Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

КУЛЬТУРА 14 мая 2019, 00:02 Сложное искусство: почему сохранение арт-объектов все чаще требует особых навыков

Специально для российских специалистов, работающих с современными художниками, учредили новую стипендию. О ней объявили на Венецианской биеннале

Текст материала

Стремление современных художников расширять существующие границы, экспериментируя с формами и носителями, ставит новые вызовы перед профессионалами из арт-сферы: нередко для того, чтобы сохранять или перевозить такие объекты требуются навыки, которых у кураторов и хранителей просто нет. Помочь русскоязычным специалистам получить необходимые знания и опыт может специальная стипендиальная программа, учрежденная нью-йоркским Музеем Гуггенхайма совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина. О ней в начале мая было объявлено в Венеции, накануне открытия 58-й биеннале.

Подробнее о том, в чем заключается специфика этой работы, почему кураторам или музейщикам может потребоваться помощь коллег-археологов или специалистов по работе с искусственным интеллектом, может ли в России современное искусство стать инструментом решения социальных проблем, и как провести несколько месяцев в одном из самых известных музеев мира — в материале «Известий».

Стипендия как способ диалога

В рамках анонсированной в мае стажировки российский специалист сможет провести от полугода до полутора лет в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, где находится одно из старейших и самых известных в мире собраний современного искусства. Кроме того, реставрационный отдел музея имеет большой опыт работы со внеконвенциональными художественными объектами и так называемым «временным» искусством.

Отечественный стипендиат получит доступ к наиболее современным методам сохранения и реставрации художественных произведений, работая вместе с сотрудниками музея над изучением коллекции и подготовкой выставочных проектов. Кроме того, ожидается, что в 2020 году он сможет принять участие в изучении полотен Владимира Кандинского, работы которого считаются одной из жемчужин коллекции Гуггенхайма.

Финансироваться стажировка будет за счет средств Благотворительного фонда Владимира Потанина. Организация, которая в этом году отмечает свое 20-летие, специализируется на поддержке социально значимых проектов в сфере образования и культуры, а также отдельных профессионалов творческого сектора, ранее уже предоставила гранты более чем 400 отечественным музеям, в том числе, расположенным в отдаленных регионах.

В учреждении стипендии также принимал участие лично Владимир Потанин, предприниматель, меценат, глава Попечительского совета Государственного Эрмитажа и член Попечительского совета фонда Соломона Гуггенхайма. По его мнению, речь в данном случае идет не только о возможности предоставить доступ к наиболее современным технологиям и знаниям отдельно взятому отечественному специалисту, но и о налаживании диалога между странами.

«В современном мире все более важной становится поддержка инициатив, которые объединяют творчество и знания, инновации и наследия, а также открывают новые возможности для диалога между культурами и сообществами. Выполняя важные музейные задачи по сохранению культурного наследия, музеи успешно работают с социальными вызовами как на местном, так и на мировом уровнях, делятся этими практиками друг с другом, преодолевая любые географические или политические границы», — отметил Владимир Потанин.

О важности развития подобных межкультурных проектов говорил также директор нью-йоркского Музея Гуггенхайма и всего Фонда Соломона Гуггенхайма, объединяющего несколько институций по всему миру, Ричард Армстронг.

«Такие знаковые межкультурные инициативы способствуют активному вовлечению нового поколения специалистов в сохранение культурного наследия современности. Благодаря поддержке Фонда Потанина эта программа внесет заметный вклад в развитие международного сотрудничества в сфере реставрации и консервации культурного наследия», — убежден он.

Обсудить сложности, с которыми сталкиваются профессионалы в процессе решения подобных задач, были приглашены участники панельной дискуссии «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху», организованной музеем и фондом Соломона Р. Гуггенхайма и Благотворительным фондом Владимира Потанина. Мероприятие, которое в четверг, 9 мая, прошло на площадке Музея Пегги Гуггенхайм в Венеции, объединило российских и зарубежных экспертов из ведущих институций: Государственного Эрмитажа, РОСИЗО-ГЦСИ, а также Лаборатории национального культурного наследия при Управлении по вопросам охраны культурного наследия Нидерландов и, разумеется, Музея Гуггенхайма.

Без старого и нового

Искусство — зеркало реальности, которое отражает проблемы современного художнику общества, обозначая их для зрителей наших дней и, в то же время, помогая зафиксировать эти свидетельства для публики будущего. И если мы не научимся заботиться о его сохранении, работать с ним, вне зависимости от того, какие формы оно принимает, огромный пласт культуры может быть утрачен.

Между тем, сегодня художники все чаще работают с цифровыми носителями: создавая объекты видеоарта, используя возможности искусственного интеллекта, как американец Ян Чэн, и социальных сетей. Или просто используют для создания инсталляций новые материалы, включая, например, обычный пластик. Какими бы хорошо знакомыми нам в быту не были использованные художником предметы и технологии, все это требует выработки совершенно нового подхода к сохранению и, в дальнейшем, реставрации их произведений.

Именно об этом, в первую очередь, говорили участники дискуссии, состоявшейся в Венеции. Так, заместитель директора по вопросам хранения и реставрации Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке Лена Стрингари, подчеркнула, что речь идет о возможности (или невозможности) сохранить объекты наследия для следующих поколений.

— Это особенно важно в век, когда художники производят все большее количество работ, стремясь преодолеть границы — как концептуальные, так и социальные или географические, — отметила она.

Однако если специалисты из Европы и США заняты решением скорее вопросов технических и технологических, в России, в первую очередь, необходимо наладить диалог между художниками, кураторами и зрителями, поскольку по-прежнему далеко не все понимают и принимают значимость современного искусства, подчеркнула директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Алиса Прудникова.

Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель проекта в области «Эрмитаж 20/21», Дмитрий Озерков, в свою очередь, обратил внимание на то, что оценивать произведения искусства в зависимости от времени его создания по меньшей мере некорректно.

— Для нас <Государственного Эрмитажа — прим. ред.> нет искусства нового и старого, для нас это протяженный во времени процесс, который продолжается ещё с момента, когда искусство зародилось. Другими словами, любое искусство когда-то считалось современным. Ведь было время, когда люди протестовали и против вида обнаженной Венеры, — напомнил он.

Проект «Эрмитаж 20/21» был создан в 2007 году специально для привлечения внимания к произведениям современного искусства и построен на принципах своеобразного диалога между «старым» и «новым». С тех пор в стенах одного из самых известных классических музеев в мире прошло несколько десятков современных выставок. Кроме того, в здании Главного штаба действует постоянная экспозиция Отдела современного искусства Эрмитажа, которая включает, в том числе, работы Матисса, Малевича и Кандинского, а также инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых «Красный вагон».

«Нам проще уничтожить произведение искусства»

По мере того, как художники экспериментируют с форматами, расширяется и список навыков, которые будут необходимы тем, кто отвечает за сохранение, реставрацию или транспортировку таких объектов. Нередко для решения таких задач требуются специалисты из самых разных сфер — от IT до естественных наук.

Рассказывая об опыте работы над проектом «Эрмитаж 20/21», Дмитрий Озерков, который является его бессменным руководителем, отметил, что для перемещения масштабной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых в свое время потребовалась помощь сотрудников отдела археологии одного из городских музеев.

Еще чаще у кураторов и музейных работников возникает потребность в специалистах, готовых принять участие в сохранении объектов, созданных с использованием цифровых носителей или искусственного интеллекта. Так что не исключено, что в будущем речь может идти о появлении новой синтетической профессии, объединившей навыки из самых разных дисциплин.

Между тем, пока в России кураторы сталкиваются не только с нехваткой специфических технических знаний, но и с несовершенством бюрократических процессов — например, процедура проведения экспертизы объектов современного искусства, как и требования к человеку, который хотел бы пройти соответствующую сертификацию, просто официально не прописана. Проблемой остается и транспортировка тех или иных объектов между регионами.

— Пока нам проще уничтожить произведения искусства после биеннале, чем бороться с бюрократией, — подчеркнула Алиса Прудникова, рассказывая о работе над Уральской индустриальной биеннале современного искусства, крупным международным проектом, который в этом году будет проводиться в пятый раз.

Решение всех этих вопросов может стать ключом не просто к сохранению наследия, но и к тому, чтобы сделать современное искусство доступнее для жителей страны. Что, в свою очередь, позволит сократить разрыв, существующий между публикой крупных мегаполисов и жителями регионов. Пока же в арт-секторе большая часть ценностей оказывается сконцентрирована в Москве и Петербурге, где в распоряжении кураторов и музейщиков есть необходимые ресурсы. Вывезти их оттуда в другие, особенно отдаленные или небольшие, города бывает дорого и сложно.

В то же время, убеждена Алиса Прудникова, сегодня в регионах есть запрос на то, чтобы иметь доступ к произведениям искусства и целым проектам на равных с жителями столичных городов. И для людей это, в том числе, вопрос признания их значимости в глобальном смысле.

— В наши дни люди хотят быть важными, они хотят, чтобы их видели и слышали, — заключила представитель РОСИЗО-ГЦСИ.

Условия текущей стипендиальной программы, как и форма заявки, доступны на сайте Музея Гуггенхайма — именно его специалисты будут выбирать кандидата-финалиста. Подать заявку может широкий круг профессионалов из арт-сферы — как хранители, так и кураторы и даже художники. Подать заявку можно будет до 15 июня.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова