Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Cначала ценности, потом деньги

С помощью своего состояния Владимир Потанин начал восстанавливать существовавшие традиции меценатства, канувшие в лету в советский период. Нужно возродить то, что начал делать в конце 90-х. Главным образом, университету нужно понять, как привлечь благотворителей из среды выпускников, сохранить их связь с вузом... Аналитический материал об эндаументе как средстве финансирования высшей школы.

Текст материала

Российские университеты осваивают западный опыт привлечения пожертвований. Научились работать с донорами — понимать и учитывать их интересы — пока единицы

Поддержка образования и просвещения стала самой популярной для частных и корпоративных фондов, фондов целевого капитала. Таковы данные доклада Форума доноров (ФД), представленные в конце прошлого года на международном форуме «Академический фандрайзинг», прошедшем в Уральском федеральном университете. Именно на развитие высшей школы тратятся основные средства доноров. Это значит, что представления о важности поддержки высшего образования в обществе довольно устойчивы. Как их капитализировать? Как привлечь средства в конкретный вуз?

Позвони альма-маме

Наиболее развита система эндаумента в США: в этой стране она имеет вековые традиции. Общая сумма средств, накоп­ленная в фондах 832 американских колледжей и университетов, в 2014 году перевалила за 516 млрд долларов. Эндаумент-фонды формируют до 30 — 35% бюджетов ведущих американских университетов — Йеля, Принстона, Гарварда, Стэнфорда. Наиболее крупный фонд у Гарварда: около 30 млрд долларов. У Йеля — примерно 20 миллиардов, Стэнфорд и Принстон ему почти не уступают.

В Европе крупнейший эндаумент в Кембридже — около 5 млрд евро. У вечного конкурента Оксфорда меньше на миллиард. В Европе именно правительства традиционно более охотно спонсировали образовательные эндаументы, в США же сложилась традиция привлечения средств от частных инвесторов, в совокупности располагающих большими свободными деньгами, чем власти.

— Половина системы образования США финансируется частными лицами, в основном это выпускники университетов, — рассказывает директор Bob Burdenski Annual Giving (США) Роберт Бурденски. — Например, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг пожертвовал университету Джона Хопкинса (Балтимор, штат Мэриленд), в котором учился, в общей сложности около 1 млрд долларов, став крупнейшим донором за всю историю вуза. Первые деньги он перечислил на счет университета еще в 1965 году, вскоре после того, как завершил обучение. Очень важно формировать сообщества выпускников и пропагандировать идею поддержки учебных заведений. Принстонскому университету это удалось: выпускники ежегодно перечисляют ему около 60 млн долларов. Две трети его бывших студентов задействованы в поддержке альма-матер. Если вы гордитесь своим университетом, вы будете помогать ему развиваться. Эта идея работает не только в США. Вузы в Китае и Канаде тоже вдохновляют людей на пожертвования. Блумберг — вершина пирамиды, которую мы пытаемся построить на взаимоотношениях с аудиторией. Ее основание — студенты, которым нужно прививать культуру пожертвований. Они часть большой семьи и великих традиций.

В современной России практика организации вузовских эндаументов (фондов целевых капиталов, наполняемых преимущественно за счет благотворительных пожертвований выпускников и неравнодушных компаний) начала формироваться девять лет назад: в конце 2006 года был принят закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». В 2007 году было зарегистрировано 11 эндаументов, в основном в интересах крупных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Сейчас количество фондов целевых капиталов в России, по данным ФД, превысило 130 (больше 70% из них работают на поддержку образования), а их совокупный объем достиг 25 млрд рублей. Из них более 9 миллиардов аккумулируются в университетах. Крупными собственниками целевых капиталов в России являются фонды МГИМО, Сколковского института науки и технологий, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургского госуниверситета, Финансового университета.

Фонд развития МГИМО — первый, созданный в России, — существует с 28 марта 2007 года. Известные выпускники этого учебного заведения — Владимир Потанин и Алишер Усманов — внесли в фонд по 125 млн рублей, сформировав крупный капитал еще на начальном этапе (для открытия эндаумента необходимо 3 млн руб­лей). В 2015 году среди двухсот российских миллиардеров, вошедших в список Forbes, насчитывалось двадцать дарителей фонда МГИМО. Сейчас его капитал приближается к 1,5 млрд рублей.

— В дореволюционной России один из основоположников МГИМО — Лазаревский институт восточных языков — финансировался полностью за счет частных средств, а именно «вечного фонда», заложенного армянским купцом и меценатом Екимом Лазаревым и обеспечивающим прирост капитала за счет процентов от векселей и прибыли от доходных домов, — рассказывает директор эндаумент-фонда МГИМО Марина Петрова. — Каждый год попечители утверждали бюджет. На эти деньги издавались учебники, осуществлялись исследования, а ученики получали возможность ездить во время летних каникул на стажировки в Персию и Османскую империю.

В начале прошлого столетия пятая часть расходов на высшее образование покрывалась за счет частных пожертвований. Сотни тысяч рублей перечислялись на стипендиальные программы. Так что академический фандрайзинг не является абсолютно новым для страны явлением — культура донорства была развита в дореволюционной России. Поэтому важно не только перенимать опыт ведущих зарубежных университетов, но и восстанавливать российские традиции.

Глава Martin Kaufman Philanthropy (США) Мартин Кауфман убежден, что российской системе высшего образования не придется начинать с нуля:

— С помощью своего состояния Владимир Потанин начал восстанавливать существовавшие традиции меценатства, канувшие в лету в советский период. Нужно возродить то, что начал делать в конце 90-х. Главным образом, университету нужно понять, как привлечь благотворителей из среды выпускников, сохранить их связь с вузом.

— Россия действительно возрождает традиции благотворительности, и это касается системы образования, — соглашается с трендом проректор МИСиС Тимоти Эдвард О’Коннор. — Самое главное здесь — создание системы поддержки университета. Выпускники должны ощущать причастность к судьбе вуза.

— Вы не можете ограничиваться только выпускниками. Нужно искать других заинтересованных участников, — объяснял российским коллегам Мартин Кауфман. — Есть компании, которые поддерживают исследовательские работы, есть семейные фонды, выделяющие гранты. Существует огромное количество различных типов доноров, готовых вносить пожертвования в российскую высшую школу. С ними по-разному нужно работать. Крупные пожертвования, это от 14 до 140 тыс. долларов, если мы, например, говорим о британских университетах, требуют изрядного терпения. Это длительный процесс. Нужно провести несколько встреч, иметь в портфолио множество ярких и интересных проектов. Самые долгие переговоры, в которых я принимал участие, заняли два года. Но в итоге мы получили несколько миллионов фунтов. И это нормально. Ведь вы же до свадьбы ухаживаете за невестой, а не сразу после знакомства ведете ее в церковь.

Проблема живого собственника

— Принципы успешной работы зарубежных эндаументов — это классика, но в России есть особенности, касающиеся корпоративных фондов и частных пожертвований, — подчеркивает председатель правления благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова. — Многие успешные фандрайзинговые проекты осуществляются с привлечением административного ресурса — это такая национальная особенность. Среди попечителей обязательно должен быть влиятельный чиновник, который помогает привлекать крупные пожертвования. К сожалению, в России не всегда соблюдаются договоренности. Нам тяжелее превратить обещания в конкретные поступления на счет. Нужно прилагать усилия, чтобы держать в ведении благотворителя: куда пошли его деньги, насколько это вам помогло.

— Специфика действительно есть, — развивает мысль генеральный директор «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов. — Во-первых, в России мало капитала как такового. Во-вторых, люди, которые эти деньги заработали, привыкли сами контролировать финансовые потоки. В-третьих, основные пожертвования делают компании, а не частные лица. Исходя из этого, важно не только учитывать задачи партнеров, но и выстраивать доверительные отношения. Опыт сотрудничества «СКБ Контур» с УрФУ, а мы вместе работаем с 1997 года (подробнее см. «Stairway to heaven»), показывает, что симбиоз университета и компании — это реальность. Нам все лучше и лучше удается понимать психологию и задачи друг друга.

Взаимоотношения доноров и фандрайзеров становятся креативнее: ежа Энди — символ эндаумента УрФУ — партнеры, выпускники, сотрудники вуза и студенты передают, делая взносы в фонд, из рук в руки

— У нас нет так называемого старого капитала, которому больше ста лет: многие собственники живы и здоровы, руководят бизнесом. В английском языке есть даже такая идиома «проблема живого собственника», — говорит Елена Чернышкова. — Например, у основателя фонда «Династия» Дмитрия Зимина регулярно возникали идеи, которые выходили за рамки стратегии, о которой мы с ним договорились. Чтобы этот деструктив сделать конструктивом, с точки зрения управления фондом, у нас был личный резерв учредителей в фонде — около 10% от бюджета. Система благотворительных фондов еще формируется, несмотря на то, что ей больше 20 лет, появляются новые собственники. Кто-то готов заниматься благотворительностью, но не готов создавать фонд. Для человека, который ищет деньги, это большое преимущество: вы можете вовлечь донора в свою деятельность еще до того, как у него сложились приоритеты. В этом смысле Россия отличается от Америки и Европы.

Эндаумент как инструмент сотрудничества университетов с бизнес-сообществом по-прежнему непривычен для России, признают эксперты. Причина — донора воспринимают исключительно как источник денег.

— Для университетов, некоммерческих проектов часто неважно, что представляет собой донор, им важны только те самые деньги, — делится наблюдениями Елена Чернышкова. — Люди, которые хотят их получить, не думают, как именно донор принимает решения, какова его миссия. Они не разделяют его ценности, они навязывают свои.

— Говорить нужно не только о деньгах, но и о совместном достижении общих целей, — соглашается Тимоти Эдвард О’Коннор. — Работа в области фандрайзинга — искусство, которому надо учиться. Важно креативно, нестандартно мыслить. И мыслить глобально: часто люди готовы дать больше средств, но они не получают серьезных предложений.

Качество предложений и уровень запросов на благотворительную поддержку образовательных проектов могут быть не очень высокого качества — это подтвердили и другие участники дискуссии: «Парт­неры хотят, чтобы им предлагали интересные проекты, соответствующие их сфере деятельности, а не просили деньги на абстрактные программы».

Фандрайзинг как исследовательская работа

— Для бизнесмена нет ничего более скучного, чем целевой капитал. Это и звучит-то тоскливо. Поэтому начинать взаимоотношения с донорами нужно с конкретных проектов, лучше небольших, чтобы они почувствовали вкус сотрудничества с вами, — делится опытом Елена Чернышкова. — Это долгая история. И нет никаких ограничений по времени. Сколько понадобится, столько вы и будете встречаться, предлагать варианты. Ни в коем случае не перегружайте потенциального донора запросами по деньгам. Вам нужно, чтобы он о вас помнил. Зовите его на лекции, мероприятия, покажите, что вам он интересен не только деньгами. В России, если человек приглашается в попечительский совет, почему-то априори предполагается, что он должен прийти вместе с капиталом. Но эти люди представляют ценность для нас не только потому, что у них есть состояние: они очень умны и образованны. Фандрайзинг — это исследовательская работа. Вы должны понимать систему ценностей того человека, с которым общаетесь. Иначе полноценный диалог не состоится.

Привлечение пожертвований в эндаумент представляет собой «продажу» идеи, концепции, целевой программы университета потенциальным донорам

— Это касается и работы с фондами, которые распределяют гранты, — продолжила тему председатель Совета ФД, генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева. — У каждого фонда есть свои правила. Наиболее популярные механизмы, которые они используют для распределения средств, — это конкурсы. Если вы хотите, чтобы проект поддержали, а в фонде действуют исключительно конкурсные механизмы, то бесполезно к нему обращаться без конкурсов, потому что вы получите стопроцентный отказ, да еще и создадите себе репутацию людей, которые не вникли в суть работы грантодающей организации. И еще важно понимать, что у каждого фонда есть свои жизненные циклы. Его приоритеты могут меняться, любая программа, которую проводит фонд, российский или зарубежный, конечно. Полагать, что вы всегда будете получать деньги по одной и той же программе, недальновидно. Изменения неизбежны, надо думать, как вы можете вписаться в новую картину мира, в каких еще проектах можете участвовать.

— Еще на начальном этапе создания эндаумента нужно думать о том, какой у вас будет продукт и как вы будете его продавать, — советует Марина Петрова. — На стратегию развития фонда нужно смотреть глазами бизнес-сообщества. Что мы можем дать бизнесу? У нас есть ресурсы, которые мы можем предложить. Компании уже недостаточно просто разместить свой логотип на сайте или развесить объявления о стажировках. Нужны проекты — кобрендинговые мероприятия, подразумевающие совместную организацию или проведение мероприятия компании на площадке университета, позиционирование в среде выпускников, включающее рекламу на сайте, рассылку, промостенды на мероприятиях, помощь в подготовке кадров, разработку образовательных программ для сотрудников компании, совместные научные исследования. В фандрайзинге должны быть профессиональные управленцы и в сфере менеджмента, и в сфере маркетинга, они должны хорошо разбираться в структуре университета, его проблемах и понимать его преимущества.

— Проекты должны быть настолько интересны, чтобы от участия в них невозможно было отказаться, — убеждена глава фонда МГИМО. — Когда состоялся масштабный проект — 70-летие МГИМО, отношение к фонду изменили сразу нескольких выпускников — крупных бизнесменов, которым мы семь лет безответно отправляли письма. После того, как они увидели это мероприятие по федеральному телеканалу в Кремле, сами стали звонить: почему вы нас не пригласили. Сейчас внимательнее к нам относятся. Есть и другой пример грамотно разработанных проектов. Наш выпускник возглавляет компанию, но не захотел поддерживать вуз. Тогда я пришла не к собственнику, а в маркетинговый отдел корпорации. В итоге мы сотрудничаем, потому что им это выгодно для решения своих задач, а не потому что их руководитель закончил МГИМО.

В российских вузах пока недооценивают потенциал выпускников. Это — не только деньги, это бренд вуза, лоббирование его интересов, партнерство, трудоустройство

Грамотно организованный фандрайзинг способен не только материально поддержать вуз, но и вызвать к жизни новые университетские традиции. Об этом говорит опыт работы эндаумент-фонда УрФУ. Проректор УрФУ по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер рассказал о проекте «Лучшие преподаватели УрФУ глазами студентов»:

— Это был политически очень сложный проект, когда формировалась новая традиция. Далеко не все члены нашей команды были готовы признать за студентами право выбирать достойных преподавателей, да еще по своим правилам. Если бы не было поддержки эндаумента, возможно, эта традиция не сложилась бы. Другая ежегодная традиция — торжественное вручение дипломов. Университет практически не вкладывается в это дорогостоящее мероприятие — это делает эндаумент-фонд. Мы делаем акцент на том, чтобы создать финансовый и проектный поток, активно вовлекаем людей. 56 млн рублей, которые мы собрали в эндаумент — результат участия почти 5 тыс. человек. Вероятно, можно было сделать это проще, но мы уверены, что именно вовлечение широкого сообщества в работу фонда целевого капитала — правильный путь.

— Только когда эндаумент-фонд сможет создать вокруг себя мощную среду участия и поддержки в его проектах, будет решаться его ключевая задача — продвижение университета, — поставил точку в дискуссии генеральный директор CASE Europe Джон Миддлтон. — В вузах США этой цели подчинена работа всей университетской команды. Ректор, например, уделяет работе с выпускниками и фандрайзингу до 75% своего времени.

Умение привлекать внебюджетные средства отечественным вузам крайне необходимо именно в нынешних реалиях, когда перед высшей школой стоит задача укреп­ления финансовой самостоятельности. В лидерах будут те, кому удастся сочетать программу развития университета с эффективной фандрайзинговой стратегией, ключевое место в которой будет уделено работе с выпускниками.

Эндаумент-фонды вузов создаются навечно, доходы идут на реализацию проектов, в том числе инициированных студентами. Эндаумент нацелен на получение дохода за счет инвестирования средств, но в 99% случаев использует низкорисковые инструменты инвестирования (например, гособлигации). Средства передаются в доверительное управление специализированным управляющим компаниям.
Эндаумент фактически формирует стабилизационный фонд развития университета на долгосрочную перспективу, с тем чтобы предохранить финансовый организм вуза от неизбежных рисков, являющихся результатом изменений условий рынка. Ежегодные доходы от инвестирования его имущества могут быть направлены на зарплаты сотрудникам, стипендии бакалаврам, магистрам и аспирантам, финансирование исследовательских программ и программ финансовой помощи, которые позволяют принимать способных студентов независимо от их платежеспособности. Целевой капитал может также использоваться для финансирования крупных инфраструктурных проектов вуза, например, строительства нового корпуса.    
 
История эндаументов началась более 1800 лет назад. Первым такой механизм финансирования учебных заведений использовал римский император Марк Аврелий, чтобы поддержать философские школы. Старейшими энадументами, дожившими до наших дней, считаются целевые фонды британских университетов, которым более 500 лет. Известно, что в 1502 году леди Маргарет Бюфорт, бабушка короля Генриха VIII, внесла пожертвования на создание кафедр богословия в Оксфорде и Кембридже. Треть зарубежных эндаументов созданы с помощью наследного капитала.    
 

 

Словарь фандрайзера

 

  • Фандрайзинг — процесс поиска и привлечения ресурсов для реализации проекта.
  • Грант — целевая безвозмездная субсидия, выдаваемая грантодающей организацией отдельному лицу, коллективу или организации на конкурсной основе для реализации конкретного проекта или программы.
  • Грантополучатель — организация, коллектив или отдельное лицо, являющееся непосредственным получателем финансовой помощи, предоставляемой грантодающей организацией на реализацию определенного проекта;
  • Грантодающая организация, или донор — юридическое лицо, оказывающее финансовую поддержку организациям, частным лицам или коллективам на конкурсной основе в виде грантов, стипендий и премий;
  • Заявка на грант — документ, содержащий описание проекта, с указанием предполагаемых результатов, а также ресурсов, необходимых для их получения, оформленный в соответствии с требованиями грантодателя и направляемый в конкурсную комиссию грантодающей организации;
  • Фонд — благотворительная организация, оказывающая безвозмездную целевую финансовую поддержку учреждениям, коллективам и частным лицам для реализации их проектных идей.      

Самый известный международный эндаумент-фонд — Нобелевский. Согласно завещаниюАльфреда Нобеля, средства, вырученные от продажи его собственности, вложены в ценные бумаги, а премии ученым выдаются с процентов от прибыли. На момент смерти Нобеля его состояние оценивалось в 212 млн долларов, а активы Нобелевского фонда сегодня превышают 500 миллионов. Это позволяет ежегодно выдавать каждому лауреату Нобелевской премии не менее 1 млн долларов.

 

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски