Назад

Магистратура будущего: готовы ли вузы и бизнес к переменам?

В Казани прошла конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном». Конференция в Казани стала четвертым мероприятием Фонда, на котором обсуждались вопросы, связанные с магистратурой в России.

Текст материала

В Казани прошла конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном». Организаторами мероприятия выступили Благотворительный фонд В. Потанина, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева и Национальный фонд подготовки кадров. В мероприятии приняли участие представители томских вузов, а также корреспонденты Tomsk.ru.

Конференция в Казани стала четвертым мероприятием Фонда, на котором обсуждались вопросы, связанные с магистратурой в России. 16—17 апреля в татарскую столицу съехались около 300 участников из 45 городов. В том числе из Томска, в котором аналогичная коференция проходила в прошлом году.

В этом году главной темой обсуждения стало место магистратуры в образовательном процессе. Хотя переход на двухуровневую систему образования в России начался еще в 2011 году, зачастую ни абитуриенты, ни работодатели, ни даже работники учебных заведений не понимают всех ее особенностей. Участники конференции выделили три основных направления развития магистратуры:

Академическое – магистратура, как первый шаг к аспирантуре и дальнейшей научной деятельности. Получив базовое образование бакалавра, студент выбирает более узкую специализацию. Плюс магистратуры в том, что для углубленного изучения темы можно выбрать профильный ВУЗ, что стимулирует академическую мобильность.

Корпоративное – современное профессиональное образование не всегда соответствует реальным потребностям рынка. Этот разрыв устраняет корпоративная магистратура. Учебные программы для нее составляются при участии будущих работодателей. Кроме того, корпоративная магистратура дает представление о базовых экономических аспектах бизнеса.

Жизненное – отношение к работе у поколения миллениалов прогрессирует вместе с развитием технологий. Одна из характеристик новых выпускников – высокая мобильность. Теперь мало кто хочет закрепиться на одном месте и работать там до пенсии, большинство молодых специалистов постоянно ищут интересные проекты и новые возможности. Магистратура – это возможность сменить профиль и начать новую карьеру.

Двухуровневая система образования – это отказ от специалитета (5 лет) и разделение высшего образования на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Этот процесс регулируется Болонской конвенцией и с 1993 года идет по всей Европе. Его цель – создание единого образовательного пространства.

Хотя оба уровня Болонской системы считаются высшим образованием, на конференции обсудили основное отличие магистратуры от бакалавриата:

  • Бакалавр – работает в рамках существующих инструкций и процессов.
  • Магистр – создает новые, более совершенные процессы.

Корпоративные магистратуры

Одна из секций конференции была посвящена корпоративным магистратурам, как связующему звену между академическим образованием и рынком труда. Обучаясь в корпоративной магистратуре, студенты работают над реальными бизнес-проектами под руководством менеджеров действующих предприятий. У такого подхода обнаружилось несколько преимуществ:

Деньги и опыт – компании выплачивают магистрантам стипендию, чтобы они могли сосредоточиться на обучении, не отвлекаясь на подработки.  Работая на реальных проектах, студенты получают опыт, который пригодится при трудоустройстве.

Раньше студенты учились и подрабатывали, а теперь работают и подучиваются.

Универсальные знания и конкретные компетенции – студенты получают теорию для работы в отрасли и практические навыки для работы на конкретном предприятии (или на аналогичной должности в другом предприятии).

Преподаватели из реального бизнеса – часто профессорско-преподавательскому составу вузов не хватает опыта работы в современном бизнесе. Академические знания быстро устаревают и теряют актуальность. Научные руководители из действующего бизнеса решают эту проблему.

Актуальность образования – в корпоративных магистратурах бизнес готовит для себя потенциальные кадры, а значит обучение не превращается в формальность, которая выполняется ради отметки о высшем образовании. Это знания и навыки, которые востребованы на рынке труда.

Будущее трудоустройство – работа магистрантов в компании сокращает затраты на HR и адаптацию новых сотрудников. Бизнес присматривается к будущему сотруднику, а выпускник – к потенциальному работодателю. По окончании магистратуры обе стороны понимают, хотят они дальше сотрудничать или нет.

Хотя крупные российские компании уже поняли ценность корпоративных магистратур, в целом рынок еще не готов оценить этот инструмент. В некоторых отраслях разница зарплат бакалавров и магистров всего 7-10%, что не компенсирует два дополнительных года в университете, даже с учетом стипендий. С развитием двухуровневого образования эта дифференциация будет усиливаться.

Общие вопросы образования

На конференции обсуждались и общие вопросы образования в России. Ректор томского вуза в своем докладе отметил, что роль университетов в обществе меняется. Задача высшего образования сегодня – развитие «компетенций будущего»:

  • способности к созданию смыслов
  • социального интеллекта
  • адаптивного мышления
  • взаимодействия с людьми разных культур
  • междисциплинарности
  • управления умственной нагрузкой
  • виртуального взаимодействия

Без этих навыков выпускник не сможет влиться в профессиональное сообщество, а значит университеты должны давать их.

Ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов считает, что в российском образовании до сих пор не заложен главный курс – на формирование личности школьников и студентов. Личностное развитие – это такая же наука, как история или физики, и его нужно преподавать. Цель этого курса – формирование навыков и качеств для счастливой жизни.

«Достижения в жизни никогда не будут выше самооценки, которая у человека в голове»

Подводя итоги конференции, директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева отметила, что развитие образования – это комплексная задача государства, вузоов и реального сектора экономики. От качества образования зависит вектор развития страны. В будущем подобные мероприятия планируется проводить с представителями бизнеса.

Виктор Тарасенко

Другие статьи

Стартовала Школа Фонда Потанина — 2025 «Сохраняя наследие»
22 июня 2025
Журнал о благотворительности
Стартовала Школа Фонда Потанина — 2025 «Сохраняя наследие»
Начала работу Школа Фонда Потанина «Сохраняя наследие»
20 июня 2025
Агентство социальной информации
Начала работу Школа Фонда Потанина «Сохраняя наследие»
Коллеги, со-творцы, друзья
26 мая 2025
Культура Екатеринбурга
Коллеги, со-творцы, друзья
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
Культура длинных денег
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Культура длинных денег
Большая опора для маленького фонда
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Большая опора для маленького фонда
Инвестиции на века, цели на год
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Инвестиции на века, цели на год
Базовый актив для НКО
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Базовый актив для НКО
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
17 апреля 2025
Агентство социальной информации
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»