Назад

При слове «культура» я хватаюсь за кошелек

Индустрия впечатлений может и должна стать двигателем экономики городов. Главные условия — грамотная государственная политика и сформированный внутренний спрос на уникальные продукты

Текст материала

Креативная экономика

Креативная экономика

Индустрия впечатлений может и должна стать двигателем экономики городов. Главные условия — грамотная государственная политика и сформированный внутренний спрос на уникальные продукты

Впечатления — четвертое после привычных сырья, товаров и услуг экономическое предложение. Креативные индустрии — один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой торговли с годовым приростом около 9%. Cредний вклад креативного сектора в ВВП достигает 6%, средняя занятость в нем — от 3 до 8% общего количества рабочих мест. Объем креативных индустрий вырос за десяток лет почти вдвое, с 280 млрд долларов в 2002 году до 500 млрд долларов в 2015-м.

Экспорт революции невозможен

Креативные индустрии в мире начали набирать популярность в конце ХХ века. Впервые концепт появился в 90-е годы в Великобритании как попытка стимулировать замедлившийся рост экономики. В 1998 году правительство опубликовало документ, который признал креативные индустрии крупным и постоянно растущим компонентом британской экономики. Сегодня во всех развитых странах экономика впечатлений конкурирует с традиционной, творческие индустрии поддерживаются на государственном уровне.

В России культура была объявлена инструментом развития экономики единственный раз — осенью 2008 года на четвертом Пермском экономическом форуме. Во вступительном докладе «Города-лидеры: пять ключей» тогдашний губернатор Прикамья Олег Чиркунов впервые назвал культуру одним из ключей развития города. В Перми развернулась настоящая культурная революция (стартовали десятки фестивалей и выставок, был открыт новый театр, город бурлил дискуссиями), но главным инструментом ее стал экспорт: в Прикамье были стянуты ведущие силы отечественной сферы культурного производства. Идеологом процесса утвердился Марат Гельман, генеральным менеджером революции стал Борис Мильграм, назначенный главой краевого Минкульта. В начале 2010 года на первом и последнем международном форуме «Культура: миссии, перспективы, модели развития» Олег Чиркунов заявил: «Пермь должна стать культурной столицей Европы в 2016 году. Я не хуже вас знаю, почему это невозможно, в том числе и по формальным признакам. <…> Власти нужны такие точки роста: благодаря концентрации силы и ресурсов на высокий мировой уровень в них поднимаются определенные отрасли. Культура — точно такой проект, причем сравнительно малозатратный». Однако к лету 2012 года губернатор Чиркунов ушел в отставку, его сменил Виктор Басаргин. И в течение двух последующих лет государственная деятельность в сфере культуры в регионе была свернута (подробнее см. «Звезда и смерть культурной революции»). А в сентябре этого года Прикамье покинул последний герой эпохи культурного взлета — художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис. Его письмо, размещенное на сайте театра, указывает на причины ухода, а косвенно — и на причины поражения культурной революции в целом: «Без их (властей региона. — Ред.) полнейшего непонимания, отсутствия трепета и чуткости я никогда не нашел бы силы принять решение покинуть свой рай. <…>

Я хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе. Я хотел помочь создать консерваторию, чтобы следующие поколения прекрасных музыкантов были пермяками, хотел дать стимул талантливым людям остаться здесь и развивать этот город. Я помню, как мне сказали: власть не считает это целесообразным» (подробнее см. «Русское бедное культурное»). Без поддержки власти прививка культуры на местную почву результата не принесла. В России компаниям креативного сектора до сих пор не хватает внутреннего спроса на их продукт и внятной государственной политики — моральной и финансовой поддержки.

Управлять тем, что невозможно измерить

Обеспечить развитие творческих индустрий — обсуждению этой задачи и путей ее решения был посвящен форум «Индустриальность и культура», прошедший в Екатеринбурге в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале*.

Потенциал отечественной экономики впечатлений изучают в Институте управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ. «Сектор довольно устойчивый, более того, есть динамика роста. Если в 2014 году он давал около 5% в ВВП, то в 2019-м — уже 6%. Несмотря на сложные экономические условия, сектор не сжимается, а постепенно растет, — констатирует директор Института управления государственными ресурсами Татьяна Абанкина. — При этом его очень трудно оценивать. В 2014-м мы почти вручную выбирали из ОКВЭД виды экономической деятельности, относящиеся к творческим индустриям. Потом был переход на новый классификатор, но ситуация не изменилась, несмотря на поручения Минэкономразвития, Минкультуры и Росстата. Если мы не добьемся того, чтобы хотя бы раз в два года выходил доклад о состоянии этого сектора, будет довольно сложно предпринимать адекватные меры по его поддержке. Трудно управлять тем, что невозможно измерить».

 По мнению Татьяны Абанкиной, перспективы развития креативной экономики связаны с увеличением в семейных бюджетах расходов на культуру и отдых:

— Сейчас они превышают расходы на здравоохранение и образование вместе взятые. Это более 6% бюджета. Для сравнения: на образование тратится примерно 1,5 — 2%, на здравоохранение — от 2,5 до 3%. Но потенциал еще есть. В развитых странах эта доля расходов семейного бюджета составляет около 9%. Нужно формировать спрос на продукцию креативных индустрий, в том числе с помощью маркетинговых технологий, увеличения форматов участия людей в культурной жизни.

 Еще один важный инструмент развития — включенность в глобальные рынки. «Несмотря на локальный, казалось бы, характер продуктов и услуг творческих индустрий, они прежде всего ориентированы на глобальные рынки. Это не доморощенная продукция, это то, что должно вписываться в тенденции развития современного искусства, то, что связывает страны со всем миром. Например, Уральская биеннале позиционируется как международная площадка», — подчеркивает Татьяна Абанкина.

Пока внешнеторговый потенциал отечественных креативных отраслей незначителен: их доля в экспорте — 0,3%. Сравните: доля творческих индустрий в китайском экспорте — 32%, и это не только сувениры, это высокотехнологичная продукция. Наибольшую часть экспорта российских творческих товаров представляют издательская продукция, печатные медиа и дизайн. Самые востребованные услуги — реклама, маркетинговые исследования, архитектурные, инженерные и другие технические услуги. По мнению исследователей НИУ ВШЭ, креативные индустрии способны стать драйвером расширения экспортного потенциала российской экономики. Самый яркий пример — мультфильм «Маша и Медведь». Он демонстрируется в сотне стран, число просмотров на YouTube — более 50 миллиардов.

— В 2013 году нам удалось сократить отставание по расходам на культуру, образование, здравоохранение, социально-гуманитарную сферу от стран Восточной Европы, но за последние пять-шесть лет они сделали заметный рывок, — рассказывает Татьяна Абанкина. — Такая ситуация во многом сложилась из-за того, что в России, несмотря на усилия экспертов, нет программы поддержки креативных бизнесов. Известно, что среди них высока доля МСБ, при этом в программах поддержки малого и среднего бизнеса доля творческих компаний не превышает 2 — 5%.

— На государственном уровне и в субъектах РФ должны быть приняты стратегические документы, направленные на развитие этого сектора, — соглашается министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова. — В регионе уже сформирована система поддержки событийных мероприятий, народных художественных промыслов. Причем с этого года субсидии предоставляются не только мастерам, но и муниципальным образованиям. Важно создавать инфраструктуру, условия и комфортную среду.

Господин меценат

Еще один немаловажный фактор развития творческих индустрий — поддержка проектов и инициатив крупными корпорациями. Бизнес видит в этом возможность популяризации бренда. Известный пример: «Северсталь» реализует программу «Музеи Русского Севера», направленную на развитие музейного дела, проектной деятельности, сохранение и актуализацию историко-культурного наследия.

Другая история — помощь частных фондов. Год назад, например, Фонд Потанина в Европейском парламенте Брюсселя получил премию Corporate Art Awards за несколько знаковых инициатив, направленных на продвижение современного искусства, в том числе за проект «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950 — 2000 годов: уникальный дар музею», открытие гостиной в Новой Третьяковке и Arzamas.academy. Фонд Елены и Геннадия Тимченко поддерживает гастроли театров из малых городов, а также показы в регионах лучших спектаклей фестиваля «Золотая Маска», фонд Михаила Прохорова — фестиваль современной фотографии КосМост, Красноярскую ярмарку книжной культуры, литературную премию «НоС (Новая Словесность)».

— Все более значимым и для России, и особенно для Европы, где сокращается доля бюджетных организаций в секторе, становится вклад богатых людей и частного капитала в развитие культуры, преобразование городского пространства, — объясняет советник директора Эрмитажа Николас Ильин. — Недавний пример: Леонид Михельсон — бизнесмен, президент фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным», назван в честь его дочери) реконструирует историческое здание ГЭС-2 в центре Москвы, его откроют в сентябре 2020 года. Это не музей, это культурный центр на 40 тыс. кв. метров с выставками, перфомансами, ресторациями. (Напомним, Леонид Михельсон выкупил у Мосэнерго здание построенной в 1907 году ГЭС-2 на Болотной набережной за 1,7 млрд рублей. Архитектурную концепцию проекта разработала мастерская Renzo Piano Building Workshop. — Ред.). На вопрос о расходах на проект бизнесмен ответил, что потратил в два раза больше, чем думал.

— Для Екатеринбурга знаковым событием стало открытие культурно-выставочного комплекса «Синара Центр» — нового арт-пространства в зданиях бывшего госпиталя Верх-Исетского завода. Инвестиции — 2 млрд рублей. Годом ранее в бывшем здании Екатеринбургского завода обработки цветных металлов заработал Центр искусств «Главный проспект». В проект вложено около миллиарда рублей. Сейчас это современное и комфортное пространство в 2 тыс. кв. метров, где представлены различные направления искусства, — дополнила список примеров создания инфраструктуры для развития креативных индустрий Виктория Казакова. — В феврале 2018 года в концессию передана усадьба Железнова в Екатеринбурге. По условиям соглашения, инвестор должен вложить в реконструкцию объекта 380 млн рублей. В планах — преобразование усадьбы в бутик-отель и галерею.

Сеп Up

За последние десять лет большинство крупных промышленных компаний в России реализуют в городах присутствия программы поддержки социальных и культурных проектов. Но лишь единицы из этих проектов способствуют диверсификации экономики города, созданию принципиально новых возможностей для самореализации местных жителей, привлечению значимого количества молодых специалистов. А требуется именно перезапуск процессов территориального развития, ставят задачу участники форума.

Вице-президент фонда «Сколково», директор по развитию городской среды Елена Зеленцова привела в пример британский Creative People and Places: «В отдаленных районах не вовлеченные в искусство и культуру люди начинают вместе с художниками производить творческий продукт, создавать новый контент, тем самым не только гармонизируя обстановку внутри сообщества и позволяя многим людям выйти из трудной жизненной ситуации, но и развивая территорию».

Отечественный пример того, что культурная инициатива, имеющая опору в местном сообществе и внешнюю поддержку, способна стать локомотивом развития, — деревня Сеп в Удмуртии. Здесь появилась уникальная культурная институция — Народный музей исчезнувших деревень. Работники местного ДК и активисты собрали материалы о семи деревнях в округе, прекративших существование в 1970 — 2000-х годах в результате ликвидации «неперспективных» поселений. В 2017 году проект стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» БФ Потанина в номинации «Музейный старт», получив 2 млн рублей на организацию экспозиции. За год с момента открытия музей посетили свыше 10 тыс. человек. На базе сепского ДК появился многофункциональный культурный Центр местного сообщества Sep community. Он предлагает культурный контент нового качества, сохранив и использовав уникальные ресурсы деревни. Возможность монетизации выгод заставляет администрацию налаживать бесперебойную сотовую связь и интернет, ремонтировать дороги.

— Население Сепа — это всего 450 человек. Дорог нет, сотовой связи нет. Люди, которые там живут, окружены заброшенными территориями, но не чувствуют себя одинокими. Есть понимание идентичности, желание что-то делать, — рассказывает директор по связям с общественностью БФ Потанина Юлия Грозовская. — Так случилось, что в эту местность пришли проектировщики. Родилась идея сделать праздник деревень. Сначала на него приехали семьсот человек. На следующий год — 1,5 тысячи. Потом появился Музей исчезнувших деревень, который объединил огромное количество партнеров, например, дизайн-проект музея делали самарские студенты. Руководителем проекта выступает директор АНО «Рыба морзе — Кама рекордз» Александр Юминов. Местные активисты записывают истории, переводят их с удмуртского языка на русский. Создавая творческий продукт, они меняют жизнь всей деревни. Сюда приезжают туристы. И от этого факта не могут отмахнуться ни местные власти, которые сначала ничего не делали, а теперь готовы софинансировать проект, ни даже республиканские власти. Логичным следствием этого становится создание инфраструктуры вокруг деревни.

— Мы верим в креативную экономику. Американские музеи ежегодно посещают 850 млн человек. Эти институции привлекают в экономику своей страны 21 млрд долларов, создают 400 тыс. рабочих мест. К сожалению, таких подробных исследований в России еще нет. Но есть, допустим, исследования Европейского университета по влиянию Эрмитажа на Санкт-Петербург: так вот, приносимый им доход — чуть больше миллиарда долларов в год. Эти цифры заставляют нас поверить в то, что креативная экономика существует и когда-нибудь будет у нас, — оптимистична Юлия Грозовская.

БФ Потанина инициировал проведение исследования «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре». Оно подтверждает: культура драйвером новой экономики региональных столиц не стала. «В лучшем случае культура сейчас — это условия привлекательности среды, в худшем — затраты и издержки для местной власти, — констатирует Юлия Грозовская. — Но важно и то, что происходит в самой культуре. Она поляризована между развитием и воспроизводством и служит прежде всего индикатором увеличивающегося разрыва между сосуществующими реальностями индустриального и постиндустриального укладов, между лидерами, догоняющими и безнадежно отстающими городами, показателем слабости общественного сектора, коммуникации, вовлечения, участия и экспертизы. Культура — индикатор начавшихся процессов медленного, непростого и очень точечного локального “переползания” в новую реальность, индикатор будущих конфликтов институций и поколений, борьбы за влияние, ресурсы и типы деятельности».

— Нужно преодолевать существующие барьеры, — подводит итоги дискуссии Татьяна Абанкина. — А это отсутствие признания творческих индустрий как значимого сектора современной экономики города; недостаток кадров; дефицит помещений и высокая арендная плата; недостаток источников и объемов финансирования; несформированный спрос на уникальные культурные продукты.    

* Выставка, организованная Государственным центром современного искусства в составе РосИзо, проходит в Уральском регионе с 2010 года. Все проекты биеннале тесно связаны с индустриальной культурой Урала и осмысляют ее в образах и символах современности.

Другие статьи

Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
Культура благотворительности
14 октября 2024
The Art Newspaper Russia
Культура благотворительности
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты