Текст материала
По традиции награду – сделанную Сергеем Шеховцовым статуэтку в виде перекрещивающихся, будто стрелки часов, Биг-Бена и Спасской башни – вручают в пяти номинациях. В буклетах, которые раздали гостям, в обращении главного редактора Art Newspaper Russia Милены Орловой сказано: «Мы любим и ценим гораздо большее число людей и событий, чем можем поместить в наш список». На открытии церемонии награждения она предложила рассматривать премию не как жесткое соревнование, а как повод вспомнить все сделанное.
Пять лауреатов – пять перформансов, где хореография, музыка и анимация, с одной стороны, рассказывают о победителях, с другой – объединены общей темой «Русский космос» (режиссерско-продюсерская группа церемонии – Алексей Агранович и Кирилл Преображенский, за сценографию отвечала Анна Наумова).
«За создание главы о «бумажной архитектуре» во всемирной истории искусств» в номинации «Книга года» наградили Юрия Аввакумова с изданной Музеем современного искусства «Гараж» антологией «Бумажная архитектура». Вручавший архитектору премию Павел Пепперштейн сообщил, что сам он книгой был загипнотизирован, пожелав и всем остальным провалиться «в этот бесконечный галлюциноз». Аввакумов, поднявшись на сцену, сказал, что чувствует себя как в первом классе, когда вызывают прочесть стихотворение Сергея Михалкова «Прививка». Посвященный антологии перформанс был самым лиричным за вечер: пока пели Леонид Федоров и Игорь Крутоголов, на сцене на фоне проекции, где архитектурная графика из книги перемежалась мультипликацией, силами ребят-перформеров огромное, кажется, крафтовое полотнище становилось то ландшафтом, то сводом-покровом, то свертком-коконом, то его разрывали, откликаясь на утопическую суть «бумажной архитектуры». Это «маргинальный жанр на полях большой архитектуры», говорил Аввакумов. Тем важнее, что в музее отлично изданную антологию сейчас готовят и для публикации на английском языке.
Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, получая награду в номинации «Реставрация года» («За кропотливую работу по возрождению уникальных предметов и прославление скромных героев реставрационного цеха», возвращающих к жизни государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, ювелирные изделия из собрания Музеев Московского Кремля), благодарила своих коллег – самый молодой отдел музея.
В номинации «Личный вклад» в шорт-листе оказалось не три, а семь претендентов. Премию «За филантропическое постоянство в меняющемся мире» Михаил Пиотровский вручал бизнесмену Владимиру Потанину, вспоминая о постоянной помощи Потанина российскому искусству и музеям и, в частности, о том, что благодаря ему у музеев стали появляться эндаумент-фонды.
Пушкинский стал «Музеем года» – директор Марина Лошак получила статуэтку «За открытость новациям и современности, расширение границ влияния музея и новый подход к старому искусству». В 2019-м на Волхонке, помимо легендарной коллекции Щукиных, показали выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», дайджест собрания фонда Louis Vuitton, последние дни здесь открыта выставка Томаса Гейнсборо. Кроме того, идет работа над передачей ГМИИ особняка Сергея Щукина для создания там музея, а еще к Пушкинскому присоединили Государственный центр современного искусства (см. «НГ» от 30.12.19).
Последней вручали премию в одной из самых интригующих в этот раз номинаций «Выставка года». В шорт-лист не попала экспозиция «Щукин. Биография коллекции», но на победу претендовали и проект Третьяковки «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» (см. «НГ» от 09.09.19), уникальное многолетнее научное исследование, открывшее много неизвестного в истории авангарда и вообще в культуре первой трети XX века; и прошедший в Екатеринбурге основной проект V Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Бессмертие»; и исследовательский проект «Ткани Москвы» в Музее Москвы.
Наградили «Бессмертие». Куратор Жан-Юбер Мартен, вручая премию, говорил, что, возможно, бессмертие – самая амбициозная из утопий. И что благодаря глобализации, благодаря интеграции российского искусства в мировой контекст, благодаря приглашенному в Екатеринбург работать над «Бессмертием» китайскому куратору Шаоюй Вэн в искусство утопия вернулась. Сейчас Уральская биеннале – одно из самых заметных в России событий в области современного искусства, а в последние годы это и самая сильная на территории страны биеннале. «Бессмертие» было очень четко выстроенным, сильным кураторским высказыванием о разных вопросах (см. «НГ» от 16.09.19). В том числе о возможности (или невозможности) цифровой вечной жизни, но не только об этом: о войне и ядерных испытаниях, об эскапизме, о сохранении памяти, культурной и личной, в самых разных видах. Забирая статуэтку, комиссар биеннале Алиса Прудникова напомнила, что целью отметившей 10-летие биеннале всегда было в том числе налаживание диалога с мировым сообществом. И одним из способов налаживания такого диалога была и остается уральская индустриальность, в диалоге с которой все эти годы работает биеннале.
Нынешняя церемония награждения лауреатов началась с темы утопии и ею завершилась, но к реальности гостей вернуло видеообращение Шаоюй Вэн. Она собиралась прилететь из Нью-Йорка, где давно работает в Музее Гуггенхайма, но российские власти из-за коронавируса запретили въезд в страну гражданам КНР.