Назад

Сергей Каменский: «Уралмаш – место рождения сильных биографий и проектов! Мы исследуем и покажем это на примерах людей, живущих в районе среди нас!»

Этой весной Сергею Каменскому удалось выиграть грант Фонда Потанина - миллион рублей на реализацию проекта «Уралмаш: производство будущего». В рамках создания положительного имиджа района Сергей планирует провести работу с историческими фондами, и собрать интересные истории в процессе общения с жителями района. В ходе интервью Сергей подробно рассказал о концепции своего проекта, а также высказал мнение о том, каким он видит «идеальный» Уралмаш.

Текст материала

Этой весной Сергею Каменскому удалось выиграть грант Фонда Потанина - миллион рублей на реализацию проекта «Уралмаш: производство будущего». В рамках создания положительного имиджа района Сергей планирует провести работу с историческими фондами, и собрать интересные истории в процессе общения с жителями района. В ходе интервью Сергей подробно рассказал о концепции своего проекта, а также высказал мнение о том, каким он видит «идеальный» Уралмаш.

- Сергей, скажите, в чем состоит ключевая задача проекта? Опишите в нескольких словах его суть.

- Основная идея - исследовать Уралмаш как район, производящий сильные проекты - речь идет как о машинах, оборудовании, так и о людях, которые чего-то добились в жизни. Кроме того понять, насколько в этом "повинна" среда соц. города, созданная на Уралмаше, насколько воплотилась в жизнь мечта архитекторов-конструктивистов, строивших здесь город-сад, город будущего, идеальный город. И насколько это актуально для сегодняшнего дня. Остался ли этот потенциал, как можно "перезапустить" район? Ответы на все эти вопросы будем искать через личные истории людей района. Естественно, в процессе проекта будем работать, представлять образ Уралмаша (в частности с помощью выставки про Уралмаш в Музее истории Екатеринбурга). 

- Формировать позитивный имидж Уралмаша через личные истории людей – идея интересная. А если рассматривать район с архитектурной точки зрения? То есть показать, что район имеет немало исторических зданий, которые, к сожалению, находятся не в лучшем состояниина сегодняшний день.

- Попыток рассказать о конструктивизме (объектов которого на Уралмаше достаточно) - было немало, другой вопрос - стал ли от этого конструктивизм популярнее? Я не думаю, что отношение к району поменяется за счет того, что будет представлено только архитектурное наследие. Наш основной «инструмент» - это личные истории людей. Чтобы за этими проектами, встали конкретные люди, которые их строили, или же те, кто стал «наследником» этих домов. Например, недавно проводился опрос, как живется людям в домах конструктивизма. Вот это куда интереснее – то есть, как мы с этим всем живем.  

- Миллион рублей – это много или мало для реализации вашего проекта?

-Наши критерии эффективности, которые мы ставим – это, прежде всего, изменение восприятия Уралмаша той контактной группы, которая будет смотреть наш продукт. В этом плане этой суммы вполне достаточно. Другое дело, что изменить отношение к району среди широкой аудитории довольно сложно, поскольку это только первый шаг к такой большой цели. Здесь мы не строим амбиций, что после нас все изменится. Вовсе нет. Мы хотим быть неким примером, что такие проекты возможны.    

- На сегодняшний день образ Уралмаша во многом сформирован из «лихих 90». Наверняка, весьма непросто бороться с таким устоявшимся штампом?

- Бороться откровенно сложно, потому что этот имидж формировался десятилетиями. Но у нас есть некая гипотеза, что криминальная среда, которая здесь возникла, - тоже в какой-то мере уралмашевский след. Этот образ вписывается в более широкий пласт. То есть отрицать это невозможно, но если попробовать посмотреть это в другом историческом масштабе, то и отношение к этому стереотипу поменяется. 

- Каков итог вашего проекта?

- Формально – это готовность продукта проекта. Если содержательно – то это, прежде всего, понимание благодаря нашим социологическим замерам, что действительно поменялось в восприятии Уралмаша. Первый эффект – те, кто посетили эти мероприятия, изменение в их отношении к району. Второй – в идеале, то, что в районе без нашего участия после проекта что-то начнет происходить. Перезапуск нынешней жизни. Вообще, Уралмаш – место рождения сильных биографий и проектов! Мы исследуем и покажем это на примерах людей, живущих в районе среди нас.

В августе - сентябре мы организуем набор микро-выставок, скорее всего, на Бульваре культуры, которые помогут нам найти людей. В феврале планируем открыть выставку в Музее истории Екатеринбурга, и на этой же площадке ближе к весне показать документальный спектакль про Уралмаш и его людей.  Первый этап – полевой, собирание разных историй, а второй этап – презентационный. То есть полгода на исследование, далее – на презентацию. 

- Почему выбрали именно Уралмаш? Ведь и в других районах Екатеринбурга живет немало интересных людей.

- Уралмаш – это район, который обладает явно выраженной целостностью и исторической спецификой. Коренные уралмашевцы чувствуют коллективность. «Уралмашцентризм» - он существует. С точки зрения исторического наследия на Уралмаше достаточно все хорошо изучено. Есть библиотека им. Горького, которая больше 10 лет активно занимается краеведением, есть музей Уралмашзавода, где имеются богатые фонды и прекрасные знатоки материала. То есть это самый исследованный район города. Можно опереться на существующие наработки и как-то по-другому рассказать эту историю. Отработав модель на Уралмаше, можно ее проецировать и на другие районы города. 

- Вопрос может показаться утопическим, но каким вы видите идеальное будущее Уралмаша?

-История для мира классическая, когда мощный индустриальный город, район, теряя свою изначальную составляющую в силу разных причин, обретал второй уровень развития на основе культурных проектов. Есть большое культурное историческое наследие, на это можно опираться. В Екатеринбургской академии современного искусства, которая с недавнего времени находится на Уралмаше, есть много студентов, которые готовы вкладывать свои силы и энергию в этот процесс. Параллельно развивается программа «Уральская инженерная школа», которая тоже может оказать поддержку этому процессу. То есть это возникновение новой фабрики – фабрики идей, проектов. 

- По сути, идеальное время для района наступит тогда, когда многие архитектурные памятники обретут вторую жизнь?

- Да, тоже на основе производства, такого же знакового и уникального, но уже на базе культурных проектов. Как показывает мировая практика, это возможно. Конечно, требуется большое гос. влияние. Районы за счет внутренних инициатив обычно такой трансформации не совершали. В целом при наличии такой инициативы и поддержки «сверху», это сделать реально. Современные художники выступают как кураторы, а творческое население района участвует в мероприятиях. Нужно формировать среду, в которой могут проходить интересные культурные события, а также стремиться к тому, чтобы не мы ехали в центр, а центр города ехал на Уралмаш, чтобы любоваться достопримечательностями района. 

- Сколько времени требуется, чтобы к этому придти?

- Это вопрос не 2-3 лет. Обычно такие процессы шли от пяти лет и больше. И это при наличии серьезных вложений и целостного подхода к проблеме. Если заниматься этим системно, то лет через 10 вполне реально. 

- В заключении наш традиционный вопрос. Что бы вы пожелали журналу «Мой любимый Уралмаш» и нашим читателям?

- Старайтесь присматриваться к тому месту, где вы живете. Вокруг нас столько всего интересного! На Уралмаше есть множество уникальных историй, которые при желании не так трудно найти – многие из них есть в интернете, часть из них рассказывают на экскурсиях, которые проводит библиотека им. Горького. В этом плане ваш журнал – хороший ресурс, который освещает все интересное, что происходит на Уралмаше. И хотел бы, чтобы жители района следили за нашим проектом и включались в его работу.

 

Беседовал Александр Патрушев

Другие статьи

Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
Культура благотворительности
14 октября 2024
The Art Newspaper Russia
Культура благотворительности
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты