9-10 октября в Санкт-Петербурге прошел масштабный форум «Креативный код. Россия», объединивший ведущих представителей творческих индустрий и представителей власти. Он стал первым федеральным мероприятием Министерства экономического развития России, полностью посвященным развитию креативных кластеров и инициатив.
Финансированию художественных проектов и созданию системной поддержки креативного сектора была посвящена отдельная сессия. На ней генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева выступила с рассказом о деятельности Фонда в этом направлении. Она поделилась главными принципами работы: воспринимать участников программ Фонда именно как партнеров, с которыми важно выстраивать долгосрочные продуктивные отношения. Помимо прочего это означает, что затраты времени и усилий на участие в конкурсе должны быть соизмеримы с пользой от него: даже участники, которые не получили грант, все равно приобретают полезный опыт от процесса взаимодействия с Фондом. Этот подход отметил и модератор встречи, руководитель проекта «ФОРТ “Риф”» Кирилл Коробов. Он рассказал о собственном опыте взаимодействия с Фондом, а также об опыте знакомых, отметив, что коммуникация неизменно тактична и одновременно с этим окрашена душевностью – сотрудники всегда готовы помочь, подсказать, при этом не вмешиваться в решения проектных команд и их руководителей.
Представляя многолетнюю работу Фонда, Оксана Орачева отметила:
Мы рассматриваем идею креативности не только через призму проектов или экономики, но и в более широком смысле — как стремление формировать будущее, каким мы все хотим его видеть. Для нас важно, чтобы становилось больше людей, готовых это будущее создавать и нести за него ответственность.
Говоря о поддержке креативных индустрий, Оксана упомянула специальные проекты, объединяющие различные сферы, например «Опера в музее», который соединил музеи и театры, а также отметила, что, помимо грантов, Фонд оказывает таким инициативам информационную поддержку в СМИ и социальных сетях. Кроме того, он создает и собственные креативные продукты, такие как фильм «Мануфактура культуры» об объектах индустриального наследия в различных регионах и их ревитализации.
За прошлый год Фонд распределил на конкурсной основе более миллиарда рублей на все направления деятельности. С 2021 года работают специальные конкурсы «Креативный музей» и «Индустриальный эксперимент», созданные для грантовой поддержки креативных проектов.
В ходе форума участники обсудили различные механизмы финансирования креативных проектов. Полина Бырина представила программу «Росмолодежь.Предпринимай», которая с 2022 года помогла 120 тысячам молодых людей из 89 регионов развивать свои предпринимательские проекты.
Основатель краудфандинговой платформы Planeta ru Федор Мурачковский рассказал о развитии краудфандинга в России, отметив, что за 13 лет работы платформа поддержала более 10 тысяч успешных проектов, собравших почти 2,5 миллиарда рублей. Он подчеркнул важность краудфандинга не только как источника финансирования, но и как инструмента продвижения и тестирования идей.
Начальник управления поддержки инфраструктурных программ «Родные города» Ярина Сугакова поделилась, что за более чем 10 лет работы организация поддержала свыше тысячи проектов, около 30% из которых стали устойчивыми и продолжают работать без дополнительной помощи.
В работе форума приняли участие более двух тысяч человек из 50 регионов. В их числе федеральные и региональные чиновники, а также руководители крупных компаний, эксперты, представители инфраструктуры и творческих коллективов. Представленные на нем инициативы продемонстрировали разнообразие подходов к поддержке креативного сектора — от традиционной грантовой поддержки до современных краудфандинговых платформ, от работы с молодежью до развития региональных проектов. Особенно важным стало обсуждение создания комплексной экосистемы для развития креативных индустрий в России: участники сошлись во мнении, что для этого особенно важно объединить усилия государства, бизнеса и креативного сообщества.
Фотографии: пресс-служба форума