Назад

Марина Лошак: «Мы обращаемся друг к другу и к миру»

В ГМИИ им. Пушкина прошла уникальная выставка «Всеобщий язык», в рамках которой состоялось несколько разножанровых театральных событий. Как стало известно на минувшей неделе, эта выставка была одним из последних проектов Марины Лошак в должности гендиректора ГМИИ.

Выставка «Всеобщий язык» была посвящена тому, как в разные эпохи люди общались друг с другом, как разрешали свои повседневные проблемы и прекращали распри, заключали официальные соглашения и обменивались приветствиями, поздравлениями и пожеланиями. В стенах главного здания Музея на Волхонке были собраны экспонаты из других российских музеев и научных центров.

«Язык не поворачивается назвать это сухим словом проект, –  говорила тогда еще директор Пушкинского музея Марина Лошак на открытии совместных мероприятий с «Золотой Маской» и Фондом Потанина. – Это не просто проект, это совместное движение, которое мы осуществляем. Это очень важный сигнал к тому, что прежняя жизнь продолжается, и мы будем стараться все также делать ее осмысленней и разумней. Делать всё для того, чтобы жизнь осталась Жизнью, с большой буквы.

Сегодня мы не случайно собрались в Пушкинском музее вокруг идеи и проекта «Всеобщий язык», который придумали в марте прошлого года и который осуществляем сейчас. Мы обращаемся друг к другу и к миру, который нас окружает, я бы сказала, с настоятельной просьбой, с призывом подумать о том, как устроить так, чтобы тот язык, на котором мы все говорим (при том, что мы – многоязычны и многолики), чтобы этот язык – остался языком коммуникаций, и разговор мог быть продолжен. Мы призываем исследовать историю цивилизаций и вспомнить те моменты, когда человечеству удавалось находить общий язык и договариваться, а это происходило довольно часто.
Наша задача – помочь обрести всем нам возможность вернуться разговору. Причем разговору, основанному не на простых символах, а несколько более сложно устроенному. Никто еще не отменял, к счастью, людей, которые живут многослойными понятиями, связанными с добром и злом, с понятиями жизни и смерти, задаются вечными и самыми главными вопросами. Эти вопросы занимают и будут занимать человека всегда.  Сегодня это та точка опоры, благодаря которой мы чувствуем, что не одиноки в этом мире, что всегда существует общность людей, понимающих важность происходящих событий, верящих в будущее и в нас самих, прежде всего. Исполненных желанием и надеждами на улучшение, на гармонизацию, на гуманистическое начало человеческой сущности. Прощающих человеку его слабости. И это, мне кажется, также важно, как верить в его сильное начало. Снисхождение, сострадание, милосердие и при этом трезвая оценка происходящего – это всё сильные качества думающего человека. Обо всем этом наша выставка. И обо всем этом то движение, которое вокруг нее происходит».

В рамках выставки и проекта Theatrum были представлены три театральных работы.  Первая – это иммерсивная опера «Книга висячих садов» режиссера Бориса Юхананова – первая в мире попытка театральной постановки одноименного вокального цикла Арнольда Шенберга на стихи Штефана Георге. Вторая –  документальный спектакль режиссера Никиты Кобелева «Человек за экспонатом», транслирующийся в мобильных устройствах и посвященный сотрудникам музея. Впервые зрители смогли услышать проникновенные истории людей, работающих в музее смотрителями, кассирами и билетерами. Третья – интерактивный кукольный спектакль «Вам звонили». Это перформанс с использованием языка театра теней и театра кукол, показы которого прошли в пространстве Учебного художественного музея им. Цветаева, где размещена часть уникальной коллекции античных слепков. Драматургическая канва строилась на текстах античных эпитафий. В создании этого спектакля участвовала творческая команда во главе с режиссером Анной Ивановой-Брашинской, режиссером-педагогом Майей Краснопольской, драматургом Алексеем Гончаренко, а также художником Эмилем Капелюшем.  

Выставка «Всеобщий язык» состояла из семи разделов, где были представлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книжные памятники и разного рода письменные источники, свидетельствующие о попытках отдельных людей и целых народов договориться между собой: от египетских папирусов, клинописных табличек и новгородских берестяных грамот до частной переписки и дипломатических документов Нового времени.

В разделе «Мир многоликий и многоязыкий» были представлены разные системы письма, начиная с египетской иероглифики и клинописи Междуречья. Привычные нашему глазу надписи на латинице, кириллице или арабском языке соседствовали с редчайшими образцами: тангутским письмом или пиктограммами древних ацтеков.

Раздел «Повседневные договоренности», охватывающий десятки столетий и стран, рассказывал о том, что во все века жизнь человека была наполнена одними и теми же заботами, тревогами и стремлениями.

В разделе «Благопожелания» посетители могли увидеть примеры разного рода даров, направленных на установление взаимопонимания между людьми: древнеегипетский сосуд с новогодними пожеланиями, богато украшенные изделия из керамики и бронзы классического исламского искусства, китайские чайники и кувшины, европейские изделия из фаянса, стекла и майолики, поздравительные открытки с рисунками и многое другое.

В зале «Священных книг» были собраны вместе главные тексты крупнейших мировых религий: Библии на латинском и церковнославянском, Коран, Тора, буддийский канон Кагьюр и Веды.
В разделе «Миф о Вавилонской башне» были представлены экспонаты, связанные с этим символом, с одной стороны, напоминающим об опасных амбициях человечества, приведших к многовековой розни, а с другой, –  о времени всеобщего единения.

Раздел «Дипломатия» посвящен деятельности, которая неразрывно связана с поисками общего языка, преодолением культурных и психологических барьеров. Драгоценные предметы из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля и Государственного Эрмитажа, полученные в дар русскими царями, показаны бок о бок с историческими документами: мирными договорами и  торговыми соглашениями.

В разделе «Путешествия» зритель мог увидеть экспонаты, в частности, связанные с первым русским кругосветным плаванием Ивана Крузенштерна, миссией фрегата «Паллада» в Японии, путешествием Николая Гумилёва в Эфиопии.

ИсточникТеатрал

Другие статьи

Культура благотворительности
14 октября 2024
The Art Newspaper Russia
Культура благотворительности
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты