Текст материала
Осенью в Екатеринбурге в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина прошел форум «Искусство как предприятие», гостями которого стали главный хранитель искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии Ксавье Декто, профессор культурной экономики Городского университета Лондона Энди Прэтт, урбанист Барбара Холуб и другие специалисты по культурному проектированию, управлению и экономике. Из всех прошедших на форуме дискуссий и круглых столов «Артгид» выбрал презентацию «Искусство для бизнеса», непосредственно относящуюся к актуальным российским запросам и рассказывающую о том, как и зачем сегодня бизнесу и особенно производственной индустрии взаимодействовать с художниками и поощрять культурные инициативы. Мы благодарим Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО и Благотворительный фонд В. Потанина за помощь в подготовке этого материала.
Татьяна Ананьева, модератор дискуссии, вице-директор компании «Апостроф-Медиа»: Сегодня у нас с вами дискуссия о том, зачем искусство бизнесу, и здесь больше людей, которые представляют именно бизнес. Эта тема относительно нова, в первую очередь в бизнес-среде. При этом я вспоминаю, как однажды была на лекции в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве, где рассказывали про первых промышленников, которые в свое время много делали для развития именно культуры людей, крестьян. То есть они стремились адаптироваться к новым реалиям, в том числе стали делать инвестиции в культурную среду: в театры, досуговые мероприятия, музейную деятельность. И в современном бизнесе в России мы сейчас работаем в этой сфере, связанной с коммуникацией, нацеленной на людей, так как она сильно недооценена.
Мы собрали здесь уникальные примеры тех компаний, которые осознали, что такое сила искусства и что это работа долгая, это не быстрая история. Вчера на форуме мы затрагивали тему управления потоковой эмиграцией — люди уезжают из города, когда в нем нет смысла. Создание смыслов — это стратегическая вещь, в которую должно верить предприятие, его владельцы. Компания должна понимать, что она хочет здесь быть, что она хочет здесь развиваться, что ей нужны люди. И не просто винтики системы, а люди думающие. Это потенциал сферы искусства, сферы культуры, которая помогает включить сознание, научить людей думать, создавать жизнь вокруг, наполнять все смыслом.
Сегодня хотелось бы это обсудить, но не абстрактно, а на реальных примерах, на кейсах компаний-пионеров, которые находятся в авангарде движения. Этих примеров правда немного, когда, думая о людях и о собственном потенциале, бизнес вкладывается в такие длинные истории. И первое слово я хочу предоставить Ирине Седых, она представляет Объединенную металлургическую компанию (ОМК) — благотворительный фонд «ОМК-Участие» и прекрасный проект «Арт-Овраг».
Татьяна Ананьева, Алиса Прудникова, Ирина Седых, Александр Мущенко, Ирина Семенова, Наталья Левицкая, Александр Кастравец. Круглый стол «Искусство для бизнеса» в рамках форума «Искусство как предприятие». Екатеринбург, 23–24 октября 2017. Фото: Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО
Ирина Седых, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие»: Спасибо, я немножко расскажу не только о нашем фестивале «Арт-Овраг», но постараюсь объяснить, почему мы вообще задумались о таких проектах и стали их в компании проводить. В этом году наша компания отметила 25-летие, а ведущий завод нашей компании, Выксунский металлургический завод, отметил 260 лет. На сегодняшний день это самое передовое металлургическое производство не только в России, но и в Европе. Современнейшее производство, сложнейшие технологии и естественно люди, которые обладают уникальной компетенцией. Тем не менее, не могу не вспомнить слова Питера Друкера, этого гуру менеджмента, который говорил, что менеджеров надо обучать и заставлять писать стихи. Где менеджмент, а где стихи? Казалось бы, какая связь? А он абсолютно уверен в том, что написание стихов помогает людям развивать их компетенцию и повышать их профессионализм, очень творчески подходить к своему структурированному и жесткому делу.
Мы все знаем имена меценатов, которые создавали коллекции, и их первоначальный мотив заключался не только в личном интересе — окружить себя красивыми вещами. Это была и просветительская функция. И вот сейчас, когда мы живем в постиндустриальную эпоху, наверное, есть некая повторяемость. И даже более высокий уровень, когда рабочие являются не просто винтиками в общей системе, а уже становятся в какой-то степени соавторами и соучастниками этого производства. И такая вовлеченность в творческий процесс необходима для того, чтобы компания была успешной. Почему для решения бизнес-задач нужно привлекать людей искусства? Потому что они иначе мыслят, не так, как люди бизнеса, и сейчас именно такого мышления не хватает, чтобы принимать самые эффективные решения. Да, есть алгоритмы, которыми мы пользуемся и будем пользоваться в бизнесе, будем их совершенствовать, но наступает какой-то предел, когда эти алгоритмы уже не так эффективны.
Многие компании приходят к выводу, что нужно сформировать какие-то ценности, которые объединяли бы всех сотрудников. Мы не строим иллюзии, что 24 тыс. человек будут двигаться в одном направлении, но для нас это важная тема. Мы стремимся определить основные ценности, на которых должна строиться вся политика нашей компании, как должны взаимодействовать сотрудники, какая должна быть культура общения не только внутри, но и с поставщиками и клиентами. В данном случае искусство для нас может быть неким инструментом, очень важным и нужным, для того, чтобы эти ценности начали разделять больше людей.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ