Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

«Надо постоянно учиться у тех, кому ты помогаешь»

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева в интервью журналу «Филантроп» рассказала, что меняется в работе российского третьего сектора за последние годы, как построить эффективную работу НКО, а также о профессионализме и личной мотивации.

Текст материала

Оксана Орачева возглавляет один из первых частных фондов в современной России — благотворительный фонд Владимира Потанина. Фонд ведет масштабные социально значимые долгосрочные проекты в области образования и культуры, у фонда много долгосрочных стипендиальных и грантовых программ для студентов, преподавателей вузов России, сотрудников музеев, в том числе Государственного Эрмитажа. Ежегодно фонд выплачивает более 400 грантов и 2000 стипендий. Фонд является членом Европейского центра фонда и учредителем и членом Форума Доноров. Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева в интервью журналу «Филантроп» рассказала, что меняется в работе российского третьего сектора за последние годы, как построить эффективную работу НКО, а также о профессионализме и личной мотивации. 

Что изменилось в работе российского третьего сектора за последние годы? В чем его особенность?

— Особенность нашего некоммерческого сектора в том, что мы выросли из этапа когда просто помогаем, и стали это делать системно и профессионально. Двадцать лет назад люди оказывались в НКО случайно. Многие уходили из сферы образования по понятным причинам — она резко утратила финансирование. Теперь же можно говорить о том, что сектор прошел определенный путь и сложилось несколько поколений, которые в нем работают. Есть те, кто вырос вместе с сектором, пройдя путь самообразования, различных тренингов и тд. Есть люди другого поколения, которые сознательно делали выбор, когда сектор уже встал на ноги и, выбирая работу в сфере благотворительности, они уже понимали, зачем туда идут. НКО — определенная часть нашей экономики, нашей жизни, и туда нужны специалисты самых разных сфер, которые выбирают эту работу по многим причинам и остаются в ней. Сектор поменялся. И поколенчески это видно.

Сейчас благотворительность в хорошем смысле слова становится модой. Мы уходим от узкого понимания помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, к возможности сделать это своей профессией.

Сейчас можно помогать не только деньгами, но и временем или собственным примером. То, что про благотворительность стали писать и говорить — это тоже признак развития. Она перестает быть чем-то странным. Хотя необходимость объяснять мотивацию присутствует, потому что стереотипное восприятие благотворительности все равно есть. Объяснять надо, потому что человек по природе недоверчив.

— Какие основные тренды развития благотворительности еще не пришли в Россию?

— В целом, мы двигаемся в примерно в том же направлении, что и благотворительность всех развитых стран. У нас меньше развито то, что принято называть impact investment, когда интересы бизнеса соединяются с социальным эффектом. Но и это у нас сегодня есть. Возможно, не используются какие-то самые последние технологии из западного опыта, но они и не всегда необходимы к использованию. Чего не хватает? Не конкретных инструментов и механизмов, а формирования некой общности с реальной повесткой и пониманием того, что следует делать. В этом плане сектор находится в стадии становления. Меньше развиты различного рода партнерства и совместная деятельность. Но это должно возникнуть органично, сверху это насадить нельзя.

Как в России развивается культура благотворительности? Что можно оценить, как позитивное?

— Тенденция последних лет: люди все более активно участвуют в благотворительности. Пользуются популярностью различные благотворительные акции − марафоны, ярмарки, другие совместные действия.

Люди не просто тратят деньги, они реализуют при этом собственные интересы (спортивные, культурные, кулинарные) и получают удовольствие.

Мне это кажется очень позитивным. Конечно, в процентном отношении все не так хорошо, как хотелось бы: недавно опубликован новый мировой рейтинг благотворительности CAF, Россия в нем занимает 126 место. Тем не менее, вдвое больше россиян стали делать пожертвования в НКО – таких стало на 11 миллионов больше, а в процентном отношении доля благотворителей составила 18%.

— Как тогда лучше вовлекать людей в благотворительность? Есть какие-то свежие интересные примеры?

— Активно развивается все, что связано с корпоративным волонтерством, некоторое время назад даже был создан Национальный совет в этой сфере. Идея взаимопомощи и поддержки превратилась в движение и стала частью жизни очень многих людей. Эти инициативы находят массовую поддержку со стороны работодателей и становятся частью корпоративной социальной ответственности практически любой современной бизнес-компании.

Другая тенденция – отказ от иждивенческой модели взаимодействия с благополучателями в пользу партнерской. Благотворители стремятся выявить источник проблемы и воздействовать на него, а не просто помочь людям в беде. Мы видим, как в здравоохранении фандрайзинговые фонды все чаще не просто собирают деньги для конкретных больных, а пытаются изменить ситуацию на более высоком уровне: сделать так, чтобы люди своевременно получали медицинскую помощь, чтобы она была качественной (в ситуациях с обезболиванием или допуском родственников в реанимацию).

Мы перешли от стадии, когда проблемы решаются точечно, к более высокой, когда выявляются корни проблемы и ищется ее решение.

— В этом году в России впервые пройдет #ЩедрыйВторник. В чем особенность этой инициативы?

— Щедрый вторник – одна из тех инициатив, которые позволяют лишний раз обратить внимание на то, что происходит в благотворительности. Показать, как много мы можем сделать вместе − как отдельные люди, так и организации. Это возможность сделать простые и важные вещи и сказать: «Делай, как я». Здорово, что у нас появляются такие праздники, как Европейский день фондов 1 октября или День мецената, инициированный Государственным Эрмитажем (15 апреля — «День Спасибо», как называет его директор Эрмитажа Михаил Пиотровский). Щедрый вторник – следующий шаг в этом направлении.

— Почему до сих пор многие люди, в том числе бизнесмены, скрывают свое участие в благотворительности?

— Вопрос открытости, на мой взгляд, очень тесно связан с вопросом доверия. Невозможно поддерживать то, о чем ты не знаешь и чего не понимаешь. Если организация закрыта, то и доверия к ней не будет. В основе любого доверия – знание. Без открытости нельзя сформировать репутацию организации и сектора. Люди помогают фондам своим временем и знаниями, доверяют им свои деньги, которые затем тратятся на помощь нуждающимся. Закрывая информацию, мы ограничиваем возможность их вклада.

Действительно, нередко меценат не хочет рассказывать о том, что он тратит деньги (порой достаточно большие) на благотворительность. Я говорю о другой открытости, имеющей отношение к следующему, институциональному уровню развития благотворительности. Как и что делает организация, с какой целью, кто в ней работает? Это должно быть известно и понятно. Донор может оставаться анонимным, но в любом случае он должен четко формулировать, на что дает средства. Есть очень хороший пример в лице Чарльза Фини, о котором мало кто знал на протяжении почти всей его жизни, хотя всем был известен фонд Atlantic Philanthropies. Я бы резюмировала это так: человек, который жертвует, имеет право оставаться анонимным, но должно быть понятно, сколько он жертвует, как и на что именно.

— Как и когда вы сами начали заниматься благотворительностью и работать в этом секторе?

В секторе я работаю с конца 1998 года. Первый волонтерский опыт был во время учебы в университете, когда студентами мы работали с детьми в детдомах. Затем я издавала Российский региональный бюллетень, перейдя от этого занятия к работе в стипендиальной программе Фонда Форда – там можно было соединить знания образовательного рынка с собственным интересом к регионам. Я всегда занималась регионами, а здесь можно было посмотреть, как вопрос доступа к образованию представлен на разных территориях. Не было ярких переломных моментов, приведших к работе в некоммерческом секторе, скорее, это был постепенный переход, который всегда был косвенно связан с образованием и профессиональной деятельностью в высшей школе.

— Есть ли какие-то критерии отбора управленцев именно в НКО сфере? И к чему должен быть готов человек, который идет работать в эту область?

— Человек, который приходит на работу в НКО должен понимать, что в этой сфере есть некоторые ограничения. Большинство некоммерческих организаций небольшие по численности, в них сложно продвигаться по карьерной лестнице. В НКО обычно очень небольшая текучесть кадров и, соответственно, редко освобождаются вакансии. Поэтому человек должен быть ориентирован не столько на карьерные возможности, сколько на содержательные – перспективу заниматься интересными делами, решать новые задачи. Логическим следствием этого являются критерии отбора управленцев: у человека должна быть другая мотивация – он должен понимать, зачем идет работать в некоммерческий сектор, быть готовым к ограничениям: уровень зарплат здесь ниже, чем в бизнесе, стабильности меньше (впрочем, это сейчас относится к любой отрасли экономики). В некоммерческом секторе остро нужны профессионалы, при этом найти их крайне сложно: возможностей получить специальное образование мало, и основная часть людей проходит путь самообразования. Поэтому нужны люди, готовые и умеющие учиться.

— Как вы считаете, может ли фонд вырастить хорошего управленца «с нуля«?

— Я считаю, что управлять надо эффективно, и это не зависит от того, коммерческая организация или нет. Вырастить управленца «с нуля» можно, главное – увидеть потенциал человека и дать ему возможность раскрыться. Для этого нужна система поддержки, позволяющая развивать потенциал, когда люди имеют возможность пробовать, совершать ошибки и двигаться дальше. Мы в фонде применяем это на практике, у нас есть случаи, например, когда за время работы у нас люди вырастали до директоров программ.

Как не перегореть, работая в НКО?

— Когда есть сомнения — за тобой не идут. Нужно верить в ту идею, которую ты несешь в массы. Как не перегореть? Это вещь сложная. Здесь не будет одного рецепта.

В первую очередь — надо уметь вовремя поставить барьер. Нужно разделять работу и жизнь.

Из каждого случая надо уметь извлекать урок. Для это следует подниматься над эмоциями. Конечно всем хочется помочь и всех обогреть, но лучше подумать о том, откуда взялась текущая проблема. Нужно помнить, что очень часто в стремлении помочь ты можешь предложить не то решение, которое будет оптимальным, потому что слишком увлечен.

— Какая у вас мотивация в работе? Какие основные личные цели?

— Моя работа может изменить жизнь людей в лучшую сторону – мне повезло, у меня много таких примеров. Это и мотивирует, и ограничивает. Есть желание помочь, но главное – не навредить. Здесь очень тонкая грань, нельзя полагаться на собственный опыт, надо постоянно учиться у тех, кому ты помогаешь. Держать глаза и уши открытыми, видеть, что происходит вокруг. В нашем случае, когда мы говорим про образование, культуру и развитие филантропии, особенно заметно: если человек получает поддержку в нужный момент, он становится гораздо сильнее. Как не пропустить этот момент, когда человека нужно поддержать (студент ли это, преподаватель или музейщик), и как не навязать при этом свою помощь. Наша задача – вовремя подставить плечо.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова