкастами проекта.

— Проект существует уже два года. Как выросла ваша аудитория? Кто она?

— Сегодня наша ежемесячная аудитория — больше четырех миллионов просмотров, один миллион уникальных посетителей, и их число растет. Мы рассказываем о не самых простых вещах — они не связаны с новостной повесткой или с потреблением,— поэтому эти цифры и скорость роста превзошли ожидания. Я надеялся, что так будет, но не думал, что так скоро. Это активные, образованные и в большинстве своем молодые люди с самыми разными интересами — от литературы до финансов. И они мне очень нравятся.

— В вас нет снобизма: "Арзамас" есть как в "Фейсбуке", так и на "Одноклассниках" и "ВКонтакте". Вы сразу планировали выходить на все площадки? Предполагали ли вы такую популярность в "народных" сетях?

— Мы должны быть там, где людям удобно нас читать и смотреть. А значит, надо заниматься всеми возможными каналами распространения контента, выбирая адекватный язык для каждого. Сейчас наша совокупная аудитория в соцсетях — около 700 тыс. человек, и у каждой — свои читатели. Во "ВКонтакте" у нас 258 тыс. подписчиков, в "Одноклассниках" нас читает 127 тыс. человек, и это не случайная удача — эта аудитория нам важна. Мы сразу поставили перед собой задачу выйти за пределы "обычных подозреваемых" и разговаривать с максимально широкой аудиторией. Отсутствие снобизма, о котором вы говорите,— это принципиальная позиция. В медиа самое важное — это интонация, и я хочу, чтобы мы говорили с людьми не с позиции знатоков, вещающих профанам, а как с потенциальными единомышленниками, объединенными интересом к истории и желанием самосовершенствоваться.

В ноябре будет запущено мобильное приложение

В ноябре будет запущено мобильное приложение "Радио Arzamas" с лучшими лекциями, курсами и подкастами проекта

— Начал ли проект "зарабатывать"?

— В этом году мы начали заниматься партнерскими проектами. Это работа с большими культурными институциями — Пушкинским музеем, Третьяковкой, Европейским университетом в Санкт-Петербурге, Фондом Потанина и другими и с крупными компаниями — нашим ключевым партнером "Издательство "Яндекса"", РЖД и Peugeot и другими. Вместе c ними мы делаем спецкурсы, спецпроекты, лектории и отдельные партнерские материалы в ежедневной рубрике "Журнал". Сейчас мы готовим ряд платных сервисов. Один из них — мобильное приложение с уникальным контентом для подписчиков. Его "вкладчиками" будут не только отдельные люди, но и компании, которые понимают, что это удобный образовательный канал для повышения уровня знаний своих сотрудников.

— Пришлось ли вам уже столкнуться с пиратством?

— О да, и в разных формах. Почти с первого дня существования проекта "Арзамас" наши лекции стали появляться на торрентах. Не очень понятно, зачем это нужно: мы ведь распространяем их бесплатно и ничего взамен не просим, но все равно приятно — это ведь еще один незапланированный канал распространения. Недавно какие-то ребята, чуть попортив наш ролик "Древний Рим за 20 минут", сделали его английскую версию и опубликовали в YouTube. Когда в ответ мы выпустили свой английский перевод работы, озвученный актером Брайаном Коксом, и за сутки получили 100 тыс. просмотров, воры свой ролик удалили. Все, конечно, зависит от конкретных случаев, но в целом я это расцениваю как комплимент: так рынок говорит о том, что наш продукт нужен, а наш бренд уже достаточно силен, чтобы справляться с откровенно вредными случаями.

— Приходилось ли менять контент и способы подачи из-за реакции аудитории? Что оказалось самым востребованным, а к чему аудитория была не готова?

— Мы все время придумываем новые ходы и смотрим, как их воспринимает аудитория. Из того, что наш читатель ценит и что мы, кажется, умеем делать лучше всех (и не только в России),— это короткие видео- и аудиолекции: такой ликбез, базовая информация о главных культурных явлениях в максимально доступной и легкой форме. В партнерстве с "Яндексом" мы сделали "Древний Рим за 20 минут", с Благотворительным фондом Владимира Потанина — "Самую быструю историю русского искусства XX века". Это очень сложная работа: над роликами несколько месяцев колдуют десятки экспертов в разных областях, но за каждое сказанное нами слово мы готовы ответить — за каждым нашим продуктом стоит экспертиза нескольких редакторов и ученых, труд фактчекеров, корректоров, консультантов. Но это работа благодарная: ролики собрали уже два миллиона просмотров и интерес к ним огромный.

То же можно сказать о наших аудиокурсах — это удобный формат для аудитории, и мы его будем развивать. Сейчас готовим подкасты для грядущего большого мобильного приложения.

Проект, с которым я промахнулся, пока только один, да и его время еще придет. Вместе с методистами и учителями мы "перевели" учебник по истории для 8-го класса в серию образовательных игр, призванных помочь и преподавателям, и ученикам. Я знаю, что этими играми пользуются в разных школах страны, но он заслуживает большего масштаба. Я верю, что за этим проектом будущее: будут силы и деньги — сделаем. Это важная история.

— Что вас особенно восхищает в науке?

— Вокруг очень мало подлинного, а наука — это именно о подлинном, настоящем. Вокруг много жуликов и невежд, а наука — это об экспертизе, компетенции, о том, что в каждом деле — в школе, в Думе, в пекарне — должны быть специалисты, а не самозванцы. Иначе все летит к чертям. С наукой не одиноко, с ней интересно. Как говорил герой фильма Хлебникова, это "чистый секс".

— А что из того, что вы узнали в процессе работы над проектом, поразило вас больше всего?

— Каждый день я читаю тексты "Арзамаса" и узнаю миллион вещей. От странных мелочей вроде того, что Дисней срисовал Дональда Дака с мексиканской погребальной керамики начала нашей эры, до глобальных вещей, которые помогают что-то понять о мире и о жизни: как понимать живопись Репина, как слушать оперу или как устройство коммуналки объясняет весь Советский Союз.

Вообще история и филология — это даже близко не то, что нас заставляли зубрить в школе. Это в миллионы раз веселее, драматичнее и душеспасительнее. И главное, культура обладает невероятной силой объединения — чего нам так сейчас не хватает,— объединения вокруг гуманистических ценностей. И понимания, что нет ничего важнее, чем отдельная человеческая жизнь.

— Вы начали сотрудничать с известными людьми. Как пришла идея записать лекции с Ксенией Кутеповой и Сергеем Шнуровым? Планируется ли еще что-то похожее?

— Кутепова и Шнуров дуэтом прочли наш большой аудиокурс "Русское искусство XX века" — короткие лекции от Дягилева до Павленского. Это грандиозная и страшно увлекательная вещь. Во-первых, это красиво, а во-вторых, о нас узнали сотни тысяч людей. Ксения — богиня, у нее роскошный голос, Шнур — великий, все время решает сумасшедшие задачи, и если может быть дуэт, который бы соответствовал истории русского искусства XX века, то такой сценарный ход, как "барышня и хулиган", ей очень к лицу. Конечно, будем делать подобные вещи и дальше. Кое-что вы найдете в приложении.

— Какие еще интересные приемы для привлечения аудитории вы используете?

— Почти каждую неделю мы публикуем новую образовательную игру. Например, недавно сделали приложение "Эмодзи-поэзия". Цель игрока — подставить эмодзи вместо пропущенных слов в шедеврах мировой поэзии. Получился отличный способ выучить наизусть стихи Пушкина, Мандельштама и десятка других поэтов. Там уже выложено больше сотни русских и английских стихотворений, скоро выложим французские и китайские.

— Каковы планы на ближайшее будущее?

— Планов — миллион. Мы развиваемся сразу в нескольких направлениях: сайт растет, и растет число специальных проектов. Очень важным остается проект бесплатного лектория в Российской государственной библиотеке, который мы назвали "Университет мечты": в главную библиотеку страны каждую неделю приходят полтысячи человек слушать лекции ведущих гуманитариев, например, о падении Римской империи или о китайской философии, а еще около сотни тысяч следят за этим в прямом эфире. Думаем о втором сезоне.

Еще я хочу, чтобы у нас было больше региональных сюжетов. Сейчас, например, идет наш проект с Фондом Потанина и искусствоведом Андреем Сарабьяновым "Путешествия русского авангарда": читаем лекции и играем музыку 1920-х годов в шести городах-миллионниках. А в ноябре состоится запуск "Радио Arzamas". Максимально удобное мобильное приложение соберет все наши лекции и еженедельные обновления и станет идеальным компаньоном для тех, кто стоит в пробках, гуляет с коляской, моет посуду или занимается в спортзале.

— Что мотивирует строить такие амбициозные планы?

— Читатели. Их отклик. Без этого ничего бы не было. Нужно больше времени в сутках и больше партнеров — тогда самые большие прекрасные безумства станут реальными. Уже становятся.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова