— Сейчас проходит последняя неделя форума «Музейный гид — 2022», мероприятие близится к завершению. Расскажите, что было в этом форуме нового, примечательного и интересного по сравнению с предыдущими?
— В этом году форум «Музейный гид» был построен немного иначе, чем обычно. Мы решили отказаться от привычного короткого мероприятия в пользу марафона. В этом формате мы увидели ряд преимуществ, в частности возможность поговорить о музейной деятельности и культуре без гонки, разобрать ключевые вопросы детально, рассматривая их со всех сторон, без необходимости упаковывать интересную программу в узкие временные рамки.
Марафон был построен так, чтобы участники смогли не только перенять опыт социокультурного проектирования, которым делились спикеры форума, но и применить его на практике. За счет увеличения продолжительности форума появилась возможность углубленного изучения проектов с разных сторон: не нужно было торопиться и показывать их пунктирно. Наоборот, участники смогли погрузиться в социокультурное проектирование, проанализировать сложности, с которыми сталкиваются проектировщики, создавая новые продукты или реализуя новые проекты.
И конечно, благодаря новому формату больше людей смогли стать участниками марафона, присоединившись к нему на разных этапах. С материалами форума можно будет познакомиться и позже, в записи, но уже сейчас благодаря поддержке наших партнеров — «ВКонтакте» и радио «Культура» — видеолекции экспертов собрали более 800 тысяч просмотров.
— Форум — ежегодное мероприятие, которое проводится в рамках программы «Музей без границ». Сегодня программа представлена тремя конкурсами, которые поддерживают разные музейные проекты: «Музей 4.0», «Индустриальный эксперимент» и «Креативный музей». Когда планируется старт новых циклов конкурсов и будут ли в них какие-то нововведения?
— Традиционно мы запускаем конкурсный сезон осенью: все привыкли, что новое должно начинаться в сентябре, вместе с началом учебного года. Схожим образом все происходило и в этом году, но к музейным конкурсам мы применили другой подход. Благодаря музейному марафону мы погрузили людей в проблематику проектирования актуальных музейных идей, познакомили с инструментами, поделились лайфхаками. А после завершения «Музейного гида» мы будем последовательно, но очень концентрированно запускать конкурсы.
Иными словами, сначала мы провели часть информационной кампании, затронув важные для музейного проектирования темы и предоставив возможность изучить полезные материалы на сайте форума, а после завершения процесса перейдем к активной части, когда вчерашние слушатели смогут стать участниками конкурсов. До конца года мы планируем с небольшим интервалом запустить все три музейных конкурса: «Музей 4.0», «Индустриальный эксперимент» и «Креативный музей».
Таким образом, в этом году мы развели во времени обсуждение актуальных музейных тем и подачу заявок. Нам еще предстоит узнать, как изменение в графиках конкурсов отразится на активности заявителей. Но с точки зрения музейного проектирования это должно сработать отлично, ведь именно вокруг этой темы и был выстроен марафон.
Опыт показал, что мы можем сделать этап приема заявок более компактным. Проанализировав сроки подачи заявок за последние пару лет, мы увидели, что до 40 процентов подается в последние две недели, а на начальном этапе конкурса заявки практически отсутствуют. Это особенно актуально для стипендиального конкурса: мы видим тысячи подающих заявки прямо перед дедлайном. Такая статистика позволила нам оптимизировать процесс: начиная с этого конкурсного сезона мы будем отводить на подачу заявок меньше времени, в то время как информационная кампания конкурса будет стартовать раньше. Это даст людям возможность начать думать над заявкой раньше, а непосредственно к ее заполнению приступить позже.
Еще одно нововведение связано с конкурсным циклом. За долгую историю выделения грантовых средств в результате открытых конкурсов мы привыкли, что конкурсный цикл занимает много месяцев — от момента объявления конкурса до объявления победителей может проходить больше полугода. В результате люди приступают к реализации проекта только в следующем сезоне, то есть между идеей и ее реализацией может пройти год. Это неудобно, ведь за год обстоятельства могут измениться. Во время пандемии, когда от нас требовалось значительно ускорить процесс принятия решений, в рамках антикризисных конкурсов мы попробовали другие подходы к экспертизе. И с этого года решили внедрить подход, который позволит нам сократить время между возникновением идеи грантовой заявки и получением финансирования на ее реализацию: экспертиза будет проходить в один тур, но при этом увеличится количество экспертов, что позволит сохранить объективность.
Сегодня время летит быстро, и наши инструменты должны этому соответствовать. Оптимизация этапа экспертизы — это ключевой процедурный аспект, который позволит нам принимать решение быстрее, а участникам конкурсов — раньше получать грантовые средства на реализацию проектов, так что эти изменения представляют собой в том числе ответ на запрос сообщества.
Наконец, сейчас в Фонде действуют три музейных конкурса, и у участников иногда возникал соблазн подать одну и ту же заявку на все три — на случай, что где-то сработает. Это повышало процент заявок, поданных «не по адресу», не в соответствии с условиями конкурса. Мы подумали, что лучше сделать так, чтобы люди уже на этапе входа понимали, на какой конкурс им идти. Поэтому теперь конкурсы будут запускаться хоть и постепенно, но с маленьким шагом. Мы уверены, что наши партнеры-операторы помогут заявителям разобраться в конкурсах, сфокусироваться на идее и работать непосредственно над той заявкой, которая соответствует конкретному конкурсу.
— Описывая нововведения и изменения, касающиеся оптимизации конкурсных процедур, вы говорили про «Музей без границ», но упомянули и о студенческих, и об антикризисных конкурсах. Верно ли утверждение, что описанный вами подход будет применяться и к конкурсам в рамках других программ?
— Совершенно верно: мы гармонизировали конкурсные процедуры между программами, чтобы легче было всем заявителям, и во всех программах будем использовать один и тот же подход. Это касается как информационной кампании и сроков подачи заявок, так и подхода к экспертизе. Соответственно, результатом станет ускоренная процедура получения средств победителями, чтобы они могли начать реализацию проектов в том же сезоне, в каком победили конкурсе.
На примере конкурсов программы «Музей без границ» можно увидеть, как будут в дальнейшем выстраиваться конкурсные кампании. Несмотря на то что формально конкурсы еще не объявлены, подготовка к ним началась. Форум «Музейный гид» — это часть конкурсного сезона: он показал требования к проектам, объяснил, как готовить проект, какие темы могут быть актуальными, какими инструментами можно пользоваться. В течение периода, предваряющего запуск конкурсов, мы активно насыщали информационное поле темами, близкими к проблематике конкурсов.
Аналогичный подход мы применили и к Стипендиальной программе. Старту конкурсов для преподавателей и студентов предшествовал выпуск серии подкастов о новых и интересных профессиях, целью которых было привлечение внимания к актуальным темам программы.
Мы стремимся к синергии в работе Фонда. Для нас важно, чтобы деятельность Фонда представляла собой не набор разных проектов и программ, а была объединена единым вектором, видением, реализуемым через программы. Нам важно, чтобы действовали общие рамки, общие принципы для всех конкурсов. Это помогает людям разобраться в подходах Фонда, стать частью сообщества и более активно участвовать в самых разных инициативах. Хороший пример — конкурс «Практики личной филантропии и альтруизма». В нем могут участвовать выпускники любой программы Фонда. Поскольку они уже знакомы с принципами нашей работы, им совсем не сложно разобраться в этом конкурсе независимо от того, в какой сфере они работают.