В рамках Балтийского культурного форума 19 апреля в Светлогорске состоялась сессия «Границы vs безграничность: межкультурные коммуникации и диалог культур» с участием генерального директора Фонда Оксаны Орачевой.
Эксперты площадки поговорили на тему смысловых и этических границ современных музеев, обсудили кросскультурные проекты, которые возникают в результате расширения этих границ, и проанализировали новые способы развития междисциплинарных коммуникаций. Модератором сессии выступила руководитель проекта «РЭМ:360» Алена Ясинская.
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева: «На протяжении более 20 лет мы в Фонде наблюдаем за междисциплинарными проектами, благодаря которым исчезают привычные границы музейной деятельности и рождаются интересные креативные решения. Например, в ряде стран поход в музей выписывают в терапевтических целях – это интересный кейс, который относится и к музейной, и к врачебной деятельности. Развивая нашу программу «Музей без границ», мы тоже стараемся шире смотреть на функцию музея, поддерживая и те проекты, которые выходят за рамки привычных форматов. Думаю, если перестать придерживаться многовековой идеи четкого разделения индустрий, у нас получится создавать действительно уникальные продукты».
Директор Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский этнографический музей» Юлия Купина
рассказала о миссии Этнографического музея. Главным образом она состоит в том, чтобы представители различных культур назвали музей «своим» и чувствовали себя в нем комфортно. Этнографический музей слышит и слушает, создавая «надграничье» – особое пространство, которое инициирует диалог и позволяет строить не разделяющие, а объединяющие границы.
Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой отметил, что вопрос определения границ всегда будет актуален. Если эти границы помогают объединению и реализации межкультурных проектов, такие границы нужны. В качестве примера спикер транслировал идею о том, что пришла пора создать ассоциацию замков, крепостей и фортификационных сооружений в России. Это ведет к определению и расширению границ и объединит коллег из разных регионов.
Директор Псково-Изборского объединенного музея-заповедника Светлана Мельникова сделала акцент на значимости географических музейных границ. Псков – самая западная граница нашей страны, которая многими историками считается «началом России». С этим связаны многие культурные символы Пскова. По мнению эксперта, границы способны мотивировать человека к познанию культурных особенностей своего региона, места, в котором он живет.
Директор Выборгского Объединенного Музея-Заповедника Валентин Белоусов сравнил идею расширения границ с развитием насмотренности: чем чаще культурная институция выходит за пределы собственной «крепости», тем чаще рождаются интересные музейные проекты и принимаются нестандартные решения. Также эксперт продолжил мысль о креативной работе с границами пространства: говоря о Выборском замке – музее, где главной ценностью является само здание, это особенно актуально.
Директор Музейного центра РГГУ Ирина Баканова отметила, как культура соучастия вытесняет существующие музейные границы. Художественные выставки проходят в исторических музеях, театральные спектакли – в выставочных залах. Нарушение границ необходимо, чтобы обозначить новые смыслы внутри музеев. Взаимодействуя друг с другом, культурные пространства создают нечто новое – то, что становится востребованным публикой.
Балтийский культурный форум 2024
– дискуссионная площадка, где представители культурных учреждений и деятели искусств совместно с профессионалами, экспертами и властью обсуждают самые актуальные вопросы по направлению «Культура». Цель форума – раскрыть перспективу развития сферы культуры региона.