Назад

Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете

О способах конвертировать массовые пожертвования в будущее процветание вуза рассказывает один из главных «двигателей» эндаумента Пермского университета Дария Тютикова, заместитель начальника отдела партнерских отношений ПГНИУ, участница программы «Целевые капиталы: стратегия роста».

Текст материала

Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете


Анна Гараненко

Опубликовано 01.12.2016.

 Университеты учатся жить по мировым правилам, включающим, помимо прочего, умение принимать благотворительную помощь и с умом ею распоряжаться. Один из способов– собрать целевой капитал (эндаумент), доходы от которого превратятся в стипендии лучшим студентам, гранты профессорам и другие полезные вещи, определяющие статус и рейтинг университета. О глиняных табличках на египетском языке, выставке «Красный, но острый», десерте «Гранит науки» и других способах конвертировать массовые пожертвования в будущее процветание вуза рассказывает один из главных «двигателей» эндаумента Пермского университета Дария Тютикова, заместитель начальника отдела партнерских отношений ПГНИУ.

Сладости – самый короткий путь к сердцу благотворителя

Целевым капиталом мы начали заниматься весной 2014 года, сформировали в 2015. Сейчас в нем больше 4 млн рублей. Причем все они собраны, что называется, «по мелочи»: самая большая сумма, которую мы получили – 300 тысяч рублей, самая маленькая – 500 рублей. Мы – не типичный случай. Как правило, целевые капиталы вузов формируются с помощью нескольких попечителей, каждый из которых вносит (условно) по миллиону. Мы с самого начала действовали по-другому: понимали, что крупных пожертвований у нас не будет, и собирали понемногу. В какой-то момент попытались найти крупного донора, не получилось, и сосредоточились на фандрайзинговых проектах. Это оказалось очень интересно, успешно, и даже, пожалуй, более важно, потому что так нам удается рассказать о понятии «эндаумент» большому количеству людей.

Гранит науки

Гранит науки

Многие наши проекты — «съедобные». 2016 год – год столетия университета. Мы договорились с одной кофейней о том, что они создают специальный юбилейный десерт и напиток, и определенный процент от продажи перечисляют в эндаумент. Сделали в меню отдельную страничку, где, кроме названия и стоимости, написано, что такое эндаумент, и зачем он нужен. Нам сразу начали писать, интересоваться, благодарить за то, что даем возможность не просто поесть, но и сделать доброе дело. Внутри университета мы тоже работали: в студенческом кафе появился манник под названием «Гранит науки» с логотипами эндаумента, прикрепленными на зубочистках. Это маленькое напоминание работает: люди покупают именно этот десерт. Ежемесячно мы перечисляем в эндаумент пусть не миллионные суммы, зато регулярные, да еще и получаем бесплатный пиар.

  • Три совета тем, кто делает университетский эндаумент

    1. Стараться максимально вписываться в то, что уже есть в университете. Яркие истории важны, но то, что уже есть, проще в плане организации. Легче, понятнее людям, которые потенциально будут давать деньги− они привыкают к определенным событиям.
    2. Соблюдать главное правило фандрайзера: «не попросишь – не дадут». Рассказывать, разговаривать со всеми, с кем только можно, про свой эндаумент. Однажды мы общались с транспортниками и в результате запустили рекламную компанию на панелях внутри автобусов, хотя специально ничего не планировали.
    3. Переключиться с крупных спонсоров на маленькие истории, которые бы касались всех. Потому что так или иначе мы воспитываем будущих благотворителей, и если студенты привыкнут участвовать в жизни университета пусть маленькими суммами, то потом, когда они станут миллионерами, будут поддерживать его уже на другом уровне.

Открываем музей

reprint-ezhegodnika

Суть нашего проекта и публичного сбора средств – привести в порядок университетские музеи. В них − богатейшие коллекции, которые до сих пор почти никак не показывались. Например, в музее истории университета есть уникальные для региона экспонаты из Древнего Египта и Древней Греции. Это интереснейший культурный пласт. Проблема была в том, что экспозиции было трудно увидеть – двери музея практически всегда были закрыты. Здесь сыграл роль человеческий фактор: пришел новый энергичный директор музея, и мы совместно решили, что было бы здорово развивать университетские музеи.

Сувениры и #ЩедрыйВторник

magnity-k-vy-stavkeКстати, музейная выставка стала еще одним способом собрать средства в эндаумент. Она называлась «Красный, но острый» и была посвящена сатирическому сборнику «Перец», издававшемуся в университете в 1990 годы. Там были шаржи советского периода, где высмеивались различные недостатки студентов: опаздывают, просыпают, курят… Карикатуры перекочевали на магниты, есть еще чашки, майки и другая сувенирная продукция, которая продается в университетском ларьке.

Мы также стараемся встроить свою работу в то, что уже происходит в университете. Например, у нас есть экологическая служба, которая собирает макулатуру, сдает, а вырученные средства направляет на благотворительные цели в городе. Сейчас мы делаем совместную акцию для эндаумента. Это небольшие суммы, но она помогает почувствовать всем в университете причастность к общему делу. Мы также присоединились к акции #ЩедрыйВторник» и сделали «Щедрый интеллектуальный вторник». В университете есть сильная команда, организующая интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», «Своя игра») – возможно, что часть членского взноса участников пойдет в эндаумент. Кроме того, в декабре мы планируем благотворительный концерт, часть средств с продажи билетов на который также пополнит эндаумент.

Развлекаясь, помогай

Сильно помогла программа Благотворительного фонда В.Потанина «Целевые капиталы: стратегия роста» (на базе Московской школы управления Сколково), где учат создавать и развивать эндаументы – наш проект «Открой музей» победил в конкурсе и был отобран для участия. Раньше мы, в основном, направляли письма, обзванивали потенциальных доноров, проводили личные встречи – работали традиционно. А потом поняли: город маленький, хоть и миллионник. Со всеми, с кем могли, уже переговорили. И пора придумывать что-то новое и интересное. У меня есть что-то вроде хобби – помощь приюту для бездомных животных, и опыт работы с ними показывает, что самое успешное в плане сбора средств и воспитания хорошего отношения к приютам – это яркие акции. Это запоминается, люди получают удовольствие, развлекаются и при этом осознают, что делают что-то хорошее. Потом они с большей радостью и желанием приходят снова.

Спасибо большое и маленькое

Мы всегда стараемся как-то отблагодарить людей. В рамках публичного сбора, у нас есть целый список «маленьких радостей», которые может получить благотворитель, если передаст деньги в фонд: экскурсия от директора, возможность выпить чая на балконе музея (просто так туда никто попасть не может), имя мецената, выгравированное около музея… И даже специально изготовленная глиняная табличка на египетском языке (у нас есть специалист) с именем благотворителя или его индивидуальная выставка перед музеем. Кроме того, издательский центр университета недавно сделал репринтное издание книги об университете 1916 года, где на обложке сохранена оригинальная надпись «Все средства от продажи пойдут в фонд Пермского университета»− часть тиража мы также дарим нашим благотворителям. Так что мы не только собираем средства на музей, но и продвигаем историю университета, выполняя не только образовательную, научную и культурную функцию.

Куда пойдут деньги

Самая первая задача – оцифровка музейных коллекций. Многие экспонаты, к сожалению, находятся не в лучшем состоянии, мы понимаем, что реставрировать их дорого и долго. И если потом отдельно собирать деньги на реставрацию, люди должны понимать, на что. Первым делом мы хотим выложить в общий доступ самые интересные экспонаты, сделав виртуальные туры. В следующем году, когда закончится публичный сбор, планируем полную оцифровку. Еще через год – образовательные программы для школьников и студентов, приглашение специалистов-реставраторов, возможно, приобретение новых экспонатов. Эндаумент хорош тем, что регулярный доход от него дает возможность планировать работу на годы вперед. А у нас планов хватит до следующего столетнего юбилея.

Обычно юбилей используется как фандрайзинговый инструмент −повод для сбора щедрых подарков. Нам, честно говоря, празднование даже немного помешало. Празднование столетия было масштабным, и много потенциальных партнеров приняли решение дать средства именно на него. Когда я приходила и говорила: «Есть две возможности помочь: пополнить эндаумент или поддержать празднование юбилея, первая – на долгую перспективу (деньги будут каждый год приносить доход), вторая – здесь и сейчас», — многие выбирали второе. Это проще и понятнее.

 

Другие статьи

Культура благотворительности
14 октября 2024
The Art Newspaper Russia
Культура благотворительности
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты