В рамках программы Летней школы урбаниста – образовательного проекта Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета – Фонд представил документальный фильм «Мануфактура культуры».
Анастасия Голубева, доцент кафедры ГМУ, директор Центра устойчивого развития территорий и руководитель Летней школы урбаниста ВШМ СПбГУ, открыла встречу обращением к студентам:
Встреча с героями фильма «Мануфактура культуры» и авторами проектов, уже реализующих изменения на местах, станет для вас важным ориентиром — примером того, как локальная инициатива, личная ответственность и внимание к наследию могут запускать устойчивые трансформации территорий».
Важной частью события стала дискуссия, организованная в партнерстве с проектом «Москва глазами инженера». Модератор встречи Инна Крылова – историк, культуролог, директор Школы наследия, автор проекта «МосПромАрт», беседовала с гостями – героями фильма и авторами проектов-победителей конкурса «Индустриальный эксперимент».
Молодым урбанистам будет полезно поговорить с теми героями малых и крупных городов, которые загружают новыми смыслами исторические территории и пространства. Это происходит не стихийно, но последовательно – во многом, благодаря механизмам, запущенным грантовой поддержкой,
Юлия Грозовская, директор стратегических коммуникаций Фонда, подчеркнула значимость подобных инициатив для Фонда:
В культуре Фонд традиционно поддерживает тех, кто рассматривает ее не столько как самоцель, а как инструмент общественных изменений — способ формировать новые смыслы, открывать диалог и преображать среду.
Особое внимание мы уделяем организациям и инициативам, которые работают на стыке культуры и социальной трансформации. Развитие промышленных территорий через культурные практики — одно из таких направлений. Здесь искусство, исследование наследия, социальные технологии становятся языком переосмысления и способом вернуть горожанам утраченную связь с пространством и его историей.
Именно поэтому так важно слышать голоса героев фильма и победителей конкурса — людей, которые не только формируют идеи, но и находят ресурсы, чтобы воплотить их в жизнь. Их проекты — это примеры подлинной ответственности, локального лидерства и культурной мобилизации. Мы рады быть частью этих историй.
Встреча с Андреем Ярцевым, доктором исторических наук, директором Музея истории города «Фридландские ворота» (проект-победитель «Индустриальное наследие в неиндустриальном регионе: “Калининградский вагоностроительный завод” в городском пространстве», Калининград), и Александром Савичевым, архитектором, краеведом, основателем проекта «Сысертский завод-музей» (проект-победитель «Мартен», Сысерть), помогла обогатить и дополнить истории их начинаний, запечатленные в фильме. О схожих процессах, полных испытаний, тревог, неизбежных разочарований, неожиданных открытий и столь ценных триумфов, рассказывала и Виктория Никитина, историк, директор Галереи промышленной истории Петрозаводска, впервые знакомившая молодых исследователей со своим проектом-победителем – «За рекой завод», Петрозаводск.
Направляющим вектором разговора стала личная ответственность. Каждый спикер начинал выступление и объяснял свое участие в судьбе родного края именно ответственностью – перед собой, своими земляками и исчезающей историей значимых локаций. Тем выразительнее звучало пространство студенческого кампуса «Михайловская дача». Территория великокняжеской усадьбы, исторического памятника XIX века, ясно подтверждала тезисы о бережном отношении к памяти, озвученные фильмом и дискуссией.
С чего начался проект? Дело в том, что я родился рядом с Вагонзаводом. Это была обычная школа № 14. Все мои одноклассники — дети рабочих, слесарей. У меня папа строитель, мама учительница. И когда я узнал, что в Фонде Потанина придумали такую замечательную вещь, я пошел на Вагонзавод, чтобы познакомиться с владельцами: “Здравствуйте! Я тут родился, ходил на практику, ходил на Вагонзавод, живу рядом с самым красивым лесом города”. А владелец ответил, что он из школы № 21, рассказал про станок, который никак не мог сохранить. Я подумал: можно с этим человеком работать. И вот с этого начался наш проект. Здесь мое личное, потому что, в конце концов, это мой долг, моя малая родина, моя забота. Поэтому здесь еще такая личная история
– поделился с аудиторией Андрей Ярцев.
Выделяя необходимый компонент работы с историческим наследием – адаптивность к переменам, Виктория Никитина вспомнила о начале работы своей команды с грантом:
Представьте: мы пишем грант на ремонт помещения на территории Петровских мануфактур, подъезда к нему, благоустройства. И у нас происходит обрушение кровли. Мы срочно с Фондом перенаправили средства, установили подстанцию. Там сейчас уникальный выставочный зал и место для работы тех, кто проводит лаборатории. Это здание, которое прилегает к тому самому разрушенному цеху. Но самое интересное, что после всех результатов проекта у нас появилось место на территории, которое в итоге будет воссоздавать историю этого цеха. Вот это супер!
Находясь на объекте культурного наследия в Петербурге и обсуждая их же в других частях страны, выступающие также говорили о наследии нематериальном: именно оно определяет судьбы многих проектов, лишенных своей физической составляющей. Разрушенные временем и историческими событиями, здания возрождаются благодаря вниманию и труду людей. Все спикеры отметили неоценимый вклад человеческих ресурсов в новые жизни старых объектов.
Александр Савичев, упомянув возросшее сегодня в 12 раз число сотрудников Сысертского завода-музея (с одного сотрудника – самого Александра), рассказал о возникшем благодаря гранту Фонда волонтерском движении «Железные волонтеры» и уже ставшим автономным объединении «Заводской кружок» при Совете ветеранов Сысертского муниципального округа. Андрей Ярцев отметил работу калининградского волонтерского движения «Хранители руин», заботящегося о руинах замков, фортов и кирх. А Виктория Никитина полушуткой обратилась ко всем студентам с советом как можно скорее стать учредителями НКО: чтобы успеть накопить стаж деятельности перед подачей заявки на грант, потому что «процесс идет и он держится на людях». Именно их приход в некогда закрытые и заброшенные пространства и составляет, по словам Виктории, «самый важный эффект от наших дел».
Погруженные порой в дела, — как архитекторы, которые занимаются постоянно пространством, — мы обустраиваем какие-то места ради самих мест. И забываем, что пространство и вообще все, что мы делаем, задумывалось и существует ради людей. Люди делают для людей, но иногда люди забывают, что все — ради людей. Как видите, по-прежнему завод стоит, по-прежнему стоят здания, и они даже выросли. Количество людей увеличивается. Только за 15 выходных этого лета нас посетило 5,7 тысяч человек. И это совершенно разновозрастная аудитория. Жизнь бьет ключом. И дальше будет жизнь
– заключил свой рассказ о дорогом ему месте Александр Савичев.
Фото: Ирина Успенская