На фестивале «Интермузей» состоялась панельная дискуссия «Музей как платформа развития креативных индустрий. Путь к сотворчеству», участником которой стала генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева. В разговоре также приняли участие эксперты в области культуры, креативной экономики и музейного менеджмента. Основными вопросами для обсуждения стали взаимодействие музеев с представителями креативных индустрий, поиск эффективных форм партнерства и вызовы, возникающие в процессе совместного создания культурного продукта.
Оксана Орачева:
Креативная составляющая сегодня может присутствовать абсолютно везде, музеи – не исключение. Когда в 2021 году мы запускали конкурс “Креативный музей”, уже были уверены, что музей – больше чем музей, в том числе с точки зрения креативной экономики. С момента появления конкурса до момента принятия закона мы поддержали 60 разнообразных проектов, которые показывают, что все направления, включенные сегодня в закон, присутствовали в проектной деятельности музеев. В нашем конкурсе заложен важный обязательный элемент, который помогает музеям меняться во взаимодействии с креативными индустриями. Этот элемент – партнерство.
Михаил Гнедовский, музеолог, кандидат исторических наук и руководитель магистратуры «Наследие в современных культурных практиках» в Московской высшей школе социальных и экономических наук определил музеи как ресурсную базу и фабрику новых смыслов. Он подчеркнул, что инновации не возникают в пустоте, и именно музей выступает той «нулевой точкой», от которой можно оттолкнуться при создании чего-то принципиально нового в креативных индустриях.
Заместитель генерального директора Агентства креативных индустрий Дарья Шамрай акцентировала внимание на потенциале монетизации музейных активов, от разработки лицензионных коллекций до интеграции в городские фестивали и развитие сувенирных магазинов. Она представила кейсы успешного взаимодействия московских музеев с дизайнерами и анимационными студиями, где результатом становятся не только интересные проекты, но и рост интереса к музейным брендам.
Международный контекст представила член наблюдательного совета ИКОМ Кыргызстана, искусствовед, эксперт по культурному наследию, креативным индустриям, основатель международной резиденции Solar Sign Чолпон Тентиева. Эксперт рассказала о создании первого в мире Парка креативных индустрий и механизмах налоговой поддержки культурных предпринимателей. Она подчеркнула, что музеям важно не поддаваться на поверхностное заигрывание с модой на креативность, а сохранять свой внутренний стержень — быть пространствами смыслов и человеческого взаимодействия.
Генеральный директор Музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина поделилась опытом институции как «производителя идей» и хаба, интегрирующего художественные практики в музейную среду. Она рассказала о трансформации музейной инфраструктуры, запуске авторского кафе, триеннале современного текстиля и фестивале исторических садов, где новые форматы включают сотрудников, художников и аудиторию в единый креативный процесс. Также Елизавета подчеркнула, что сегодня креативные индустрии — это целая экосистема, где рождаются новые смыслы и выстраиваются отношения между авторами и обществом.
Креативный директор FP7 McCann Иван Бормайстер отметил, что сегодня открывается много возможностей для взаимодействия между музеями и представителями креативных индустрий. По его мнению, именно открытость к коллаборациям становится важным ресурсом для культурных институций. Иван отметил, что существует огромный потенциал для совместной работы, где креативные умы и музеи могут не только усиливать друг друга, но и вместе создавать новые форматы, интересные широкой аудитории.
Генеральный директор Дома культуры «ГЭС-2» Артем Бондаревский в свою очередь обратил внимание на значение партнерства и сообществ в современной культурной практике. Он подчеркнул, что ни одно из мероприятий институции не реализуется в одиночку — всегда необходима поддержка извне, вне зависимости от масштаба организации. По его словам, именно сотрудничество внутри культурного и креативного сообщества создает условия для появления новых идей, стимулирует экономику и расширяет целевую аудиторию проектов.
В завершении дискуссии участники сошлись во мнении, что будущее креативных индустрий — за горизонтальными связями, культурным сотворчеством и признанием музея не только как хранителя прошлого, но и как площадки для создания будущего.
Модератором дискуссии выступила Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы.
Тема креативных музеев раскрывалась на фестивале «Интермузей» не только через экспертные обсуждения, но и через представление лучших практик на выставке «Лабиринт музейного опыта», которая работала в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Выставочное пространство представляло собой лабиринт, в котором посетители могли изучить различные аспекты музейной деятельности, включая сувенирную продукцию, продвижение музея и сами экспозиции. Среди участников выставки было много проектов, которые получили поддержку Фонда в конкурсах «Креативный музей» и «Музей 4.0».