Назад

Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык

Учредитель фонда Владимир Потанин принял участие в исследовательском проекте журнала «Филантроп», ответив на вопросы об инструментах благотворительности, о требованиях к эффективности некоммерческого проекта и выборе проектов для финансирования.

Текст материала

Как НКО обратить на себя внимание крупного бизнесмена и заслужить его доверие? Как предприниматели выбирают благотворительные проекты, которые готовы поддержать лично? Эксперт бизнес-школы «Сколково» Андрей Шпак сформулировал шесть правил для некоммерческих организаций. Журнал «Филантроп» попросил крупных предпринимателей и представителей благотворительных организаций рассказать о своем опыте партнерства. Результат представлен в публикации «Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык».

Учредитель фонда Владимир Потанин принял участие в проекте. Отвечая на вопрос, что важно в работе с некоммерческими организациями, Владимир Потанин отметил: 

«Успешный человек должен возвращать обществу то, что получил. Если встает вопрос, как это делать, то первым делом нужно решить, кому оказывать поддержку, помочь всем невозможно. Каждый человек выбирает то, что близко лично ему. Для себя я определил несколько направлений: высшее образование как базовую ценность, культуру — как возможность подпитываться позитивной энергией и развитие системной благотворительности — способ объединить усилия многих.

Что касается инструментов, то я предпочитаю заниматься благотворительностью через свой фонд, который был создан в 1999 году и начал свою деятельность со 160 студенческих стипендий молодежи Норильска. Спустя 18 лет фонд превратился в некоммерческую структуру, реализующую десятки благотворительных программ, охватывающих многие тысячи благополучателей. Я вхожу в органы управления фонда и утверждаю программы, бюджет, отчетность. Но не участвую в оперативном управлении: фондом управляют профессиональные сотрудники. 

Выбор конкретных проектов для финансирования я также предоставил делать профессионалам — в фонде есть конкурсные процедуры, а также система принятия решений на основе мнений независимых экспертов. В каждом конкурсе есть свои критерии оценки, которые различаются в зависимости от его целей. Мои инициативы тоже становятся новыми программами фонда — так, идея создать эндаумент МГИМО и помочь Эрмитажу вылилась в масштабную программу по поддержке эндаументов «Целевые капиталы: стратегия роста». 

Для меня требования к эффективности некоммерческого проекта не очень отличаются от требований к бизнес-проекту: он должен выполнять свою задачу и давать видимый результат. Только выраженный не в прибыли, а в повышении качества жизни общества. Если рассматривать фонд как проект, то, к примеру, для принятия новой стратегии его развития мы провели несколько исследований о результатах его благотворительных программ, в итоге смогли уточнить наши приоритеты. 

Конечно, важна способность команды реализовать заявленные цели. Имеет ли значение личное знакомство с командой проекта? Только на начальном этапе, когда нужно создать новую организацию, выстроить все механизмы, нанять профессионалов». 

Другие статьи

Стартовала Школа Фонда Потанина — 2025 «Сохраняя наследие»
22 июня 2025
Журнал о благотворительности
Стартовала Школа Фонда Потанина — 2025 «Сохраняя наследие»
Начала работу Школа Фонда Потанина «Сохраняя наследие»
20 июня 2025
Агентство социальной информации
Начала работу Школа Фонда Потанина «Сохраняя наследие»
Коллеги, со-творцы, друзья
26 мая 2025
Культура Екатеринбурга
Коллеги, со-творцы, друзья
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
Культура длинных денег
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Культура длинных денег
Большая опора для маленького фонда
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Большая опора для маленького фонда
Инвестиции на века, цели на год
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Инвестиции на века, цели на год
Базовый актив для НКО
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Базовый актив для НКО