Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

...В меняющемся мире

Пермский краеведческий музей напомнит посетителям, в каком геологическом периоде мы живём. Руководитель отдела природы Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина рассказывает о новом проекте музея — «Добро пожаловать в антропоцен».

Текст материала

Оказывается, в Пермском крае больше нет выхухоли. Ещё полвека назад была — а сейчас нет ни одной особи. Буквально в прошлом году ураган на Кубе полностью уничтожил популяцию милейшей водяной крысы — не могут найти ни одного гнездовья. Вот так: раз — и целый биологический вид исчез... «Мир меняется. То, с чем мы росли, остаётся только в музеях, а снаружи мир вымирает», — с таким мрачным предисловием руководитель отдела природы Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина начала рассказ о новом проекте музея — «Добро пожаловать в антропоцен».
антропоцен

«Добро пожаловать в антропоцен» — проект-победитель грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Открытая коллекция». Замысел пермских музейщиков — заново представить зрителям зоологические и энтомологические коллекции, а также гербарии: их в запасниках огромное количество, но выставлять их негде. Согласно идеям авторов проекта, важно не просто сообщить, что музей хранит множество засушенных жуков и бабочек, но дать понять, что именно в этих коллекциях фиксируется и сохраняется стремительно проносящаяся мимо нас история биологических видов.

Этот проект удивительно подходит к названию потанинского конкурса — «Меняющийся музей в меняющемся мире». Пермские музейщики говорят именно об этом: мир не просто меняется, он меняется глобально, неотвратимо и стремительно, и это заставляет музеи пересмотреть свои функции и повышает их ответственность перед человеком и историей.

Отправной точкой проекта стало понятие антропоцена. Этот термин появился около 20 лет назад: именно тогда впервые была сформулирована теория о том, что предыдущая геологическая эпоха — голоцен — завершилась и начался антропоцен, названный так из-за высокой степени антропогенного воздействия на биосферу. Для того чтобы зафиксировать новый геологический период, нужно как минимум два фактора: во-первых, массовое вымирание биологических видов и появление новых, а во-вторых, изменение химического состава земной коры. Именно изменение химического состава земной коры называют «золотым гвоздём» — оно является границей между геологическими периодами. Так, в конце мезозойской эры, когда вымерли динозавры, отмечено повышение в земной коре количества иридия, принесённого на Землю гигантским метеоритом.

Оба фактора в истории с антропоценом срабатывают: массовое вымирание видов зафиксировано, оно связано в первую очередь с активной вырубкой лесов; химический состав земной коры тоже изменился — появилось огромное количество пластикового мусора, а также радиоактивных элементов, накапливающихся в результате ядерных испытаний. Вот почему в августе 2016 года на Международном геологическом конгрессе в Кейптауне учёные официально объявили о том, что голоцен завершён и начался антропоцен.

У этой точки зрения всё ещё есть противники, но их принципиально меньше, чем сторонников. Кроме того, идут споры о том, где именно «забить» «золотой гвоздь» и начать отсчёт новой геологической эры. Большинство учёных называют середину ХХ века — начало активных ядерных испытаний, но есть и сторонники 1800-х годов — начала промышленной революции, и даже отметки в 40 тыс. лет назад — появления человека. Так или иначе, но новый геологический слой Земли мы своей деятельностью обеспечили.

В последнее время прошло несколько больших международных конференций музейщиков, где специалисты обменивались точками зрения о том, как музей должен изменить свою функцию, раз уж человек стал такой сокрушительной силой.

Команда Юлии Глазыриной считает, что нужно как можно больше говорить об этом, напоминать о том, что человек сегодня — важнейший фактор формирования окружающей среды, всех её составляющих — от атмосферы до литосферы. В рамках проекта «Добро пожаловать в антропоцен» разработана система подхода к музейной деятельности, общий посыл которой — не производить лишнего, не приближать катастрофу. Отныне музейные афиши печатаются на бумаге вторичного производства, а бумага для внутренней циркуляции обязательно используется с двух сторон. Даже в сувенирной продукции соблюдается этот принцип: сувенирные стикеры делаются двусторонними, чтобы ничего не выбрасывать.

Один из главных способов стать антропоцен-френдли — активнее переходить на небумажные коммуникации. Чем больше виртуальной реальности, тем лучше для окружающей среды. Поэтому свои старые коллекции, запечатлевшие биологическое разнообразие Уральского региона столетней давности, коллектив музея будет представлять в мультимедийной версии. Для того чтобы сделать это как можно более креативно, пригласили художника с причудливым именем Аксель Страшной. Корни у него российские, сам он аргентинец, живёт в Финляндии. Специальность художника — научно-популярное творчество, и он один из ведущих мастеров этого направления в мире.

Среди его проектов — фильм для полнокупольных планетариев «Полярное сияние». Он не только создаёт имитацию зрелищного природного явления в помещении планетария, но и рассказывает о людях, которые это явление изучают и фиксируют. Ещё один фильм Акселя Страшного рассказывает об экспедиции Нильса Адольфа Эрика Норденшельда, норвежского географа XIX века, который первым прошёл по Северному морскому пути из Норвегии в Японию. Интересно, что в фильме учёных позапрошлого века играют их современные коллеги.

Самый нашумевший проект художника называется «Неомилодон». История такая. В высокогорных пещерах Патагонии, где очень сухой воздух, сохранились шкуры ископаемого гигантского ленивца — милодона, и сохранились так прекрасно, что кажется, будто животное всё ещё существует. Энтузиасты-криптозоологи до сих пор собирают экспедиции на его поиски.

Останки милодона хранятся в шести музеях мира, и в этих шести музеях Аксель показал передвижную выставку, где собрал фейковые доказательства существования неомилодона — современного потомка ископаемого зверя. С одной стороны, остроумный розыгрыш, а с другой — стимул для любопытных погрузиться в тему и начать собственные исследования.

Такой подход к музейной тематике очень соответствует замыслам Юлии Глазыриной и её коллег о том, как заново открыть для посетителей старые коллекции отдела природы и связать эту подачу с проблемой биоразнообразия в эпоху антропоцена. Каким именно проектом завершится сотрудничество пермского музея и аргентинско-финского художника, пока неизвестно. Аксель Страшной только начал знакомство с коллекциями, результат он намерен предъявить в сентябре.

Между тем программа «Добро пожаловать в антропоцен» уже идёт. Создан её фирменный стиль — им занимался пермский художник Пётр Стабровский. Фирменные цвета «Антропоцена» — чёрный и белый. В этой строгой гамме художник создал логотип проекта — круглая белая Земля на фоне чёрного пространства.

Этот белый круг может превращаться в лупу, в иллюминатор, который, будучи наведённым на предмет, фокусирует на нём зрительское внимание. Очень полезный инструмент.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вышли в людики
24 сентября 2012
Московские новости
Вышли в людики
Музеи, которые нас изменили
21 сентября 2012
«Частный корреспондент»