Текст материала
Оксана Орачева — о студентах и их социальных проектах, которых поддерживает фонд Потанина
29 января, 15:1550 просмотров
Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Фото: пПресс-служба Благотворительного фонда В.Потанина
В донской столице прошла серия отборов очного тура стипендиального конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина. Программа, работающая с 2000 года, сегодня направлена на поддержку студентов-магистрантов и преподавателей ведущих вузов России. В этом году очный тур пройдут почти 2000 магистрантов вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Красноярска, Владивостока и других городов России. Имена 500 счастливчиков определятся в марте 2016 года. Генеральный директор фонда Оксана Орачева согласилась ответить на вопросы «Молота»
Досье. Орачева Оксана Ивановна — с декабря 2014 года генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина. 20 лет работы в некоммерческом секторе. Кандидат исторических наук. Магистр политологии Бирмингемского университета. Автор более 50 научных публикаций по проблемам федерализма, взаимоотношения Центра и регионов. Член правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Председатель Совета Форума доноров.
– Как за эти годы изменился студент? Понятно, что магистранты, с которыми вы работаете с 2013 года, – это лучшие студенты, но портрет и этих лучших меняется со временем. Так что сегодня собой представляет российский магистрант?
– Каждый год мы видим определенный срез студенческой среды, потому, конечно, какие-то наблюдения есть. Первое, что нужно отметить, – студенты, с которыми мы имеем дело, остаются очень заинтересованными в учебе. Но что особенно радует – они при этом активно вовлечены в социальную жизнь.
– То есть они не замкнуты на свою личную судьбу?
– Наши конкурсы хорошо это показывают, и такая тенденция не сокращается. Студенты хотят быть полезными. И это, несмотря на устойчивый миф, что молодежи ничего не надо. Наш опыт показывает, что это не так. Из-за изменения формата конкурса сегодня заявку на стипендию может подать каждый магистрант – в отличие от прошлых лет, когда у вузов были квоты. Сейчас конкурс общий для всех 75 вузов, и участие в общем конкурсе показывает, что активные студенты есть везде – и в столичных городах, и в не столичных. И это не может не радовать.
– Все так радостно?
– Не совсем. Опыт показал, что двухуровневая система высшего профессионального образования до сих пор в России понятна не всем: зачем она, что дает. И это одна из причин, почему мы обратили свое внимание на магистрантов, так как здесь находится наиболее мотивированная часть студенчества, которая образование получает уже осознанно. Бакалавриат сейчас более массовый. Туда устремляются все, так как существует стереотип: у человека должно быть высшее образование.
Магистратура – это не просто более высокий уровень образования, она дает возможность выбора. Студент может перейти на другую специальность, может сузить свою тему или направление. Мы стали наблюдать большую мобильность, чем раньше: люди в стремлении получать знания стали переезжать.
– Раньше такого не было. Разве не так?
– Было, но в минимальных количествах. А сейчас мы видим, что в Томск в магистратуру приезжают много студентов, в магистратуру Высшей школы экономики – тоже. Да, процент их не так велик, но это уже можно выделить как тенденцию. По нашим стипендиатам мы видим, что магистранты повзрослели: в магистратуру приходят люди не сразу после окончания бакалавриата, а с опытом, пусть небольшим. И они уже по-другому относятся к возможности получения образования. Многие магистранты совмещают свое обучение с работой, то есть в процессе обучения они уже погружены в то, чем им предстоит заниматься. И об этом нужно говорить, показывать их людям и разрушать мифы и стереотипы о том, что такое магистратура, зачем она нужна и как способствует качеству образования в целом.
– Вы и социальную активность студентов поддерживаете и даже даете возможность воплотиться в жизнь лучшим социальным проектам?
– Наша Школа, где обучаются студенты, создавшие и готовые воплотить в жизнь свои проекты, тоже не новое явление. Мы на практике хотим воспитывать определенные качества в своих стипендиатах, обращая на эти качества внимание еще во время отборочных деловых игр. А проект – это уже возможность что-то сделать своими руками. В основном, проекты студентов связаны с развитием их учебного заведения либо направлены на развитие местного сообщества. Много проектов связано с научным просвещением школьников, и это не может не радовать. Зачастую можно услышать, как авторы проектов выражают желание, чтобы среди студентов было побольше умных людей. То есть речь идет о вовлечении в научную среду. Есть и другие проекты, к примеру, связанные с предоставлением онлайн-площадки для инвалидов для поиска волонтеров себе в помощь.
Темы для своих проектов студенты выбирают сами, мы даем им возможность поработать с этим проектом на нашей Школе: форматы задействованы разные – мастер-классы, лекции, тренинги, ток-шоу, и все это – вокруг тем проектов. В Школе проекты дорабатываются, и победители получают грант на их реализацию. Эти средства никак не связаны с их стипендией.
– Любой из ваших стипендиатов может принять участие в работе Школы со своим проектом?
– Существует конкурсный отбор на уровне проектных заявок. При этом мы поощряем создание межвузовских команд, команд межрегиональных, сетевые проекты. Получив грант, победители должны воплотить свой проект в жизнь в течение года. Как правило, этот год совпадает у магистрантов со вторым годом их обучения, то есть переломный. Они уходят в другую жизнь, начиная заниматься профессиональной деятельностью – и вместе с этим социальным проектированием.
И это уже не юношеский кураж, а осознанный выбор. У нас нет задачи, чтобы, реализовав проект, все ушли работать в некоммерческий сектор. Наоборот, работая в своей профессии, человек понимает, что у него есть возможность и умение менять жизнь к лучшему. И радостно узнавать, что наши выпускники, работая в коммерческих формах, вовлекают их в некоммерческую деятельность.
Вера Волошинова