Назад

По ту сторону инсталляции

Текст материала

Современные технологии постепенно охватывают все сферы жизни. Лидерами в их внедрении являются такие банкиры, представители телекома, транспорта и логистики, но и кажущаяся многим закостенелой музейная отрасль тоже не может оставаться в стороне. В классическом понимании музейного пространства экспонат находится в некотором отдалении от посетителя, который, в свою очередь, пытается визуально постичь тот смысл, который несет в себе предмет искусства. Для современного человека, привыкшего жить в динамичном и информационно насыщенном мире, такая модель постепенно теряет актуальность. Все чаще люди приходят в музей за разносторонним опытом и ожидают вовлечения в непосредственное взаимодействие с экспозицией. Как отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Место музея – посередине между храмом и Диснейлендом. Но так получается, что он двигается в ту или другую сторону. И в последнее время – это во всем мире так – в сторону Диснейленда».

Насколько это хорошо и как не потерять за технологической составляющей ту традиционную ценность, которую несет в себе музей – большой культурный вопрос. Однако ясно одно: чтобы поддерживать интерес аудитории, музеям необходимо подстраиваться под текущие реалии. Главное здесь – правильная реализация. Успешных кейсов, демонстрирующих то, как технологии могут дополнять, а не «перекрывать» смысловой посыл экспозиции, довольно много, и отличились в этом плане не только крупнейшие, но и некоторые относительно небольшие региональные музеи.

Интерактивная панорама «Воскресенье на площади», созданная на базе Красноярского Музейного центра «Площадь Мира», — как раз один из таких примеров. Она представляет собой концептуальную, архитектурную, технологическую и коммуникативную конверсию музейной диорамы «Старая Россия», сохранившуюся в музее с 1987 года. Имея «в пассивном активе» «немую сцену» из двадцати гипсовых фигур, изображающих дореволюционный воскресный день на базарной площади, создатели проекта поставили перед собой задачу «оживить» эти фигуры через взаимодействие телесного и нарративного. 

В 2018 году Музейный центр «Площадь Мира» стал победителем конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина, направленного на развитие экспериментальных практик и инноваций в музейном деле.

«Решение об участии в конкурсе возникло спонтанно, — отмечает руководитель проекта трансформации диорамы «Старая Россия» Сергей Ковалевский, арт-директор Музейного центра «Площадь Мира». — К нам пришли партнеры из детского технопарка с идеей сделать в музее аттракцион «заумная Машина Гольдберга». Мне сразу показалось, что такой эксперимент было бы интересно произвести в диораме «Старая Россия» с музейными экспонатами – гипсовыми людьми, составляющими «немую сцену». Мы начали исследовать ресурс сюжета и довольно быстро поняли, что за «поп-механической» затеей скрывается бездна гуманитарного смысла, и что нужно отправляться в такое концептуально-проектное приключение. Как раз в это время очень кстати был запущен конкурс фонда на «четырехмерный музей», призывающий осмыслить вызов технологии».

Победа в конкурсе и полученный грант ускорили процесс реализации идеи, так как появилась возможность внедрения конкретных инструментов «диалога» с аудиторией. Новые сюжеты, планировочные ходы, инсталляционные жесты и интерактивные технологии позволили публике приобрести уникальный опыт «телесного переноса» в материю памяти. «Дополнение реальности» старой диорамы практически произвело на свет новый музейный жанр: «иммерсивная панорама», в котором традиционные фронтальные виды сочетаются с возможностью заглянуть «за спину» изображения, оказаться behind the scenes «исторического» процесса и даже погрузиться в сцену.

Рассказывая об успехе проекта, Сергей Ковалевский отмечает: «В музейной экспозиции мне особенно дороги оптические эффекты, когда вас захватывает пространственная драматургия и телесность среды, когда пространство осмысленно разворачивается и «дышит». В нашем случае, конечно, сценографический характер был изначально присущ ситуации с ее исходным оптическим театром – оставалось «чуть-чуть» развить потенциальные темы. И здесь, проявился второй, даже несколько парадоксальный критерий успеха проекта: «все сохранить и все изменить». Как в излюбленном философами современности предвидении одного раввина, который на вопрос – «как представить себе мир после конца света», ответил: «все будет также, но чуть-чуть иначе». Еще одно замечательное свойство процесса – когда экспозиционно-инсталляционная машина начинает «жить своей жизнью» и работает как магнит, притягивая творческие артефакты – как, например, случилось с прозрачным ленинским бюстом с розой вместо мозга, который стал вдруг еще одним символом «Площади Мира».

Интерактивная панорама «Воскресенье на площади» активно развивается. В августе этого года в ландшафт композиции добавилась яркая недостающая деталь – инсталляция известного красноярского художника Виктора Сачивко «Во сне», которую он сделал в 2011 году. Разбитое на микросцены разноцветное полотно поместили в длинную щель на полу – инсталляция встречает гостей у входа в панораму.

«Думая о продолжении, хочется надеяться и верить, что пересобранная топологическая машина «Воскресения на площади» отстроит всю «Площадь Мира» платформу, которая удивляет и мотивирует публику, вступает в резонанс с гостевыми и резидентскими выставками, способствует образовательным программам, инициирует проектные исследования на перекрестках пространства, тела, языка, сообщества», — добавил Сергей Ковалевский.

Инициативы «Площади Мира», который старается идти в ногу со временем, поддерживают и региональные власти. Министр культуры региона Аркадий Зинов рассказал «Пресс-лайну», что «Музейный центр воспринимается горожанами, как центр современного искусства. «Площадь Мира» постоянно изучает новые способы донесения информации и все чаще использует в экспозициях современные форматы и технологии, поэтому с каждым годом становится все более привлекательным как для молодых художников, так и для зрителей. 



Источник: ИА Пресс-лайн

Другие статьи

Корпоративные новости на “Ъ FM”
14 октября 2021
Коммерсантъ-FM
Корпоративные новости на “Ъ FM”
«Люди добрые». Документальный фильм
8 сентября 2021
Первый канал
«Люди добрые». Документальный фильм
Социальный туризм – равные возможности
20 августа 2021
Удмуртская правда
Социальный туризм – равные возможности
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
26 мая 2021
Агентство социальной информации
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
20 мая 2021
Официальный сайт Московского патриархата
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
24 апреля 2020
Агентство социальной информации
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро