Назад

«НКО должны становиться медиа»: итоги конференции АСИ по социальной журналистике

Текст материала

Агентство социальной информации (АСИ) совместно с центром «Благосфера» провели 22 октября онлайн‑конференцию «ЗаЧем будущее социальной журналистики». Запись трансляции можно посмотреть здесь.

Модератор паблик-тока «Журналистика не уходит на карантин» Елена Тополева-Солдунова – директор АСИ и председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ – рассказала, что, согласно опросу Высшей школы экономики, каждый третий россиянин считает, что НКО должны помогать людям, оказавшимся в пандемию в самоизоляции, но помощь от некоммерческих организаций получили только 14% из них.

Руководитель исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин и ее аналитик Анастасия Сапонова представили исследование «Деятельность негосударственных НКО в период пандемии в России. Ее отражение в СМИ», которое было проведено с помощью системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия». Исследователи искали публикации по ключевым словам: «НКО», «благотворительност*», «некоммерческ* сектор*», «пожертвован*» и другим. Всего с 1 марта по 30 июня из более чем 180 тыс. публикаций было вручную отобрано 1535: источник должен был быть СМИ или хотя бы претендовать на это, а третий сектор – главной темой. Половина отобранных публикаций была связана с пандемией коронавируса.

Выяснилось, что региональные СМИ пишут об НКО чаще, чем федеральные: 68% против 32%. Большинство источников – городские и областные порталы (46%), 14% – общеполитические СМИ, и только 6% сообщений созданы специализирующимися на НКО ресурсами – столько же пишут о третьем секторе, для сравнения, в глянцевых и развлекательных изданиях.

Исследователи отметили, что материалы, как правило, новостные и в них описывается факт: анонсируется благотворительная акция или мероприятие либо подводятся их итоги. При этом в текстах почти нет аналитики, а в двух третях публикаций (66%) – никакой оценки деятельности НКО. Что касается оставшейся трети текстов, почти в половине случаев (47%) оценку дает сам журналист, и только пятая часть публикаций (21%) содержат комментарии представителей НКО. Игорь Задорин подчеркнул, что НКО персонифицированы в СМИ значительно хуже, чем, например, бизнес.

«Сколько бы мы ни говорили о деятельности НКО и [ее] важности, мы не представляем интереса для медиа», – отметила Юлия Грозовская, директор по связям с общественностью Благотворительного фонда Владимира Потанина. Она назвала современную журналистику «журналистикой клика»: «Что может вызвать клик, если только не скандал? Если вглядываться в цифры, с которыми мы работаем, то ситуация очень плачевная. Тиражируемые публикации – это публикации с нулевой стоимостью: воспроизведение многих текстов». Грозовская сказала, что журналист, который хочет опубликовать уникальный контент по теме, в лучшем случае сталкивается с тем, что этот контент нужно «протащить» через редактора. В худшем случае корреспондента упрекнут в коррумпированности и предвзятости. Грозовская видит компромиссный путь в том, что сами НКО начинают генерировать истории и «делать сторителлинг» на своих ресурсах.

Координатор проекта «Скорая журналистская помощь» независимого объединения российских СМИ «Синдикат-100» Александр Гатилин рассказал о профессиональной находке. В пандемию корреспонденты проекта не стремились публиковать информацию о проблеме, например, в конкретной больнице – они направляли запросы в официальные инстанции (главврачам, в региональные минздравы). В ответ получали в основном отписки, но часто органы начинали проблему решать.

«НКО, к счастью или к несчастью, должны становится медиа, – подытожила журналистка, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Анна Качкаева. – И если раньше это было благим пожеланием, сейчас это стало неизбежностью». Став медиа, продолжила она, НКО «может рассказывать о себе, пользуясь возможностями – расследовательскими, „упаковочными“ (умением рассказывать истории)». «Журналистика размывается в этом контексте, но остается основным инструментарием... для людей, которые не являются журналистами, но готовы себя идентифицировать с этой системой координат», – отметила Анна Качкаева.

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне