Исследование «Современный руководитель НКО: знания, навыки, компетенции» проводилось по заказу Благотворительного фонда Владимира Потанина. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования в Центре «Благосфера» в Москве.
Изучение НКО-сектора все время приводило к теме профессионализма сотрудников некоммерческих организаций, отметила Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина. Теперь благодаря работе ВЦИОМ составлен полный портрет современного руководителя НКО.
Результаты исследования оставят в открытом доступе.
Кто участвовал в исследовании
С декабря 2021 года по июль 2022-го ВЦИОМ провел 35 интервью с экспертами НКО-сектора и 420 опросов руководителей российских некоммерческих организаций.
ВЦИОМ опросил руководителей НКО из всех восьми федеральных округов РФ. 30% — из Сибирского федерального округа, 22% — из Приволжского, 14% — из Уральского. Удалось поговорить с представителями НКО из городов-миллионников, средних и малых городов и сёл.
Чаще всего (92%) респонденты занимали только руководящую должность в НКО, но были и те, кто одновременно был и учредителем организации, и работал как бухгалтер, фандрайзер, социальный работник, юрист или маркетолог.
32% — руководители НКО со штатом до пяти человек, 19% — НКО с 6-10 сотрудниками и 18% — со штатом более 20 человек. У 17% опрошенных вообще не было штатных сотрудников в организации.
При этом в большинстве случаев (37%) НКО привлекала более 20 волонтеров к своей работе за последний год. Годовой бюджет большинства опрошенных (45%) — до 3 млн рублей.
Какой он — руководитель НКО
Среди руководителей НКО 67% женщин и 33% мужчин. 38% — в возрасте от 45 до 59 лет. Молодых руководителей — 22-34 года — только 9%.
Больше всего среди руководителей НКО людей с высшим образованием, окончивших специалитет и магистратуру, — 67%. У 15% — среднее специальное образование, 12% окончили бакалавриат, 5% — кандидаты наук, 1% — доктора наук.
У 72% руководителей НКО образование общественно-гуманитарного профиля. Техническое образование получили 26% руководителей НКО, естественно-научное — 12%.
У 54% респондентов есть сертификат или диплом в сфере управления. А у 55% был опыт управления в коммерческой организации.
Руководителей НКО спрашивали, как они оценивают свою роль в организации. 28% считают себя управленцами, 24% — идейными вдохновителями. И в той, и в другой роли видят себя 38% опрошенных руководителей НКО.
Исследователи выявили, что более опытные руководители НКО чаще видят себя идейным вдохновителем. Руководители НКО со штатом от 20 человек чаще считают себя управленцами.
Что должны знать и уметь руководители НКО
У респондентов спросили, насколько они довольны собственными компетенциями для руководства организацией. В целом опрошенные оценивают себя на 7-10 баллов, где 10 — полностью доволен. Балл выше у руководителей, занимающих должность 21 год и более.
Среди ключевых для руководителя НКО областей знаний респонденты называли менеджмент (38%), экономику и финансы (18%). 17% отметили, что важно знание законов, 13% — высшее образование и общая грамотность.
Из личных качеств, значимых для руководителя НКО, лидирует способность понимать своих сотрудников — так ответили 26% респондентов. Следом идут навыки коммуникации и ведения переговоров, психологическая устойчивость, мотивация, лидерские качества.
По мнению опрошенных экспертов, в первую очередь руководители НКО должны понимать особенности сектора в целом, знать свою предметную область, уметь выстраивать продуктивные отношения с людьми, управлять персоналом и владеть стратегическим и операционным менеджментом.
Что нужно совершенствовать
Руководителей спрашивали, какие навыки, знания и компетенции они хотели бы получить или усовершенствовать. В первой пятерке — менеджмент, в том числе бизнес-планирование, привлечение ресурсов и партнеров, управление персоналом, знания в области бухгалтерии и финансов, навыки взаимодействия с государством.
Наиболее эффективной формой обучения руководители НКО считают курсы повышения квалификации (67%), практику (63%) и короткие курсы, семинары (44%). Более качественными и удобными считают вебинары, семинары и стажировки, преимущественно в смешанном формате (и онлайн, и офлайн), продолжительностью до одного месяца.
Презентация результатов исследования опубликована на сайте Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Источник: Агентство социальной информации