Назад

«Кризис – удачное время, чтобы создавать и развивать эндаументы»

Генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева рассказала спецпроекту «Социальная карта бизнеса», зачем люди вкладываются в целевые капиталы и какая поддержка необходима сегодня эндаументам.

Текст материала

Генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева рассказала спецпроекту «Социальная карта бизнеса», зачем люди вкладываются в целевые капиталы и какая поддержка необходима сегодня эндаументам.

КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕЮТ ЭНДАУМЕНТЫ ПО СРАВНЕНИЮ С КЛАССИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ?

О.О.: Эндаумент, как инструмент привлечения средств на развитие благотворительных программ и некоммерческого сектора в целом, имеет ряд важных преимуществ. В первую очередь он обеспечивает долгосрочное планирование и работу на перспективу, а не «бег на короткие дистанции». Средства целевого капитала используются для получения дохода, который тратится на благотворительные цели. Это позволяет как организации, так и донору совершенно иначе смотреть в будущее: более равномерно распределять ресурсы, учитывать не только острые нужды, но и задачи, рассчитанные на несколько поколений. Вкладывать в эндаумент – значит, гарантировать, что дети и внуки получат доступ к тем благам, которые имеем сегодня мы, в образовании, культуре, науке – сфера, где эндаументы уже успешно функционируют.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕВЫХ КАПИТАЛОВ, ПРИСУЩИЕ ТОЛЬКО РОССИИ?

О.О.: Безусловно, первая особенность – у нас есть специальный закон, который регулирует эту сферу, не во всех странах это устроено именно так. В России законодательство об эндаументах было принято в конце 2006-го года и заработало в 2007-м. Закон достаточно подробно описывает процедуру создания и деятельности целевых капиталов. И это хорошо, поскольку он дает прямые ответы на многие возникающие вопросы. Вторая особенность – наше законодательство четко определяет те сферы, где можно создавать целевые капиталы. Это достаточно ограниченный список, который, впрочем, немного расширился с внесением изменений в законодательство. Третья, очень важная, особенность – в нашей стране владелец не может самостоятельно управлять целевым капиталом, он должен обязательно привлечь управляющую компанию. Это вполне объяснимо: ведь управлением финансами должны заниматься профессионалы, а у большинства собственников эндаументов, а мы говорим о некоммерческих организациях – музеях, театрах, университетах, больницах, – нет опыта работы с такими инструментами.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЕТ ЭТУ СФЕРУ. А КАКАЯ ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА НЕОБХОДИМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТОВ?

О.О.:Как правило, это льготы для тех, кто жертвует в целевые капиталы. Характерно, что в нашей стране соответствующий налоговый вычет для физических лиц появился далеко не сразу – спустя пять лет после появления закона. А для компаний, т.е. для юридических лиц, никаких льгот до сих пор нет, и это тоже важная особенность российского некоммерческого сектора. Но несмотря на это, сфера целевых капиталов развивается. То есть пожертвования делаются не исходя из интересов получения налогового вычета, а по другим причинам.

ПО КАКИМ? КАКАЯ МОТИВАЦИЯ ЕСТЬ У БИЗНЕСА И ДРУГИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ДОНОРОВ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В ЭНДАУМЕНТЫ?

О.О.: В некотором смысле люди хотят таким образом остаться в истории. К примеру, если я считаю, что мои дети и внуки должны иметь шанс ходить в Большой театр, я буду вкладываться не только в текущие постановки, но и в эндаумент. Так я даю возможность людям, которые будут жить после меня, пользоваться тем, что значимо и дорого для нас сегодня, и таким образом я остаюсь в истории, поскольку даю возможность этим важным институтам развиваться и продолжать существовать.

ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГОЙ УРОВЕНЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ. ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ МЫСЛЯТ ТАКИМИ КАТЕГОРИЯМИ, НЕМНОГО?

О.О.: Достаточно. Эндаумент в хорошем смысле слова воспитывает и организацию, и меценатов. Почему относительно легко создать эндаумент университета? Потому что человек, получивший хорошее образование и позитивный опыт, будет всю жизнь благодарен месту, где он его получил. И он будет с радостью давать деньги на то, чтобы университет продолжал приглашать хороших профессоров, давать стипендии, обеспечивать достойное образование. Культура таких пожертвований воспитывается. То же самое с музеями: если музей важен для людей, и люди не представляют своего города или села без этого музея, то они будут готовы его поддержать, в том числе через эндаумент. Хотя здесь нет такой очевидной связи. Эта функция просто помогает объединиться большому числу людей, как внутри организации, так и за ее пределами, вокруг определенной миссии.

ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТ РАССЧИТАН НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, ТО КАК СЕГОДНЯ МОЖНО ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЭНДАУМЕНТА?

О.О.: Прежде всего, необходимо правильно ставить задачи. Что имеется в виду? Целевой капитал должен собираться не абстрактно, а иметь вполне определенные цели: например, выплачивать из дохода 10 стипендий одаренным студентам или обеспечить финансирование конкретной профессорской позиции. Тогда становится понятна и долгосрочная перспектива, и то, насколько эндаумент выполняет свои задачи. Даже если эндаумент создается для поддержки текущей деятельности организации, то и здесь нужно определять вполне конкретные цифры и показатели, которые позволят оценить эффективность. Например – через 5-10 лет доход от эндаумента должен составлять определенный процент в бюджете организации. И мы видим реальные примеры, когда в разные годы от 15 до 30% бюджета организации, например, у Европейского университета в Санкт-Петербурге или Российской экономической школы, составляли доходы от эндаумента. Такое отношение к доходам является гарантией стабильности. И подход благодаря этому меняется: ты не пытаешься реагировать на существующую проблему, а идешь от задачи, которую хочешь решить, и смотришь, какие необходимо предпринять шаги.

У НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОСТАТОЧНО ОПЫТА В ЭТОЙ СФЕРЕ? КАКАЯ ПОДДЕРЖКА ИМ НЕОБХОДИМА В ВОПРОСАХ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТОВ?

О.О.: В первую очередь – образовательно-просветительская. Сотрудники некоммерческих организаций должны уметь работать с эндаументами. Конечно, это новая для них сфера, и они должны понимать, как она работает. Этому можно и нужно учиться: например, Благотворительный фонд В.Потанина осенью начнет обучение сотрудников некоммерческих организаций на базе Московской школы бизнеса «Сколково». Мы надеемся, что после ее окончания еще одна группа специалистов по работе с целевыми капиталами придет на этот рынок (первая программа была очень успешной и показала необходимость обучения и его востребованность). В этом плане уникален опыт работ Томского государственного университета по проекту развития Ботанического сада. Инициатива эндаумент-фонда ТГУ по возрождению Ботанического сада в Сибири объединила вокруг себя и университет, и город. Причем позволила самим сотрудникам по-другому взглянуть на то, что они делают.

Также поддержать развитие эндаументов могут различные государственные программы. Например, в Великобритании в последние годы практикуется совместное финансирование от государства и некоммерческого сектора (matching funds). Но у нас таких программ нет. Важны и законодательные условия, которые обеспечиваются государством. Тема, которая сегодня актуальна в России – это возможность для благотворительных фондов как создавать эндаументы, так и поддерживать эндаументы других некоммерческих организаций. Сейчас это невозможно.

НАСКОЛЬКО РАЗВИТ РЫНОК УСЛУГ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ? ОНИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕЛЕВЫМИ КАПИТАЛАМИ?

О.О.: Этот рынок постепенно растет, уже есть явный лидер в области управления эндаументами – «Газпромбанк-Управление активами» управляет средствами 35 фондов целевых капиталов, это более 70% рынка. Не может не радовать, что все больше управляющих компаний рассматривают этот рынок как перспективный. Пусть сегодня он не такой большой – на сегодня создано немногим более 150 фондов целевого капитала, но этот рынок растет. Компании осваивают новые подходы, инструменты, новую систему взаимоотношений. Что касается стимулирования, то у этого сектора есть свое дополнительное стимулирование – нематериальное. По сути, управляющие компании входят в сферу благотворительности. Это ценностный момент: они вкладываются в нечто хорошее, доброе, вечное, продвигают модель целевого капитала, но при этом все равно зарабатывают. Так что количество целевых капиталов увеличивается, так же как и сумма средств, вовлеченных в эндаументы.

СУЩЕСТВУЮТ КРИТЕРИИ, ПО КОТОРЫМ КОНКРЕТНЫЙ ФОНД ДОЛЖЕН ВЫБРАТЬ СВОЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО?

О.О.: Обычно управляющие компании выбираются по конкурсу. Сегодня уже проводится оценка деятельности управляющих компаний, и это очень важный момент: сейчас можно посмотреть на результаты их работы, есть на что опереться. Уже существуют рэнкинги управляющих компаний, а недавно их стали оценивать и по работе с целевыми капиталами. Например, такой рэнкинг был подготовлен Национальным рейтинговым агентством в партнерстве с Форумом Доноров – организацией, которая давно и активно работает с целевыми капиталами. В анкетировании приняли участие 120 управляющих компаний, 25 из которых имеют в управлении целевые капиталы. Впервые им задавались вопросы о собственниках целевых капиталов и количестве средств, переданных в управление. И очень радует, что большинство управляющих компаний поддержало это нововведение и раскрыло информацию. Это позволило увидеть, какие компании и с кем работают на рынке, и сравнить результаты их работы.

ЭТИ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВЫМ КАПИТАЛОМ ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ САМОЙ КОМПАНИИ? КАК ЭНДАУМЕНТ УЧАСТВУЕТ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ?

О.О.: Конечно, здесь важно правильное взаимодействие собственника капитала и управляющей компании. К целевым капиталам применимы те же экономические законы, что и к любым другим: консервативные вложения приносят меньший доход, высокие доходы всегда связаны с риском. И только собственник капитала принимает решение о той стратегии, которая будет использоваться, а дальше уже управляющая компания использует набор инструментов. Но задачу ставит все равно собственник, который так или иначе должен быть вовлечен в процесс. Он не может просто сказать «я в это не вникаю» – он должен вникать в то, что ему предлагают, задавать вопросы, уточнять позиции, контролировать результаты и четко формулировать для себя, какой результат он считает приемлемым. Это всегда работа в команде. При этом нельзя уповать только на работу управляющей компании. Надо постоянно пополнять тело капитала, тем самым повышая базу, которая работает на доход. Поэтому одновременно необходимо задействовать два вида инструментов: финансовые и фандрайзинговые, связанные с пополнением собственно целевого капитала. Когда они правильно комбинируются, правильно ставятся задачи, тогда этот механизм будет работать.

МОЖЕТ ЛИ ДОХОД ОТ ЭНДАУМЕНТА БЫТЬ НУЛЕВЫМ?

О.О.: Может, и не надо этого бояться. Конечно, всем хотелось бы завтра иметь эндаумент, как у Гарвардского университета, причем лучше в долларовом эквиваленте, и получать с него астрономический доход. Но такое невозможно хотя бы в силу того, что эндаумент Гарварда складывался не одно десятилетие и даже столетие. Рассчитывать на быстрый рост невозможно. Доход может быть нулевым какой-то год. Он может быть даже отрицательным. Любое планирование на долгосрочную перспективу предполагает, что внутри этого периода могут быть как пики, так и падения. Надо помнить, что эндаумент создается надолго, и нулевой доход сегодня не означает, что он будет нулевым завтра и послезавтра.

КРИЗИС – ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТОВ?

О.О.: Это самое подходящее время, чтобы задуматься о будущем. Это момент, когда надо переосмыслить, как ты работаешь, какие инструменты используешь и как сделать так, чтобы будущее для твоей организации наступило. Характерно, что закон об эндаументах заработал в нашей стране накануне кризиса 2008 года. И мы были не одни, кто занялся развитием эндаументов в «неподходящее» время: по тому же пути пошла Франция, которая приняла свой закон об эндаументах. Для них сделали послабления, и сфера культуры вдруг вырвалась в лидеры – целевые капиталы стали создавать быстро и массово. Так что кризис – удачное время, чтобы создавать и развивать эндаументы.

Другие статьи

В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне