Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Сергей Каменский: как перезагрузить район Уралмаш, который никто не любил

Благотворительность не всегда существует для спасения из беды. В последнее время она все чаще — для улучшения качества жизни. Например, чтобы помочь людям наполнить смыслом и полюбить место, где они живут. Даже если живут они в бывшем соцгороде, который в 90-е годы имел титул «криминальной столицы России», а ныне стал потерянным во времени спальным районом. «Культурную перезагрузку» района Уралмаш провел Музей истории Екатеринбурга на средства Благотворительного фонда В. Потанина. Директор Музея истории Екатеринбурга – о культурной «революции» на Уралмаше.

Текст материала

Фото: facebook.com/sergey.kamenskiy

Анна Гараненко ·Город, Культура и просвещение· 26.07.2017

Директор Музея истории Екатеринбурга – о культурной «революции» на Уралмаше.

Благотворительность не всегда существует для спасения из беды. В последнее время она все чаще — для улучшения качества жизни. Например, чтобы помочь людям наполнить смыслом и полюбить место, где они живут.

Даже если живут они в бывшем соцгороде, который в 90-е годы имел титул «криминальной столицы России», а ныне стал потерянным во времени спальным районом. «Культурную перезагрузку» района Уралмаш провел Музей истории Екатеринбурга на средства Благотворительного фонда В. Потанина. На последнем фестивале «Интермузей» проект получил две премии, а жители Уралмаша стали ощущать, что их поезд все-таки не идет в тупик. Во многом это заслуга Сергея Каменского — главного идеолога перезагрузки района. Агентство социальной информации записало его рассказ о том, что смогли изменить документальный спектакль, автобус личных историй, перформансы, роспись стен рабочих общежитий.

Что такое Уралмаш

— Гигант первой пятилетки, Уралмашзавод был «заводом заводов». Здесь делали машиностроительное оборудование: прокатные станы, мощные прессы, оборудование для металлургии, буровые установки, шагающие экскаваторы. Здесь фактически действовала целая индустрия. Более 40 стран мира импортировали продукцию Уралмаша, она поставлялась в более чем 150 городов Советского Союза.

Выставка «Уралмаш»

Вместе с заводом был построен рабочий район – соцгород Уралмаш. В «городе будущего» архитекторы воплотили конструктивистскую модель мира. В домах для инженеров и управленческой элиты было центральное отопление и даже ванны. Здесь кипела жизнь, создавались передовые инженерные проекты, жили на пике своей карьеры выдающиеся инженеры, в том числе из Германии, управленцы, спортсмены, писатели.

Выставка «Театр — личное дело» — продукт интервьюирования жителей Уралмаша. Благодаря ему была открыта история режиссера документального театра Г.Л. Риасса

Вместе с упадком завода в девяностых район превратился в кузницу других кадров – криминальных. Озверевшие от безработицы пролетарии стали ковать Уралмашу новую славу «криминальной столицы России». Уралмашевская преступная группировка гремела по стране и за ее пределами. Во многом это была «заслуга» СМИ: журналист Иннокентий Шеремет стал законодателем моды на криминальные новости. Его агентство ТАУ в девяностых построило на этой теме весь свой эфир. Надо сказать, Уралмаш давал им богатый материал, рассказывать было о чем. И почти десять лет. Представляете, какой сложился образ у района? Мой тесть рассказывал мне, как его коллеги по фирме, отчаявшись, позвонили в Москву партнерам, долго не платившим за выполненный заказ, и пообещали прислать «уралмашевских». Деньги были на счету в тот же день… Потом банды разогнали, главарей посадили. Но «Не ходи ночью по Уралмашу» до сих пор сидит в головах. Хотя сейчас это достаточно комфортный зеленый спальный район с бульваром и парками.

Путешествие

Есть «твердый» и «мягкий» слои перемен. Твердый – приведение в порядок домов и тротуаров, мягкий – изменения в сознании. Музей работает в мягком слое. Мы не можем взять и навести лоск в районе, это не наша зона ответственности. Зато можем работать в мягком слое. Судя по опросам, у 40-60% населения Уралмаша и Екатеринбурга до сих пор жив стереотип, что это серая и криминальная территория, и они уверены, что здесь если не опасно, то как минимум неинтересно. Они не любят это место, не видят его, считают пустым и способным породить только гопников и семечки. Это мешает развитию. Мы решили попробовать это изменить.

Выставка фотографий победителей конкурса «Стань своим дедушкой»

Главной идеей нашей работы стали личные истории. Почему? Делая наш предыдущий проект с фондом В. Потанина «Искусство путешествий», мы пришли к мысли, что путешествие — это некий режим или модус сознания, который можно включать где угодно. Даже физически не двигаясь с места. Мы посмотрели на Екатеринбург и поняли, что перед нами целый город и что если мы включим этот режим путешествий, то нас ждут грандиозные открытия. Взяли за образец коучсерфинг и другие практики, когда люди приезжают в страну и открывают ее через людей.

Интервью

Мы опросили более ста коренных уралмашевцев. Не спрашивали у них про достопримечательности, а вели с ними долгие беседы, в которых выявлялось и выкристаллизовывалось нечто уникальное. Чем они гордятся, какие события и места в районе вспоминают, как складывалась их жизнь. Большую часть интервью взяли сотрудники музея. Потом к работе подключились драматург Полина Бородина (она имела большой опыт работы с документальным театром, по ее пьесам поставили серию спектаклей в разных городах страны) и куратор из Амстердама Ирина Лейфер. Они докапывались до самых мелких деталей: чем вы завтракали в это утро, во что были одеты, по какой улице пошли, что вас раздражало… Все беседы были расшифрованы, и из них мы сделали документальный спектакль.

Документальный спектакль УралмашGO

Когда мы разговаривали, у нас быстро возникало ощущение, что все это — одно и то же интервью: «Боль. Том 5», «Боль. Том 6»… «Все развалилось. Все плохо. Жизнь потрачена впустую…» Где плохо? На улице зелено, достаточно чисто. Боль вся в голове. Инженерная элита говорит о том, что «мы вырастили Китай, а теперь покупаем все в Китае». Это правда, в семидесятые годы наши инженеры успешно конкурировали с Японией, Китаем, Германией, сейчас же все изменилось. Коренные жители до сих пор едут на поезде под названием «Завод», а он уже давно вовсе не ведущий завод мира… Это тяжело сознавать, и наш спектакль работал с этой темой.

Спектакль «УралмашGO», созданный в рамках проекта

Мы старались донести, что «поезд ушел», но это не значит, что жизнь прошла зря. То, что делали эти люди, очень интересно нынешним жителям района. Пусть это не реальная, а музейная экономика, но этим тоже можно гордиться. Да, заводы переживают взлеты и падения, но ощущение тупика – обманчивое. Мы пытались это ощущение снять. В том числе с помощью «Автобуса 33», основу которого тоже составили собранные нами истории.

Автобус 33

Этот автобус ездит по району раз в месяц. Вожу сам – пробовали, чтобы кто-нибудь меня подменял, но получается хуже.

Экскурсионный автобус

Это экскурсия по району с четырьмя остановками. Жанр – записанный аудиоспектакль, играют в котором сами жители, рассказывая свои истории. Часто к нему добавляется и перформанс — когда в автобусе едут сами уралмашевцы и их рассказы бывают интереснее того, что мы уже собрали. В конце бульвара у нас припаркована стиральная машина «Малютка»  — и она свою историю пассажирам автобуса «рассказывает» тоже.

Экскурсия

Люди заказывают экскурсии, отмечают в автобусе корпоративные праздники и даже празднуют дни рождения. Однажды, участвуя в Ночи музыки, мы возили по городу уралмашевских рэперов. На Новый год поздравляли всех жителей района – с песнями, апельсинами и водителем в костюме Деда Мороза. Хулиганили, словом, и ломали стереотип района.

Коридорный арт

Огромная проблема Уралмаша – рабочие общежития, которые строились с запасом прочности на 20 лет и потому их должны были давно расселить и снести. В них до сих пор в жутких условиях живут люди. Мы нашли общежитие 1932 года постройки, совершенно депрессивное. Заходишь и не веришь, что здесь в принципе можно жить. Но живут, почти 400 человек, и практически в центре города.

Мы придумали акцию «Разрисуй Уралмаш». Позвали художников, поговорили с людьми и расписали дом. Провели там шесть дней. Это была неделя адской коммуникации. Реплики были от: «Какой ерундой вы занимаетесь – лучше бы лампочки нам поменяли» до: «Как это здорово!». Сорок художников, сорок произведений искусства – от качелей до медведей — на стенах общежитских коридоров. Потом сделали праздник двора, люди приходили с чаем и плюшками.

Не сказать, чтобы нам удалось напрямую повлиять на расселение: люди так и живут, правда, теперь с «артом» на стенах. Но устроить движуху и привлечь к проблеме внимание удалось. К тому же, на картинах, которые мы нарисовали, спустя две недели пошли трещины, и стало наглядно видно, до какой степени плох дом.

Мы исходили из «теории разбитых окон», которая утверждает, что окружающий контекст влияет на поведение человека. Если сходят с рук мелкие нарушения правил (например, мусор на тротуаре), то вероятность совершения более серьезных преступлений увеличивается.

Выставка «Уралмаш»

Теорию подтвердили эксперименты социологов из университета Гронинген (Нидерланды). Они, например, убедились, что на велопарковке у стены, разрисованной запрещенными граффити, мусорят гораздо чаще, чем если бы стена была чистой. Нам было интересно построить теорию позитивных перемен, чтобы в районе запустились процессы очищения. Понятно, что так быстро это не делается. Но мы своими художествами, по крайней мере, этот вопрос поставили.

Бульвар Культуры

Бульвар на Уралмаше – пожалуй, самый уютный, зеленый бульвар в городе. Когда-то это была улица Культуры, которую в 1983-м, к 50-летию Уралмаша, сделали пешеходной. Летом мы запустили здесь квесты по архитектуре и истории. Сначала люди проходили вводную экскурсию, потом отвечали на вопросы, искали подсказки, вглядывались в архитектурные и исторические детали. Для 1,5 тыс. человек, которые участвовали в квестах, это было открытием.

Экскурсия по Уралмашу

Потом запустили проект «Лето на бульваре». Каждый день здесь что-то происходило: мастер-классы, лектории, выступления. Нигде в городе такого не было, чтобы общественное пространство шесть дней в неделю три месяца подряд «качало» бесплатную программу. Правда, ворчали бабушки из соседнего дома: два часа в день (когда музыкальные программы – все четыре) на бульваре стоял галдеж.

Кульминация информационной кампании проекта — создание тематической зоны «Уралмаш – родина слонов» в рамках Дня города Екатеринбург

Еще на бульваре дважды прошел Битлз-фестиваль, где выступали лучшие городские группы. Прошел спонтанно, потому что глава района и глава города фанаты «Битлз». Но оказался очень органичным. В шестидесятые, во времена битлов на Уралмаше тоже был расцвет, здесь родился Владимир Малявин и уже в те годы ходил по бульвару с электрогитарой. Уралмаш во многом был первым. Битлз-фестиваль аутентичен именно потому, что он очень мощный, классный, громкий, нестандартный.

Бульвар Культуры

Мы спроектировали здесь целую инфраструктуру (bulvar-kultury.ru). Кафе, которые будут работать с блюдами по рецептам местных инженеров. Спортивные площадки, ярмарочный городок. В городе нет площадки для граффити – ее вполне можно сделать на Уралмаше, где полно пространств. Была идея разработать общий дизайн. Впрочем, когда сделали впервые здесь ледовый городок, оказалось, что, когда бульвар весь перепичкан  домиками, горками, лабиринтами, это ему не очень идет. Когда он пустой, это более естественно. Важно не испортить то, что есть.

Деньги

Начали мы все это на гранты фонда Потанина. Было бы это реально без грантовых денег? Да, но когда участвуешь в конкурсе, это уже социокультурный проект по всем правилам. Возможность отработать какие-то линии и отсечь тупиковые варианты. Это оказалось важным и для городской администрации: когда мы получаем премии на федеральном уровне, это еще и репутационный капитал. Не просто миллион денег, но и другие эффекты. Ведь мы работаем на уровне имиджа города, глобального брендинга, привлечения инвестиций. Например, сейчас Екатеринбург снова подал заявку на ЭКСПО-2025 от России.

Рассказ личной истории

Работая с личными историями, мы поднимаем важность отдельной жизни в контексте истории городской. Мы говорим «Нет неинтересных районов, есть недоисследованные, непроявленные». Открываем некую новую руду, которую можно в каком-то смысле «продавать». В этом смысле это проект с очень высокой рентабельностью.

Перспективы

Недавно, когда обсуждалась концепция развития Екатеринбурга до 2030 года, мы представили проект развития Уралмаша и других районов. Выяснилось, что и для чиновников наши идеи оказались открытием, особенно для молодой части администрации. Многим из них это место тоже казалось серым и криминальным. Молодые промышленники и предприниматели часто мыслят вообще без прошлого: им проще снести и построить новое. И работа в мягком слое, которую мы ведем, принципиально важна на уровне тех, кто принимает решения. У музеев в этом смысле хорошая позиция, особенно если они муниципальные или государственные: они находятся в структуре власти. Уралмаш стал примером, как можно работать.

Сейчас обсуждается обустройство набережной и общественных пространств Екатеринбурга. Есть идея сделать на месте парковки у администрации Площадь семи районов, где было бы место начала экскурсий, продавались сувениры. В состав музея входит водонапорная башня прямо на Плотинке (самый центр города) – мы хотим превратить ее в башню-маяк, туристический символ, отсылающий в разные районы. В День города мы будем здесь презентовать район за районом, нам уже выделили площадку. Отношение к территории – знаковая для качества жизни вещь, особенно в большом городе, где многие базовые проблемы худо-бедно решены. Людям постепенно становится важным, живут они в «дыре» или в «стоящем месте».

Уралмаш жив

Что важно понять – Уралмаш не умер. Он по-прежнему выпускает шагающие экскаваторы, торгует, например, с Индией. Просто было 50 тыс. сотрудников, сейчас – две с половиной. Его смерть больше ментальная, чем реальная. Для инженеров, работавших здесь, он и правда умер: потому что не шумит, не гремит, у него миллиардные долги. Но вокруг есть другие заводы, где работают жители Уралмаша. То есть район остается индустриальным. И если запускать культурные проекты, то надо понимать, что его экономика строится не на культурных индустриях. То есть нужна не «виртуальная реальность», не реновация, а «дополненная реальность». И в этом плане культурные проекты хоть и важны, но это не Бильбао, не Детройт и не Рур – это совсем другая история.

Туристический сайт uralmash2033.ru

Фотографии предоставлены фондом В. Потанина

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище