Назад

Стал ли содержательным Петербургский Культурный форум

Мероприятие запомнилось многолюдностью, многообразием и пафосом отдельных инициатив

Текст материала

Выступая на открытии форума в Мариинском театре, президент России Владимир Путин назвал его "праздником искусств и просвещения" и напомнил, что первый форум, 2012 г., весь умещался на одной площадке и число участников не превышало 300 человек. То ли дело теперь - по словам Путина, в форуме "принимают участие 35 000 человек, т. е. рост в 100 раз. Это о многом говорит".

О чем же? Опыт присутствия на круглых столах, панельных дискуссиях etc, коих было немерено (и это не считая спектаклей и выставок), заставляет сожалеть прежде всего о том, что разорваться невозможно. Мероприятия не записывались - в лучшем случае можно было посмотреть прямой эфир. В пресс-центре "Ведомостям" так и сказали: "Хранить записи - это невозможно! Это же терабайты!" А свободных терабайтов памяти на всех нет. Как и волшебного "маховика времени", как у Гермионы в "Гарри Поттере", позволяющего присутствовать сразу везде. Формальность многих инициатив форума, с другой стороны, делала их необязательными. В принципе, схему Петербургского форума можно представить как классическую пьесу - с прологом, действием и финалом, неожиданным даже для насмотренного зрителя, который, казалось бы, ко всему привык.

Пролог

Официально форум открылся 15 ноября, но стартовал накануне - в 10 утра на пресс-конференции в Главном штабе обещали рассекретить детали участия России в будущей Венецианской биеннале: она начнется уже 11 мая. Но вопрос повис в воздухе - журналистам не сказали даже, сколько художников участвует в русском проекте. Очевидно, что решение до сих пор не принято.

 Другое дело, что биеннале в Венеции, главное мировое событие в области contemporary art, похоже, не воспринимается как таковое в Минкульте РФ. Об этом можно судить хотя бы по новой министерской инициативе - премии в области "современного классического искусства" "Традиция" (в противовес существующей "Инновации"), утвержденной ГМВЦ "РОСИЗО" на деньги Минкульта. Вера Лагутенкова, недавно назначенная и. о. главы РОСИЗО и презентовавшая вместе с председателем ВТОО "Союз художников России", скульптором Андреем Ковальчуком, новую премию, упирала на необходимость включить в контекст современного искусства "достижения огромного количества художников, работающих с традиционными визуальными формами". На вопрос, как отличить традицию от нетрадиции и можно ли уже считать классикой работы русских авангардистов, созданные век назад, оба ответить затруднились.

Прологом, только уже не к форуму, а к будущему, стали итальянские выставки в Эрмитаже (Италия вместе с Катаром - страны - гости форума): два парных портрета дожей работы Якопо Тинторетто (в этом году мир отмечает его 500-летие) из венецианского Музея Коррер стали превью открывающейся в декабре выставки Пьеро делла Франчески, а выставленные в Зале Юпитера помпейские фрески намекают на будущую экспансию в Санкт-Петербург из Помпей и Геркуланума в апреле 2019 г.

Действие

Во время культурного форума открылась среди прочего еще пара важных выставок. "Неожиданный Малевич" в Русском музее - это графика из собрания Анны Лепорской, доставшаяся музею и наконец показанная. И вторая - открытая до 16 декабря "Жажда античности" в музее при Академии художеств: блестящая графика архитектора Максима Атаянца, рисунки памятников Древней Греции и Рима, а в центре залов - отреставрированные и впервые показанные пробковые модели памятников, привезенные в XVIII в. Екатериной II. На них учились студенты, и шесть из этих моделей были постоянно выставлены - но в количестве 34 они производят впечатление единой архитектурной среды. И как тут не вернуться к вопросу "традиция vs. современность", на деле искусственному. Форум декларировал приверженность современности в технологиях - и правда многим дали слово: прошла отдельная дискуссия на тему big data, в марафоне, посвященном современному искусству, музыке, театру и кино, участвовали режиссеры Дмитрий Волкострелов, Всеволод Лисовский, Хельгард Хауг (Rimini Protokoll, Германия) и художник Елена Ковылина, а в дискуссии на тему "Музей + актуальное искусство. Куратор / Художник / Дизайнер" - архитекторы Евгений Асс, куратор Яна Кличук (Нидерланды), дизайнер и художник Андрей Шелютто и др. Но создавалось впечатление, что устроители форума просто поставили галочку. Поговорили и разошлись. Прежде считалось, что форум - один из немногих способов войти в контакт с властью, попытка найти понимание. Но так ли это теперь? В программе участвовали инклюзивные театры, прочла лекцию Ника Пархомовская, продюсер социокультурного проекта фонда "Альма матер" и спектакля "Квартира", в котором участвуют люди с расстройством аутистического спектра, но очевидно было, что инклюзия тут - модная тема, не затрагивающая такие простые и важные вещи, как, например, отсутствие лифтов во многих театрах.

Деньги

Разумеется, на форуме говорилось о меценатстве. Иногда впустую, как на разрекламированном бизнес-завтраке журнала "Форбс" в Музее Фаберже: он вылился в формальную тусовку с участием Владимира Мединского и редакционного директора издания Николая Ускова, заглядывавшего министру в глаза.

В отличие от завтрака панельная дискуссия "Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства", посвященная музейным эндаумент-фондам, единственная была по делу. Благотворительный фонд Владимира Потанина, который ее устроил, привез в Петербург первых лиц - директора департамента по связям с партнерами и меценатами Лувра, директора по культурным проектам крупнейшего в Испании банковского фонда "Ла Кайша", главу фонда целевого капитала Международного совета музеев ИКОМ и др. В этом участвовал и Юрий Трофимов, министр культуры Омской области, который в бытность директором музея инициировал для него первый в нашей провинции эндаумент-фонд. Скромный, всего 9 млн руб., но для региональной институции хоть что-то. Директор Третьяковки Зельфира Трегулова, присутствовавшая на дискуссии в качестве эксперта, призналась, что у вверенного ей музея такого фонда, "конечно, нет, потому что 9 млн руб. - не та сумма, которая нас спасет". Ян Ле Туэ из Лувра признался, что эндаумент-фонд Лувра за прошлый год составил 195 млн евро. Он складывается из различных источников, включая краудфандинг и фандрайзинг, но возможности эти обеспечены законодательством Франции, которое и прежде было благосклонно к дарителям и давало им 25%-ную налоговую льготу, а обновленный закон гарантирует 90%-ное налоговое послабление за покупку для Лувра произведений. России об этом приходится только мечтать, но даже при отсутствии налоговых льгот для дарителей эндаумент-фонд Эрмитажа вместе с Фондом Потанина купили в складчину работу Ансельма Кифера. На этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ о VII Культурном форуме, если бы история не припасла для него скандальный финал.

Эпилог

Европейская театральная премия, которая вручалась в Петербурге в рамках форума, - одна из самых престижных в мире. Церемония проводится всякий раз в новом месте. Оргкомитет итальянский, жюри международное. Премия вручается в двух номинациях. Первая - по совокупности заслуг, ее удостаивались такие мэтры, как Питер Брук, Джорджо Стрелер, Кристиан Люпа, Патрис Шеро, Робер Лепаж, Лев Додин. Год назад эту номинацию лишили жюри и отдали на откуп городу-устроителю, которым тогда был Рим, вручивший премию Джереми Айронсу и Изабель Юппер.

А Петербург наградил худрука Александринки Валерия Фокина, у которого как раз случился юбилей. Театральная общественность слегка оторопела: с учетом положения и влиятельности Фокина ситуация выглядела так, будто он вручил награду сам себе.

 Во второй номинации - "Новая театральная реальность" - выбирают молодых и перспективных, и здесь по-прежнему работает жюри. Лауреатом 2017 г. стал Кирилл Серебренников, по понятным причинам в Рим не приехавший. Но вот почему его фамилия не звучала со сцены, понятно было не очень. Неужели дело было в том, что итальянцы уже знали, где и на чьи деньги будут проводить церемонию в следующем году?

Лауреатами "Новой театральной реальности" 2018 г. стали поляк Ян Клята, испанка Нурия Эспер, португалец Тьяго Родригес, француз Жюльен Госслан, Сиди Ларби Шеркауи (Бельгия - Марокко) и швейцарец Мило Рау. Скандал случился и тут.

Рау не дали российскую визу. Режиссер написал открытое письмо, в котором напомнил, что его визовые проблемы начались пять лет назад, когда он поставил в Сахаровском центре спектакль "Московские процессы", в котором бросал критический взгляд на проблему творческой свободы в России. С тех пор, пишет Рау, ему "заказан путь в эту страну - будь то "Манифеста", фестиваль "Золотая маска" или какие-то иные события". Рау пытался передать письмо устроителям форума и премии, но его сообщения и звонки попросту игнорировали. В итоге режиссер смог связаться лишь с членом жюри от России, главным редактором журнала "Театр" Мариной Давыдовой. Она перевела и опубликовала письмо, а со сцены его зачитал знаменитый французский театральный критик Жорж Баню. После этого выступающие говорили только о Рау, Серебренникове и свободе творчества (при этом фамилия опального российского режиссера исчезла из синхронного перевода). Тьяго Родригес прочел по-русски 30-й сонет Шекспира, посвятив свое выступление Серебренникову. И все выступавшие говорили после этого только о нем, предъявив публике главный конфликт форума - между Министерством культуры и собственно культурой. Который никто и не пытался решить.

Санкт-Петербург

Лауреата Европейской театральной премии в главной номинации теперь определяет город-устроитель, и Петербург наградил худрука Александровского театра Валерия Фокина

Другие статьи

Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
Инвестиции на века, цели на год
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Инвестиции на века, цели на год
Базовый актив для НКО
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Базовый актив для НКО
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
17 апреля 2025
Агентство социальной информации
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
11 апреля 2025
Агентство социальной информации
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
Капиталы медленно целятся
01 апреля 2025
Банковское обозрение
Капиталы медленно целятся
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»