Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Биеннале. Итоги

3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства завершила свою работу.

Текст материала

3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства завершила свою работу.

Алиса Прудникова и другие организаторы и кураторы главного уральского события этой осени вспоминают, как это было.

Два месяца. 63 дня. 61 художник из 21 страны. 53 площадки. 11 городов Уральского региона. 3500 километров, проделанных художниками на автобусе по всему региону. 9 индустриальных предприятий, ставших партнерами биеннале. 20 тысяч зрителей в «Исети». 100 тысяч зрителей всего. 3 выставочных проекта. 10 этажей. 108 номеров. 15 арт-медиаторов. 444 экскурсии. 5200 человек, которые прошли эти экскурсии вместе с медиаторами. Около 15 групп и до 180 человек в день. 252 школьника, посетивших творческие мастерские. 6 постановок в рамках перформанс-платформы. 4 премьерных спектакля. 30 показов этих спектаклей. 2000 зрителей, пришедших на них. Более 1000 человек, вовлеченных во все эти проекты...

– Биеннале не прошла бесследно ни для одного участника, – рассказывает комиссар биеннале Алиса Прудникова. – Все мы пережили ее душой, телом, всем организмом. Это один из самых энергозатратных проектов, с которыми я встречалась в жизни. С одной стороны, все очень устали, и есть определенная радость, что все это закончилось. С другой, это всегда грустный момент, когда такой большой проект подходит к концу.

Грусть на лицах участников заключительной пресс-конференции 3-й Уральской индустриальной биеннале видна невооруженным глазом – но вместе с ней видна и гордость от проделанной работы.

– Бюджет проекта был в этом году чрезвычайно кризисный, – продолжает свой рассказ Алиса Прудникова. – Надо понимать тот факт, что мы испытали очень серьезное сокращение бюджета в декабре 2014 года и получили сумму в два раза меньше. Базовый бюджет – 16 с половиной миллионов рублей, которые мы получили от трех главных учредителей: это Министерство культуры РФ, город Екатеринбург и Правительство Свердловской области. Остальные средства – около 10 миллионов – это те деньги, которые являются привлеченными ресурсами. Их источники – международные партнеры, это спонсоры, это те институции, которые поддерживали художников, которые приезжали на площадку. При всем этом мы смогли вывести проект на совершенно новый уровень. Большую роль, конечно, сыграла тема мобилизации. Как корабль назовешь – так он и поплывет. Эту тему мы придумали в 2013 году, и она определила как бытие, так и сознание. Тема обязывает ответить на вопрос, на что мы, собственно, мобилизовались. Прежде всего, это была мобилизация всех интеллектуальных ресурсов за год до проекта серией семинаров и мастер-классов. Удалась и наша образовательная программа под кодовым названием «биеннале каждый день» – мероприятия действительно происходили в ежедневном режиме: специалисты разных дисциплин готовили спецкурсы и лекции о том, как говорить о биеннале разными языками: философским, урбанистическим, архитектурным, филологическим. Все это делалось для того, чтобы расширить рамки того, о чем же все-таки мы говорим. А говорим мы о том, что искусство – оно растворено в современном мире, в действительности, в нашей с вами повседневности.

«Исеть»

Знаменитый памятник архитектуры конструктивизма, один из символов города, заброшенная гостиница, часть архитектурного комплекса с большой, полной тайн историей – гостиница «Исеть» во многом определила специфику биеннале. А сама биеннале теперь определит будущую судьбу этого здания.

Фото: Гоша Сапожников

– «Исеть» – это антивыставочное пространство, ни один нормальный человек не стал бы тут делать выставку, – говорит Алиса Прудникова. – Это был настоящий вызов для кураторов. И они восприняли это очень бодро, с энтузиазмом. Историю с отдельными комнатками-номерами они смогли осмыслить, превратить в цельный рассказ.

Многим зрителям полюбился исследовательский проект «Городок чекистов: от утопии к авангарду», расположившийся на девятом этаже гостиницы, в котором разными способами анализировалась историческая и культурная значимость этого архитектурного комплекса.

– Для нас было важно, чтобы люди, пришедшие в «Исеть», смогли не только посмотреть на современное искусство, но и узнать больше о том месте, куда они попали, – рассказывает куратор проекта Илья Шипиловских. – Мы сделали выставку-справочник, предназначенную как для приезжих кураторов и художников, так и для жителей нашего города, которые теперь смогли получше узнать эту архитектурную доминанту. Это уникальное здание и с архитектурной, и с исторической точки зрения. Оно многое пережило... Мы хотели вдохнуть жизнь, придать какой-то импульс жителям городка. После биеннале внимание общественности привлечено к этому месту. А мы получили грант на то, чтобы продолжать работу с городком. В течение ближайших месяцев мы будем реализовывать проект, который будет непосредственно связан с этим местом. Одним из первых этапов проекта будет создание веб-сайта, на котором будет выложена вся информация, которая была нами собрана, – на выставке была представлена только треть материалов. Плюс на выставку приходили сами жители городка и делились с нами материалами – эти сведения тоже станут доступны.

– Судьба «Исети» уже никогда не будет прежней, – заявляет Алиса Прудникова. – Теперь она и весь городок чекистов – в заявке на включение в список архитектурных памятников ЮНЕСКО. Этот список будет рассмотрен в Петербурге на международном культурном форуме 14 декабря. В скором времени «Исеть» должна пройти реконструкцию. А потом она будет искать нового арендатора. Мы недавно обсуждали, что нам ужасно не хочется из «Исети» уходить. У нас есть глобальная идея – сделать из нее арт-отель, в котором каждый номер был бы уникальным, в котором одни этажи были бы жилыми, а другие отведены под мастерские художников. Это не ноу-хау, такие истории существуют по миру. Мы уже начали этим заниматься. Для «Исети» это было бы суперперспективой, гораздо более интересной, чем быть просто гостиницей «три с минусом звезды». К тому же скоро Чемпионат мира, когда нам надо будет как-то интересно представлять город. Кроме того, в документации по реконструкции уже отмечено место для функционирования культурного центра на двух этажах.

Фото: Вячеслав Солдатов

Заводы

Уральская биеннале всегда ставила акцент на то, что она – индустриальная. Работа с заводами на этот раз вышла на новый уровень.

–  Мы с художниками сели в автобус и в течение двух недель посмотрели 12 городов в регионе, – говорит Женя Чайка, куратор программы арт-резиденций. – Нас пускали в тайные помещения заводов, в цеха, нам можно было смотреть, слушать, трогать все, что угодно. С тремя заводами нам удалось взаимодействовать на глубоком уровне. Я говорю об Артинском сельскохозяйственном заводе, о фарфоровом сысертском заводе и комбинате «Магнезит» в Челябинской области. Нам удалось реализовать важную миссию – поработать с заводами с точки зрения предоставления производственных ресурсов для создания художественных работ. К примеру, коса, которую вы видели в подвале, была создана по индивидуальному заказу Стефана Тиде и по его чертежам, а фарфоровый завод своим производством помог нам сделать три проекта.

Фото: Гоша Сапожников

– Мы всегда говорим, что индустриальность заключается не только в том, что мы работаем с заводскими пространствами, – подхватывает Алиса. – Это некая глобальная исследовательская тема, это ткань, с которой мы работаем. В этом плане я бы хотела упомянуть проект ГЦСИ «Заводы. Прямая речь» Кати Бочивар – один из самых эстетских проектов биеннале, в котором мы поработали с форматом тотальной инсталляции. Материал для него был собран на четырех заводах. Были у нас спецпроекты и в Екатеринбурге. Был завод Уралхиммаш, где прекрасную инсталляцию делал Микеле Джангранде. Первый раз мы работали с заводом, который стал не просто принимающей площадкой, но и полноправным участником – рабочие вовлекались в процесс изготовления, менеджмент завода предлагал свои решения. Все это для нас – очень интересный и новый опыт.

Фото: Андрей Сергеев

– Теперь можно уверенно говорить, что мы работаем с уральским регионом в целом, – продолжает Женя Чайка. – И нашими проектами мы знакомим с регионом его жителей. Мы рассказываем о тех заводах, которые у нас есть, даже о том, где они находятся, и, иной раз, как туда добраться. Получается любопытный эффект, наши заводы – это не просто серые здания с ленточными окнами. Это люди, с которыми мы работали. Когда я рассказываю об опыте отношений с инженерами, с рабочими, я вижу, что мы открываем эти профессии для людей.

Перформансы

Важным элементом биеннале стала перформанс-платформа, которая базировалась в здании типографии «Уральский рабочий». Подробнее об этом рассказывает директор платформы Олга Комлева:

– Перформанс-платформа биеннале изначально мыслилась как площадка для глобального театрального эксперимента. Если в прошлые годы это были разовые проекты, то в этом платформа длилась ровно столько же, сколько и основная программа. Спектакли создавались специально для биеннале, для показов в маргинальном помещении заброшенной типографии. Программа была задумана, чтобы показать сценическую мощь города, в ней поучаствовали ведущие актеры города, а музыку писали и «4 позиции Бруно», и люди из Уральской консерватории. Главным хитом стал «Пролом» с Олегом Ягодиным.

Фото: Гоша Сапожников

Публика

Новинкой 3-й Уральской биеннале стала программа арт-медиации. Полтора десятка человек работали на площадке «Исети» и водили экскурсии – объясняли публике, в чем смысл той или иной работы, вступали с ними в диалог, помогали трактовать по-своему и искать ответы в себе.

Фото: Гоша Сапожников

– По нашей статистике, те, кто проходили экспозиции с медиаторами, выходили со 100%-позитивным впечатлением, а у тех, кто проходил сам, впечатления зачастую были сложными, – говорит Алиса Прудникова. – То, что всего по билетам в «Исеть» прошли 20 000 человек – очень серьезная цифра. Мимо наших окон прошел весь город, а фотографии с нашими светящимися коридорами увидело полмира.

Кроме того, впервые на уральской биеннале велась работа с детьми – медиаторы помогали им понять язык, на котором говорит современное искусство, найти способы для коммуникации. По словам организаторов, дети оказались самой благодарной аудиторией из-за открытости к восприятию и отсутствию внутренних зажимов.

Значение

В рамках интеллектуальной программы биеннале прошел симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации. Не самый заметный с точки зрения публики, он стал одним из важнейших событий последних двух месяцев.

– То, что мы вышли на новый уровень, подтверждается огромной делегацией профессионалов со всего мира. Во многом ради этого биеннале и создавалось – чтобы войти в сонм больших проектов, когда ты видишь на улицах города директора гаванской биеннале, директора биеннале в Японии. Идея о том, что биеннале помещает город на культурную карту мира, себя оправдала – мы стали жирной точной на карте мира. И я этим очень горжусь.

***

3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства завершила свою работу. О том, какое влияние она произвела на регион, говорить пока рано – это станет видно только по прошествии времени. Но в том, что влияние это будет колоссальным, сомнений нет. А если абстрагироваться от таких глобальных вещей, то это были два насыщенных и увлекательных месяца.

Естественным образом назревает вопрос, что же будет с Уральской биеннале дальше. Информации пока немного, но она есть: следующая биеннале состоится в 2017 году и будет посвящена столетию революции. Большую роль в ней примет Гаванская биеннале. А перед организаторами теперь стоит задача – найти новое пространство, которое бы, по словам Прудниковой, «не померкло бы рядом с величием гостиницы «Исеть». Кроме того, нас ждет серьезная образовательная программа – «университет биеннале». Ждать осталось не так уж и долго.

 

Дмитрий Ханчин, 11 ноября 2015

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова