Назад

...В меняющемся мире

Пермский краеведческий музей напомнит посетителям, в каком геологическом периоде мы живём. Руководитель отдела природы Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина рассказывает о новом проекте музея — «Добро пожаловать в антропоцен».

Текст материала

Оказывается, в Пермском крае больше нет выхухоли. Ещё полвека назад была — а сейчас нет ни одной особи. Буквально в прошлом году ураган на Кубе полностью уничтожил популяцию милейшей водяной крысы — не могут найти ни одного гнездовья. Вот так: раз — и целый биологический вид исчез... «Мир меняется. То, с чем мы росли, остаётся только в музеях, а снаружи мир вымирает», — с таким мрачным предисловием руководитель отдела природы Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина начала рассказ о новом проекте музея — «Добро пожаловать в антропоцен».
антропоцен

«Добро пожаловать в антропоцен» — проект-победитель грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Открытая коллекция». Замысел пермских музейщиков — заново представить зрителям зоологические и энтомологические коллекции, а также гербарии: их в запасниках огромное количество, но выставлять их негде. Согласно идеям авторов проекта, важно не просто сообщить, что музей хранит множество засушенных жуков и бабочек, но дать понять, что именно в этих коллекциях фиксируется и сохраняется стремительно проносящаяся мимо нас история биологических видов.

Этот проект удивительно подходит к названию потанинского конкурса — «Меняющийся музей в меняющемся мире». Пермские музейщики говорят именно об этом: мир не просто меняется, он меняется глобально, неотвратимо и стремительно, и это заставляет музеи пересмотреть свои функции и повышает их ответственность перед человеком и историей.

Отправной точкой проекта стало понятие антропоцена. Этот термин появился около 20 лет назад: именно тогда впервые была сформулирована теория о том, что предыдущая геологическая эпоха — голоцен — завершилась и начался антропоцен, названный так из-за высокой степени антропогенного воздействия на биосферу. Для того чтобы зафиксировать новый геологический период, нужно как минимум два фактора: во-первых, массовое вымирание биологических видов и появление новых, а во-вторых, изменение химического состава земной коры. Именно изменение химического состава земной коры называют «золотым гвоздём» — оно является границей между геологическими периодами. Так, в конце мезозойской эры, когда вымерли динозавры, отмечено повышение в земной коре количества иридия, принесённого на Землю гигантским метеоритом.

Оба фактора в истории с антропоценом срабатывают: массовое вымирание видов зафиксировано, оно связано в первую очередь с активной вырубкой лесов; химический состав земной коры тоже изменился — появилось огромное количество пластикового мусора, а также радиоактивных элементов, накапливающихся в результате ядерных испытаний. Вот почему в августе 2016 года на Международном геологическом конгрессе в Кейптауне учёные официально объявили о том, что голоцен завершён и начался антропоцен.

У этой точки зрения всё ещё есть противники, но их принципиально меньше, чем сторонников. Кроме того, идут споры о том, где именно «забить» «золотой гвоздь» и начать отсчёт новой геологической эры. Большинство учёных называют середину ХХ века — начало активных ядерных испытаний, но есть и сторонники 1800-х годов — начала промышленной революции, и даже отметки в 40 тыс. лет назад — появления человека. Так или иначе, но новый геологический слой Земли мы своей деятельностью обеспечили.

В последнее время прошло несколько больших международных конференций музейщиков, где специалисты обменивались точками зрения о том, как музей должен изменить свою функцию, раз уж человек стал такой сокрушительной силой.

Команда Юлии Глазыриной считает, что нужно как можно больше говорить об этом, напоминать о том, что человек сегодня — важнейший фактор формирования окружающей среды, всех её составляющих — от атмосферы до литосферы. В рамках проекта «Добро пожаловать в антропоцен» разработана система подхода к музейной деятельности, общий посыл которой — не производить лишнего, не приближать катастрофу. Отныне музейные афиши печатаются на бумаге вторичного производства, а бумага для внутренней циркуляции обязательно используется с двух сторон. Даже в сувенирной продукции соблюдается этот принцип: сувенирные стикеры делаются двусторонними, чтобы ничего не выбрасывать.

Один из главных способов стать антропоцен-френдли — активнее переходить на небумажные коммуникации. Чем больше виртуальной реальности, тем лучше для окружающей среды. Поэтому свои старые коллекции, запечатлевшие биологическое разнообразие Уральского региона столетней давности, коллектив музея будет представлять в мультимедийной версии. Для того чтобы сделать это как можно более креативно, пригласили художника с причудливым именем Аксель Страшной. Корни у него российские, сам он аргентинец, живёт в Финляндии. Специальность художника — научно-популярное творчество, и он один из ведущих мастеров этого направления в мире.

Среди его проектов — фильм для полнокупольных планетариев «Полярное сияние». Он не только создаёт имитацию зрелищного природного явления в помещении планетария, но и рассказывает о людях, которые это явление изучают и фиксируют. Ещё один фильм Акселя Страшного рассказывает об экспедиции Нильса Адольфа Эрика Норденшельда, норвежского географа XIX века, который первым прошёл по Северному морскому пути из Норвегии в Японию. Интересно, что в фильме учёных позапрошлого века играют их современные коллеги.

Самый нашумевший проект художника называется «Неомилодон». История такая. В высокогорных пещерах Патагонии, где очень сухой воздух, сохранились шкуры ископаемого гигантского ленивца — милодона, и сохранились так прекрасно, что кажется, будто животное всё ещё существует. Энтузиасты-криптозоологи до сих пор собирают экспедиции на его поиски.

Останки милодона хранятся в шести музеях мира, и в этих шести музеях Аксель показал передвижную выставку, где собрал фейковые доказательства существования неомилодона — современного потомка ископаемого зверя. С одной стороны, остроумный розыгрыш, а с другой — стимул для любопытных погрузиться в тему и начать собственные исследования.

Такой подход к музейной тематике очень соответствует замыслам Юлии Глазыриной и её коллег о том, как заново открыть для посетителей старые коллекции отдела природы и связать эту подачу с проблемой биоразнообразия в эпоху антропоцена. Каким именно проектом завершится сотрудничество пермского музея и аргентинско-финского художника, пока неизвестно. Аксель Страшной только начал знакомство с коллекциями, результат он намерен предъявить в сентябре.

Между тем программа «Добро пожаловать в антропоцен» уже идёт. Создан её фирменный стиль — им занимался пермский художник Пётр Стабровский. Фирменные цвета «Антропоцена» — чёрный и белый. В этой строгой гамме художник создал логотип проекта — круглая белая Земля на фоне чёрного пространства.

Этот белый круг может превращаться в лупу, в иллюминатор, который, будучи наведённым на предмет, фокусирует на нём зрительское внимание. Очень полезный инструмент.

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне