Текст материала
фото: Russian Look
Первокурсники в сентябре сверяют свой выбор вузов с рейтингами. Начало учебного года — время, когда традиционно публикуются отчеты о тенденциях в образовании. В сентябре публикуются британские рейтинги британская компания Quacquarelli Symonds и журнал Times Highter Education. В Москве тоже обновился рейтинг российских университетов, сообщает ТАСС. Это 11 по счету рейтинг, созданный Фондом Потанина.
Взлеты
По итогам 2014-2015 учебного года скачок с 21-го на первое место рейтинга вузов сделал Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
Вторую строчку занял Сибирский федеральный университет. В рейтинге 2014 года он был на 17-м месте. Третью строчку занял Национальный исследовательский Томский государственный университет. Он поднялся с седьмой позиции.
Следом за тройкой лидеров идут еще два томских вуза: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
В двадцатку попали 3 вуза из Москвы. Кроме ВШУ это МФТИ (12 место) и МГУ.
И падения
Падения года: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, он переместился с 8-9 позиции на 19-20 места. С прошлогодней пятой позиции на 21-22 места переместился Санкт-Петербургский госуниверситет. 23-е место занял прошлогодний лидер – Новосибирский национальный исследовательский госуниверситет.
"Наш рейтинг позволяет взглянуть на университетскую среду и образовательный процесс в конкретном вузе под совершенно другим углом зрения", — отметила гендиректор Благотворительного фонда Потанина Оксана Орачева.
Идеальных рейтингов не бывает
Оксана Орачева отметила, что идеальных рейтингов не бывает, это вещь утилитарная. Новый рейтинг учитывает развитие магистратуры в вузах. При этом, как процитировала Оксана Орачева представителя Европейского университета Санкт-Петербурга Михаил Соколов: "Рейтинги – это соревнования университетов в разных видах спорта".
Фактически представленный рейтинг – это отражение активности самих студентов и их преподавателей в программах, которые с 2004 года предлагает фонд. Позиция вуза в нем зависит от достижений, которые стипендиаты и грантополучатели благотворительного фонда показывают в течение года.
За время существования программы с 2000 года стипендии и гранты получили более 26 тысяч студентов и более 2 тысяч преподавателей.
Рейтинг – это обратная связь
"Приятно быть первым, — отметил проректор "Высшей школы экономики" Сергей Рощин. – Но в этом заслуги университета нет никакой. Это заслуга студентов и преподавателей".
Рощин признал, что в успехах "Высшей школы экономики" есть случайности, а есть закономерности. Закономерность – это информированность студентов и преподавателей о стипендиальных программах. Рейтинг, по его мнению, тот язык, который позволяет понять уровень вуза.
"Образование – особая сфера. Это доверительное благо – нельзя узнать его качество, пока не употребишь, — подчеркнул Рощин. – Рейтинг делает непрозрачную ситуацию прозрачной".
Проректор ВШУ подчеркнул, что в его вузе сформировано 17 англоязычных программ для магистров.
Рейтингом надо уметь пользоваться
Подстраивать программы и стратегии вузов под рейтинги в корне неверно.
"Прыгуны в спорте соревнуются не с линейкой, а друг с другом, — подчеркнул директор проектного офиса проекта "5-100" Михаил Антонов. – А рейтинг – это линейка. Им нужно уметь пользоваться".
В пример он привел перевод некоторых работ из категории естественно-научных в категорию медицинских. Это приводит к росту рейтинга вуза, а следом влечет появление стратегических изменений.
"Это такие хитрушки. Стратигемы. Университеты тоже должны ими пользоваться", — отметил Антонов.
Больше рейтингов хороших и разных
Рейтинги – это часть престижа национального российского образования, отметил представитель Томского госуниверситета Виктор Кокшаров. Чем больше рейтингов, тем лучше.
Более того, России, в свою очередь отметил представитель Финансовой академии при правительстве России, стоит пойти по пути Китая и создать свой собственный национальный образовательный рейтинг. Он подчеркнул, что в западных рейтингах сильно влияние исследований, но очень слабо учитывается образовательная часть.
Впрочем, и у Запада есть чему поучиться. Эту тему задел приглашенный проректор Европейского университета Санкт-Петербурга Вейко Вуячич. 25 лет он прожил в Югославии и еще столько же в США.
"Менеджмент в вузе очень важен, но он не должен становиться начальством, — нашел Вейко Вуячич ахиллесову пяту российской образовательной системы. –Не может быть в США такого, что новый ректор пришел в вуз и уволил половину или всех преподавателей. Или администрация решает, кто получит деньги на кафедре физики или химии! Это решение принимает сам преподавательский состав. Академическую культуру в вузах создают не рейтинги, менеджмент, а сами профессора!"
Успех может ждать каждого
"Кстати, география рейтинга подтверждает: региональные вузы способны на равных конкурировать со столичными", — подчеркнула гендиректор программы Оксана Орачева.