Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

«Кризис – удачное время, чтобы создавать и развивать эндаументы»

Генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева рассказала спецпроекту «Социальная карта бизнеса», зачем люди вкладываются в целевые капиталы и какая поддержка необходима сегодня эндаументам.

Текст материала

Генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева рассказала спецпроекту «Социальная карта бизнеса», зачем люди вкладываются в целевые капиталы и какая поддержка необходима сегодня эндаументам.

КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕЮТ ЭНДАУМЕНТЫ ПО СРАВНЕНИЮ С КЛАССИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ?

О.О.: Эндаумент, как инструмент привлечения средств на развитие благотворительных программ и некоммерческого сектора в целом, имеет ряд важных преимуществ. В первую очередь он обеспечивает долгосрочное планирование и работу на перспективу, а не «бег на короткие дистанции». Средства целевого капитала используются для получения дохода, который тратится на благотворительные цели. Это позволяет как организации, так и донору совершенно иначе смотреть в будущее: более равномерно распределять ресурсы, учитывать не только острые нужды, но и задачи, рассчитанные на несколько поколений. Вкладывать в эндаумент – значит, гарантировать, что дети и внуки получат доступ к тем благам, которые имеем сегодня мы, в образовании, культуре, науке – сфера, где эндаументы уже успешно функционируют.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕВЫХ КАПИТАЛОВ, ПРИСУЩИЕ ТОЛЬКО РОССИИ?

О.О.: Безусловно, первая особенность – у нас есть специальный закон, который регулирует эту сферу, не во всех странах это устроено именно так. В России законодательство об эндаументах было принято в конце 2006-го года и заработало в 2007-м. Закон достаточно подробно описывает процедуру создания и деятельности целевых капиталов. И это хорошо, поскольку он дает прямые ответы на многие возникающие вопросы. Вторая особенность – наше законодательство четко определяет те сферы, где можно создавать целевые капиталы. Это достаточно ограниченный список, который, впрочем, немного расширился с внесением изменений в законодательство. Третья, очень важная, особенность – в нашей стране владелец не может самостоятельно управлять целевым капиталом, он должен обязательно привлечь управляющую компанию. Это вполне объяснимо: ведь управлением финансами должны заниматься профессионалы, а у большинства собственников эндаументов, а мы говорим о некоммерческих организациях – музеях, театрах, университетах, больницах, – нет опыта работы с такими инструментами.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЕТ ЭТУ СФЕРУ. А КАКАЯ ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА НЕОБХОДИМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТОВ?

О.О.:Как правило, это льготы для тех, кто жертвует в целевые капиталы. Характерно, что в нашей стране соответствующий налоговый вычет для физических лиц появился далеко не сразу – спустя пять лет после появления закона. А для компаний, т.е. для юридических лиц, никаких льгот до сих пор нет, и это тоже важная особенность российского некоммерческого сектора. Но несмотря на это, сфера целевых капиталов развивается. То есть пожертвования делаются не исходя из интересов получения налогового вычета, а по другим причинам.

ПО КАКИМ? КАКАЯ МОТИВАЦИЯ ЕСТЬ У БИЗНЕСА И ДРУГИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ДОНОРОВ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В ЭНДАУМЕНТЫ?

О.О.: В некотором смысле люди хотят таким образом остаться в истории. К примеру, если я считаю, что мои дети и внуки должны иметь шанс ходить в Большой театр, я буду вкладываться не только в текущие постановки, но и в эндаумент. Так я даю возможность людям, которые будут жить после меня, пользоваться тем, что значимо и дорого для нас сегодня, и таким образом я остаюсь в истории, поскольку даю возможность этим важным институтам развиваться и продолжать существовать.

ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГОЙ УРОВЕНЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ. ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ МЫСЛЯТ ТАКИМИ КАТЕГОРИЯМИ, НЕМНОГО?

О.О.: Достаточно. Эндаумент в хорошем смысле слова воспитывает и организацию, и меценатов. Почему относительно легко создать эндаумент университета? Потому что человек, получивший хорошее образование и позитивный опыт, будет всю жизнь благодарен месту, где он его получил. И он будет с радостью давать деньги на то, чтобы университет продолжал приглашать хороших профессоров, давать стипендии, обеспечивать достойное образование. Культура таких пожертвований воспитывается. То же самое с музеями: если музей важен для людей, и люди не представляют своего города или села без этого музея, то они будут готовы его поддержать, в том числе через эндаумент. Хотя здесь нет такой очевидной связи. Эта функция просто помогает объединиться большому числу людей, как внутри организации, так и за ее пределами, вокруг определенной миссии.

ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТ РАССЧИТАН НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, ТО КАК СЕГОДНЯ МОЖНО ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЭНДАУМЕНТА?

О.О.: Прежде всего, необходимо правильно ставить задачи. Что имеется в виду? Целевой капитал должен собираться не абстрактно, а иметь вполне определенные цели: например, выплачивать из дохода 10 стипендий одаренным студентам или обеспечить финансирование конкретной профессорской позиции. Тогда становится понятна и долгосрочная перспектива, и то, насколько эндаумент выполняет свои задачи. Даже если эндаумент создается для поддержки текущей деятельности организации, то и здесь нужно определять вполне конкретные цифры и показатели, которые позволят оценить эффективность. Например – через 5-10 лет доход от эндаумента должен составлять определенный процент в бюджете организации. И мы видим реальные примеры, когда в разные годы от 15 до 30% бюджета организации, например, у Европейского университета в Санкт-Петербурге или Российской экономической школы, составляли доходы от эндаумента. Такое отношение к доходам является гарантией стабильности. И подход благодаря этому меняется: ты не пытаешься реагировать на существующую проблему, а идешь от задачи, которую хочешь решить, и смотришь, какие необходимо предпринять шаги.

У НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОСТАТОЧНО ОПЫТА В ЭТОЙ СФЕРЕ? КАКАЯ ПОДДЕРЖКА ИМ НЕОБХОДИМА В ВОПРОСАХ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТОВ?

О.О.: В первую очередь – образовательно-просветительская. Сотрудники некоммерческих организаций должны уметь работать с эндаументами. Конечно, это новая для них сфера, и они должны понимать, как она работает. Этому можно и нужно учиться: например, Благотворительный фонд В.Потанина осенью начнет обучение сотрудников некоммерческих организаций на базе Московской школы бизнеса «Сколково». Мы надеемся, что после ее окончания еще одна группа специалистов по работе с целевыми капиталами придет на этот рынок (первая программа была очень успешной и показала необходимость обучения и его востребованность). В этом плане уникален опыт работ Томского государственного университета по проекту развития Ботанического сада. Инициатива эндаумент-фонда ТГУ по возрождению Ботанического сада в Сибири объединила вокруг себя и университет, и город. Причем позволила самим сотрудникам по-другому взглянуть на то, что они делают.

Также поддержать развитие эндаументов могут различные государственные программы. Например, в Великобритании в последние годы практикуется совместное финансирование от государства и некоммерческого сектора (matching funds). Но у нас таких программ нет. Важны и законодательные условия, которые обеспечиваются государством. Тема, которая сегодня актуальна в России – это возможность для благотворительных фондов как создавать эндаументы, так и поддерживать эндаументы других некоммерческих организаций. Сейчас это невозможно.

НАСКОЛЬКО РАЗВИТ РЫНОК УСЛУГ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ? ОНИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕЛЕВЫМИ КАПИТАЛАМИ?

О.О.: Этот рынок постепенно растет, уже есть явный лидер в области управления эндаументами – «Газпромбанк-Управление активами» управляет средствами 35 фондов целевых капиталов, это более 70% рынка. Не может не радовать, что все больше управляющих компаний рассматривают этот рынок как перспективный. Пусть сегодня он не такой большой – на сегодня создано немногим более 150 фондов целевого капитала, но этот рынок растет. Компании осваивают новые подходы, инструменты, новую систему взаимоотношений. Что касается стимулирования, то у этого сектора есть свое дополнительное стимулирование – нематериальное. По сути, управляющие компании входят в сферу благотворительности. Это ценностный момент: они вкладываются в нечто хорошее, доброе, вечное, продвигают модель целевого капитала, но при этом все равно зарабатывают. Так что количество целевых капиталов увеличивается, так же как и сумма средств, вовлеченных в эндаументы.

СУЩЕСТВУЮТ КРИТЕРИИ, ПО КОТОРЫМ КОНКРЕТНЫЙ ФОНД ДОЛЖЕН ВЫБРАТЬ СВОЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО?

О.О.: Обычно управляющие компании выбираются по конкурсу. Сегодня уже проводится оценка деятельности управляющих компаний, и это очень важный момент: сейчас можно посмотреть на результаты их работы, есть на что опереться. Уже существуют рэнкинги управляющих компаний, а недавно их стали оценивать и по работе с целевыми капиталами. Например, такой рэнкинг был подготовлен Национальным рейтинговым агентством в партнерстве с Форумом Доноров – организацией, которая давно и активно работает с целевыми капиталами. В анкетировании приняли участие 120 управляющих компаний, 25 из которых имеют в управлении целевые капиталы. Впервые им задавались вопросы о собственниках целевых капиталов и количестве средств, переданных в управление. И очень радует, что большинство управляющих компаний поддержало это нововведение и раскрыло информацию. Это позволило увидеть, какие компании и с кем работают на рынке, и сравнить результаты их работы.

ЭТИ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВЫМ КАПИТАЛОМ ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ САМОЙ КОМПАНИИ? КАК ЭНДАУМЕНТ УЧАСТВУЕТ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ?

О.О.: Конечно, здесь важно правильное взаимодействие собственника капитала и управляющей компании. К целевым капиталам применимы те же экономические законы, что и к любым другим: консервативные вложения приносят меньший доход, высокие доходы всегда связаны с риском. И только собственник капитала принимает решение о той стратегии, которая будет использоваться, а дальше уже управляющая компания использует набор инструментов. Но задачу ставит все равно собственник, который так или иначе должен быть вовлечен в процесс. Он не может просто сказать «я в это не вникаю» – он должен вникать в то, что ему предлагают, задавать вопросы, уточнять позиции, контролировать результаты и четко формулировать для себя, какой результат он считает приемлемым. Это всегда работа в команде. При этом нельзя уповать только на работу управляющей компании. Надо постоянно пополнять тело капитала, тем самым повышая базу, которая работает на доход. Поэтому одновременно необходимо задействовать два вида инструментов: финансовые и фандрайзинговые, связанные с пополнением собственно целевого капитала. Когда они правильно комбинируются, правильно ставятся задачи, тогда этот механизм будет работать.

МОЖЕТ ЛИ ДОХОД ОТ ЭНДАУМЕНТА БЫТЬ НУЛЕВЫМ?

О.О.: Может, и не надо этого бояться. Конечно, всем хотелось бы завтра иметь эндаумент, как у Гарвардского университета, причем лучше в долларовом эквиваленте, и получать с него астрономический доход. Но такое невозможно хотя бы в силу того, что эндаумент Гарварда складывался не одно десятилетие и даже столетие. Рассчитывать на быстрый рост невозможно. Доход может быть нулевым какой-то год. Он может быть даже отрицательным. Любое планирование на долгосрочную перспективу предполагает, что внутри этого периода могут быть как пики, так и падения. Надо помнить, что эндаумент создается надолго, и нулевой доход сегодня не означает, что он будет нулевым завтра и послезавтра.

КРИЗИС – ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТОВ?

О.О.: Это самое подходящее время, чтобы задуматься о будущем. Это момент, когда надо переосмыслить, как ты работаешь, какие инструменты используешь и как сделать так, чтобы будущее для твоей организации наступило. Характерно, что закон об эндаументах заработал в нашей стране накануне кризиса 2008 года. И мы были не одни, кто занялся развитием эндаументов в «неподходящее» время: по тому же пути пошла Франция, которая приняла свой закон об эндаументах. Для них сделали послабления, и сфера культуры вдруг вырвалась в лидеры – целевые капиталы стали создавать быстро и массово. Так что кризис – удачное время, чтобы создавать и развивать эндаументы.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света