Мы начинаем публикацию материалов круглого стола, посвященного обсуждению будущего музеев в цифровую эпоху. Рассказывает исполнительный директор Благотворительного фонда В. Потанина, руководитель программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Наталья Самойленко.
Для начала я хочу сказать несколько слов о двух главных музейных проектах Благотворительного фонда В.Потанина. У нас есть проект «Меняющийся музей в меняющемся мире» с целым рядом номинаций, предназначенный для тех, кто хочет менять музеи, «открывать» их для публики, делать принципиально новые экспозиции. Это экспериментальная площадка для всех музеев нашей страны, которые стараются получить наши гранты в напряженной конкурсной борьбе, создавать новые проекты. Наш конкурс не для мечтателей, а для тех, кто действительно готов работать в реальной обстановке. У нас есть и другой проект - «Первая публикация». Сейчас этот конкурс несколько меняет свои очертания, но он связан с тем, что собираясь вокруг идеи издать книгу об интереснейших экспонатах музея, формируются творческие группы, в которых участвуют уже не только сотрудники конкретного музея, но и эксперты, люди, связанные с издательским делом. В итоге возникает новый продукт, позволяющий по-новому продвигать историческое и культурное наследие. Каждый из этих проектов самостоятелен, но оба направлены на то, чтобы наши музеи играли очень большую роль в жизни страны и были, действительно, интересны для нормальной современной продвинутой публики.
Я сама в музее ни минуты не работала, но в силу своей профессии (историк искусства), всю жизнь была связана с музеями. Одна из главных радостей жизни для меня – это посещение музея и те открытия, которые я совершаю для себя в этих музеях.
Я знаю много современных людей, работающих в бизнес-структурах, у которых есть потребность общаться с нашим наследием, но общаться не в виде бессловесной массы, которая тянется за экскурсоводом, а общаться по-настоящему и творчески. Сразу скажу, я не люблю экскурсоводов, потому что, на мой взгляд, это совершенно устаревший способ представления наследия. Среди экскурсоводов бывают интересные люди, они могут зажигать. И многим из наших туристов, которые едут впервые в жизни, например, в Рим, или впервые приходят в Эрмитаж, нужна помощь. Но сам стиль общения с людьми и с экспонатами безнадежно устарел, потому что экскурсовод переключает внимание на себя, а не на экспонаты. А для современной публики всегда важно разобраться с тем, что мы видим, и постараться это понять.
Мне кажется, что мы живем в очень интересную эпоху. С нашей эпохой можно сравнить только время Гутенберга. Но тогда все происходило очень медленно, на протяжении десятилетий, а у нас за какие-то десять лет происходит интереснейшая эволюция в области передачи информации. Это ведет к изменениям во всех сферах и, в частности, музейной.
Новая ситуация принципиально меняет и публику, и должна изменить сами музеи. Два года назад я просто не поверила своим глазам, находясь в Лондонской Национальной Галерее. Мы прошлись по залам, спустились в большой учебный центр, и там я увидела на экранах то, как они представляют экспонаты. Я решила, что это только учебные программы, только в этом учебном заведении. Потом я вернулась домой, посмотрела через Интернет. Оказалось, они это показывают всем. Я не случайно вспоминаю про Лондон, потому что попасть на выставку сейчас в Лондонскую национальную галерею стало огромной проблемой. Наш генеральный директор недавно с гордостью мне говорила, что ей с большим трудом удалось попасть на выставку Леонардо. Я веду к тому, что тяжело попасть на выставку Лондонской национальной галереи, где билет стоит немалых денег, где потом после этой выставки ты еще проходишь в сувенирный магазин, оставляя там остальные деньги, а, поскольку тебя развели, то ты покупаешь еще и дорогущий каталог, потому что нет еще в I-Pad’е бесплатного приложения.
Чем больше музей открывается, тем больше он привлекает к себе посетителей. Например, есть еще вещи, связанные не только с магазинами. Рядом с Лондонской национальной галереей находится национальная портретная галерея, где один из лучших ресторанов. Туда тоже с улицы не попасть. Надо записаться - и тогда ты попадаешь в этот дорогой ресторан.
Есть еще одна вещь. Если музей будет существовать как сейчас, возникает колоссальная проблема. За последнее десятилетие количество музеев у нас в стране очень сильно выросло, постоянно открываются новые экспозиции. Есть желание показывать как можно больше. Я наблюдаю реальную жизнь в Эрмитаже на протяжении многих лет. Экспозиции Эрмитажа выросли на треть, они открыли огромное количество новых залов. Я только что вернулась из Лувра и до сих пор в ужасе от километров искусства. Понимаете, наступает такой момент, когда мы подходим к перенасыщению одного отдельного музея. Нужно ли все впихивать в одну экспозицию? Тем более что, на самом деле, ты хочешь другой подачи искусства – такой, как на самых лучших выставках. Но для того чтобы сделать эту выставку, надо половину экспозиции снять и освободить для этого пространство. Может быть, Интернет это подкорректирует?
Я - не как исполнительный директор Фонда Потанина, а просто как продвинутый пользователь, который любит музеи, - мечтаю о нескольких вещах. Например, я не хочу стоять в длинной очереди, потому что у меня нет на это времени. Я хочу зайти в Интернет, купить билет и прийти в музей в определенное время и потратить время не на стояние в очереди, а на экспонаты. Я пользовалась таким сервисом, когда приезжала в Гранаду, в разгар туристического сезона. Это одно из самых посещаемых мест в мире — туристическая Мекка. Вы можете зайти на сайт Альгамбры, заказать билет, приехать и спокойно, как настоящий отдыхающий человек, полдня ходить и смотреть на все прекрасное.
Я также хочу получать информацию о музее и экспозициях непосредственно на музейных сайтах. Я хочу вечером, зайдя в Интернет, открыть сайт музея и узнать все, что мне нужно. Такие сайты уже есть - есть сайт Лондонской национальной галереи, куда я могу зайти, посмотреть всю информацию.
Ещё один момент. Мне дарят книги, я покупаю книги. Но я хочу дышать воздухом, а не книжной пылью, как бы я их ни любила. Книги превращаются в предмет роскоши. Я хочу, чтобы, посмотрев выставку в музее, после которой хочется купить каталог, я не стала бы покупать каталог, а открыла бы планшетник и увидела этот каталог на планшетнике в качестве бесплатного, а может, и платного приложения, и могла бы читать его как книжку.
Мне кажется, вопрос с музейными каталогами уже подошел к своей точке, тем более что каталоги не покупают, это видно и в наших музеях, и в зарубежных музеях. Посетив прекрасную выставку Ботичелли в Риме, я увидела, что происходит с большими толстенными каталогами. Выставка идет, а они уже уценены!
Современный человек хочет иначе получать информацию. Все это вместе – это вроде бы прикладные вещи, но они принципиально меняют психологию современного посетителя музея. И я надеюсь, через некоторое время мы увидим, как музеи будут меняться. Если они не хотят стоять на месте, они начнут по-новому думать о том, что у них хранится в фондах, и как эти фонды предъявлять. А фонды бывают разные. Бывают фонды графики, фотографий, которые не откроешь никогда и в экспозицию не выставишь. Давно уже пора переводить в цифру и через цифру давать возможность со всем этим знакомиться. Появятся новые экспозиции, новые выставки. Пройдет несколько десятилетий, и так же, как сейчас общество делится на тех, кто в Интернете живет, и кто не живет - с музеями произойдет то же самое. Те, кто воспримут современные технологии, будут жить совершенно иначе, в другом пространстве, чем те, кто останется за бортом. Музеи смогут стать новыми культурными институциями, которые будут подавать новый продукт для совершенно новой публики. Это умение свободно жить в мире, а не только здесь, на своей родной улице; ты начинаешь невольно сравнивать вещи, которые находятся в самых разных пространствах. Ты становишься гораздо более интересующимся и требовательным. Ты протаптываешь свои тропинки к культурному наследию. Почему я против экскурсоводов? К сожалению, талантливых экскурсоводов так же мало, как и талантливых людей вообще. Хорошо, когда нам кто-то попадается, который умеет, действительно, зажечь в нас искру. Но чаще всего попадаются совсем другие. А вот это умение выбрать и протоптать свою тропинку, то, чему учит Интернет, хочешь – не хочешь, заставит меняться всю картинку.