Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Стал ли содержательным Петербургский Культурный форум

Мероприятие запомнилось многолюдностью, многообразием и пафосом отдельных инициатив

Текст материала

Выступая на открытии форума в Мариинском театре, президент России Владимир Путин назвал его "праздником искусств и просвещения" и напомнил, что первый форум, 2012 г., весь умещался на одной площадке и число участников не превышало 300 человек. То ли дело теперь - по словам Путина, в форуме "принимают участие 35 000 человек, т. е. рост в 100 раз. Это о многом говорит".

О чем же? Опыт присутствия на круглых столах, панельных дискуссиях etc, коих было немерено (и это не считая спектаклей и выставок), заставляет сожалеть прежде всего о том, что разорваться невозможно. Мероприятия не записывались - в лучшем случае можно было посмотреть прямой эфир. В пресс-центре "Ведомостям" так и сказали: "Хранить записи - это невозможно! Это же терабайты!" А свободных терабайтов памяти на всех нет. Как и волшебного "маховика времени", как у Гермионы в "Гарри Поттере", позволяющего присутствовать сразу везде. Формальность многих инициатив форума, с другой стороны, делала их необязательными. В принципе, схему Петербургского форума можно представить как классическую пьесу - с прологом, действием и финалом, неожиданным даже для насмотренного зрителя, который, казалось бы, ко всему привык.

Пролог

Официально форум открылся 15 ноября, но стартовал накануне - в 10 утра на пресс-конференции в Главном штабе обещали рассекретить детали участия России в будущей Венецианской биеннале: она начнется уже 11 мая. Но вопрос повис в воздухе - журналистам не сказали даже, сколько художников участвует в русском проекте. Очевидно, что решение до сих пор не принято.

 Другое дело, что биеннале в Венеции, главное мировое событие в области contemporary art, похоже, не воспринимается как таковое в Минкульте РФ. Об этом можно судить хотя бы по новой министерской инициативе - премии в области "современного классического искусства" "Традиция" (в противовес существующей "Инновации"), утвержденной ГМВЦ "РОСИЗО" на деньги Минкульта. Вера Лагутенкова, недавно назначенная и. о. главы РОСИЗО и презентовавшая вместе с председателем ВТОО "Союз художников России", скульптором Андреем Ковальчуком, новую премию, упирала на необходимость включить в контекст современного искусства "достижения огромного количества художников, работающих с традиционными визуальными формами". На вопрос, как отличить традицию от нетрадиции и можно ли уже считать классикой работы русских авангардистов, созданные век назад, оба ответить затруднились.

Прологом, только уже не к форуму, а к будущему, стали итальянские выставки в Эрмитаже (Италия вместе с Катаром - страны - гости форума): два парных портрета дожей работы Якопо Тинторетто (в этом году мир отмечает его 500-летие) из венецианского Музея Коррер стали превью открывающейся в декабре выставки Пьеро делла Франчески, а выставленные в Зале Юпитера помпейские фрески намекают на будущую экспансию в Санкт-Петербург из Помпей и Геркуланума в апреле 2019 г.

Действие

Во время культурного форума открылась среди прочего еще пара важных выставок. "Неожиданный Малевич" в Русском музее - это графика из собрания Анны Лепорской, доставшаяся музею и наконец показанная. И вторая - открытая до 16 декабря "Жажда античности" в музее при Академии художеств: блестящая графика архитектора Максима Атаянца, рисунки памятников Древней Греции и Рима, а в центре залов - отреставрированные и впервые показанные пробковые модели памятников, привезенные в XVIII в. Екатериной II. На них учились студенты, и шесть из этих моделей были постоянно выставлены - но в количестве 34 они производят впечатление единой архитектурной среды. И как тут не вернуться к вопросу "традиция vs. современность", на деле искусственному. Форум декларировал приверженность современности в технологиях - и правда многим дали слово: прошла отдельная дискуссия на тему big data, в марафоне, посвященном современному искусству, музыке, театру и кино, участвовали режиссеры Дмитрий Волкострелов, Всеволод Лисовский, Хельгард Хауг (Rimini Protokoll, Германия) и художник Елена Ковылина, а в дискуссии на тему "Музей + актуальное искусство. Куратор / Художник / Дизайнер" - архитекторы Евгений Асс, куратор Яна Кличук (Нидерланды), дизайнер и художник Андрей Шелютто и др. Но создавалось впечатление, что устроители форума просто поставили галочку. Поговорили и разошлись. Прежде считалось, что форум - один из немногих способов войти в контакт с властью, попытка найти понимание. Но так ли это теперь? В программе участвовали инклюзивные театры, прочла лекцию Ника Пархомовская, продюсер социокультурного проекта фонда "Альма матер" и спектакля "Квартира", в котором участвуют люди с расстройством аутистического спектра, но очевидно было, что инклюзия тут - модная тема, не затрагивающая такие простые и важные вещи, как, например, отсутствие лифтов во многих театрах.

Деньги

Разумеется, на форуме говорилось о меценатстве. Иногда впустую, как на разрекламированном бизнес-завтраке журнала "Форбс" в Музее Фаберже: он вылился в формальную тусовку с участием Владимира Мединского и редакционного директора издания Николая Ускова, заглядывавшего министру в глаза.

В отличие от завтрака панельная дискуссия "Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства", посвященная музейным эндаумент-фондам, единственная была по делу. Благотворительный фонд Владимира Потанина, который ее устроил, привез в Петербург первых лиц - директора департамента по связям с партнерами и меценатами Лувра, директора по культурным проектам крупнейшего в Испании банковского фонда "Ла Кайша", главу фонда целевого капитала Международного совета музеев ИКОМ и др. В этом участвовал и Юрий Трофимов, министр культуры Омской области, который в бытность директором музея инициировал для него первый в нашей провинции эндаумент-фонд. Скромный, всего 9 млн руб., но для региональной институции хоть что-то. Директор Третьяковки Зельфира Трегулова, присутствовавшая на дискуссии в качестве эксперта, призналась, что у вверенного ей музея такого фонда, "конечно, нет, потому что 9 млн руб. - не та сумма, которая нас спасет". Ян Ле Туэ из Лувра признался, что эндаумент-фонд Лувра за прошлый год составил 195 млн евро. Он складывается из различных источников, включая краудфандинг и фандрайзинг, но возможности эти обеспечены законодательством Франции, которое и прежде было благосклонно к дарителям и давало им 25%-ную налоговую льготу, а обновленный закон гарантирует 90%-ное налоговое послабление за покупку для Лувра произведений. России об этом приходится только мечтать, но даже при отсутствии налоговых льгот для дарителей эндаумент-фонд Эрмитажа вместе с Фондом Потанина купили в складчину работу Ансельма Кифера. На этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ о VII Культурном форуме, если бы история не припасла для него скандальный финал.

Эпилог

Европейская театральная премия, которая вручалась в Петербурге в рамках форума, - одна из самых престижных в мире. Церемония проводится всякий раз в новом месте. Оргкомитет итальянский, жюри международное. Премия вручается в двух номинациях. Первая - по совокупности заслуг, ее удостаивались такие мэтры, как Питер Брук, Джорджо Стрелер, Кристиан Люпа, Патрис Шеро, Робер Лепаж, Лев Додин. Год назад эту номинацию лишили жюри и отдали на откуп городу-устроителю, которым тогда был Рим, вручивший премию Джереми Айронсу и Изабель Юппер.

А Петербург наградил худрука Александринки Валерия Фокина, у которого как раз случился юбилей. Театральная общественность слегка оторопела: с учетом положения и влиятельности Фокина ситуация выглядела так, будто он вручил награду сам себе.

 Во второй номинации - "Новая театральная реальность" - выбирают молодых и перспективных, и здесь по-прежнему работает жюри. Лауреатом 2017 г. стал Кирилл Серебренников, по понятным причинам в Рим не приехавший. Но вот почему его фамилия не звучала со сцены, понятно было не очень. Неужели дело было в том, что итальянцы уже знали, где и на чьи деньги будут проводить церемонию в следующем году?

Лауреатами "Новой театральной реальности" 2018 г. стали поляк Ян Клята, испанка Нурия Эспер, португалец Тьяго Родригес, француз Жюльен Госслан, Сиди Ларби Шеркауи (Бельгия - Марокко) и швейцарец Мило Рау. Скандал случился и тут.

Рау не дали российскую визу. Режиссер написал открытое письмо, в котором напомнил, что его визовые проблемы начались пять лет назад, когда он поставил в Сахаровском центре спектакль "Московские процессы", в котором бросал критический взгляд на проблему творческой свободы в России. С тех пор, пишет Рау, ему "заказан путь в эту страну - будь то "Манифеста", фестиваль "Золотая маска" или какие-то иные события". Рау пытался передать письмо устроителям форума и премии, но его сообщения и звонки попросту игнорировали. В итоге режиссер смог связаться лишь с членом жюри от России, главным редактором журнала "Театр" Мариной Давыдовой. Она перевела и опубликовала письмо, а со сцены его зачитал знаменитый французский театральный критик Жорж Баню. После этого выступающие говорили только о Рау, Серебренникове и свободе творчества (при этом фамилия опального российского режиссера исчезла из синхронного перевода). Тьяго Родригес прочел по-русски 30-й сонет Шекспира, посвятив свое выступление Серебренникову. И все выступавшие говорили после этого только о нем, предъявив публике главный конфликт форума - между Министерством культуры и собственно культурой. Который никто и не пытался решить.

Санкт-Петербург

Лауреата Европейской театральной премии в главной номинации теперь определяет город-устроитель, и Петербург наградил худрука Александровского театра Валерия Фокина

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова