Назад

Эндаумент должен занять свое место в сознании людей

Число эндаументов в России за последние десять лет заметно выросло, постепенно увеличиваются и их капиталы. Сегодня в стране больше 300 целевых фондов, общий объем средств на конец 2023 года превышал 150 млрд рублей. Как дальше будет развиваться эта сфера, и какие факторы могут положительно повлиять на ее совершенствование – об этом говорили на VIII Форуме «Эндаументы-2024», который прошел по инициативе Фонда Потанина.

Этот Форум за годы своего существования стал важной просветительской, образовательной и аналитической площадкой. Заглавная тема 2024 года: «Что мы говорим обществу о целевых капиталах, и что общество читает о нас?». Руководители фондов целевого капитала, представители некоммерческого сектора, ВУЗов, учреждений культуры, бизнеса, управляющих компаний, специалисты, заинтересованные в развитии института эндаументов в России собрались, чтобы обсудить запрос общества на прозрачность деятельности целевых фондов, а также важность публичного освещения некоторых внутренних процессов. 

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева пояснила выбор тематики обсуждения: 

«Если в ХХ веке общество хотело знать, как эндаументы тратят деньги, на что именно их тратят, то в ХХI веке появилась еще одна важная часть запроса к эндаументам – людям стала интересна инвестиционная составляющая, откуда берутся деньги и как они зарабатываются». 

В то же время часть общества продолжает задаваться вопросом о цели существования эндаументов. Социальные сети и медиа – хорошая возможность ответить на все существующие запросы, стать элементом развития знаний об эндаументах. А, соответственно, и помочь в развитии целевых фондов и их наполнении.

Генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков:

«Наиболее известный эндаумент – Нобелевский фонд. Хотя для нас Нобелевский фонд – не мешок с деньгами, а некий образ продвижения науки. Думаю, что это можно сказать о большинстве эндаумент-фондов, потому что все они реализуют определенную цель». 

По инициативе Фонда Потанина было проведено два ключевых исследования, которые проанализировали текущую ситуацию и стали основой для определения стратегии взаимодействия с обществом и СМИ на будущее.

Представители группы ЦИРКОН рассказали о причинах снижения публикаций в СМИ, а рейтинговое агентство RAEX представило аналитику о готовности фондов целевого капитала в полной мере раскрывать данные о себе, в том числе в годовых отчетах.

Директор исследовательских проектов RAEX Дмитрий Миндич сообщил, что в открытых источниках была проанализирована деятельность 240 фондов. Анализ показал, что в публичном пространстве информации о деятельности российских эндаументов мало, отчетность большинства фондов абсолютно не отвечает на современные запросы и представлена скудно, более трети фондов и вовсе не имеют сайтов, четвертая часть – на своих сайтах, кроме бухгалтерской отчетности, ничего не публикует.

Директор исследовательских проектов RAEX Дмитрий Миндич:

«Если мы берем фонды целевого капитала, которые хоть что-то о себе сообщают, то хотя бы одну форму публичной отчетности публикуют 56% фондов. При этом фонды целевого капитала, ориентированные на массовых жертвователей, делают это значительно чаще, чем фонды, которые ориентированы на якорных жертвователей. Парадоксально, но им уступают фонды, которые позиционируют себя, как проводящие активный фандрайзинг».

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева, демонстрируя важность публикации более подробной информации, привела пример: 

«Примерно за год нашу страницу посетило более 4500 человек. Это говорит о том, что она интересна и востребована. Устав скачали более 1000 раз. А скачивают тогда, когда хотят что-то сохранить, чтобы изучить подробнее, и, может быть, даже сильно переиначив под себя, применить. Другие документы тоже активно смотрят». 

Заместитель руководителя исследовательской группы ЦИРКОН Анастасия Сапонова рассказала о результатах исследования по освещению темы целевых капиталов в СМИ и социальных медиа. Она сообщила, что за повесткой социальных медиа группа следит уже пять лет, и существенный спад присутствия эндаументов в СМИ отмечен после февраля 2022 года, что вызвано внешним фактором. В то же время, эндаументы не оказались замешаны в скандальных историях, единичные сообщения не отразились на репутации целевых фондов. В связи с ограничением доступа к иностранным социальным сетям случилось оживление во ВКонтакте и Телеграмме.

Заместитель руководителя исследовательской группы ЦИРКОН Анастасия Сапонова:

«Информация об эндаументах представлена в основном в онлайн-СМИ и информационных агентствах. Между федеральными и региональными СМИ повестка распределена практически поровну. Любопытно, что средства массовой информации общего профиля пишут об эндаументах чаще, чем деловые издания. 

Регионы лидеры по публикации таких сообщений: Москва, Санкт-Петербург и последние два года Красноярский край. Главные направления: образование, культура и благотворительность. Инфоповодами для рассказа становятся результаты вложения полученных денег, также часто пишут про конкурсы в сфере эндаументов и проекты. В 2024 году в информационном пространстве стали появляться сообщения про социально ориентированную деятельность и цель существования эндаументов». 

По мнению Анастасии Сапоновой, чтобы наладить более эффективное взаимодействие с жертвователями, расширить их круг, эндаументы должны ориентироваться на платформы, где пользователи обладают минимальными базовыми финансовыми знаниями, разделяют ценности долгосрочного планирования и интересуются благотворительностью. 

Генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный, который выступил модератором этой дискуссии, подчеркнул:

«Максимально открываясь, эндаументы снижают тревожность партнеров, что обеспечивает стабильность взаимодействия. Если жертвователи будут понимать механизм управления деньгами, то будут с большей охотой участвовать в финансировании».

О том, нужно ли стандартизировать отчетную документацию эндаументов, подробно говорили на другой площадке Форума. Экспертам не удалось прийти к единому мнению, однако отметили, что если управляющие компании дадут на этот счет свои рекомендации, система взаимодействия внутри сферы станет совершенней.

На Форуме «Эндаументы-2024» тему существования и развития целевых фондов рассматривали с разных ракурсов. Прошел круглый стол в формате социального стендапа «Как живут маленькие эндаументы». Эксперты говорили о том, как устроены целевые фонды в регионах, и какие социальные задачи они помогают решать. Еще одним мероприятием стала панельная дискуссия «Преемнические сценарии российских владельцев капиталов. Что нужно знать эндаументам?». Здесь речь шла о частных донорах, проанализировали вызовы, с которыми сталкиваются благотворители, обсудили юридические инструменты, помогающие выстроить долгосрочные отношения инвестора с фондом.

В рамках сессии «Закрыть нельзя работать: что нужно знать про расформирование целевых капиталов при их создании?» участники пытались найти выход из кризисной ситуации, когда остро встал вопрос о целесообразности существования эндаумент-фонда. В рамках Форума состоялось выездное заседание межведомственной рабочей группы «Эндаументы в высшем образовании». Деловая программа завершилась неформальным общением.


ИсточникWBCmedia

Другие статьи

Арт-обзор 20.06-27.06.24
27 июня 2024
Cabinet De L'art
Арт-обзор 20.06-27.06.24
Третьяковская галерея откроет инклюзивное пространство «Добрый музей»
24 июня 2024
Агентство городских новостей «Москва»
Третьяковская галерея откроет инклюзивное пространство «Добрый музей»
В Москве откроют «Добрый музей»
23 июня 2024
Медиашкола НКО
В Москве откроют «Добрый музей»
Малые эндаументы в России: какими бывают и для чего нужны
05 июня 2024
Агентство социальной информации
Малые эндаументы в России: какими бывают и для чего нужны
Форум «Эндаументы-2024»
27 мая 2024
Агентство социальной информации
Форум «Эндаументы-2024»