В Новом пространстве Театра Наций состоялась Неконференция «Новый музей и Новый театр», организованная Фондом Потанина. Она была приурочена к презентации нового сезона проекта «Театрум». Модератором события выступил театровед и оперный драматург Илья Кухаренко.
Директор программ Фонда Потанина Оксана Фодина обратилась к участникам с приветственным словом:
«Проект “Театрум” в 2019-2023 годах внес вклад в развитие сценических практик в музеях. В 2026-м году он получит новое продолжение и поддержку. В программе сегодняшней Неконференции также представлены три проекта-победителя грантовых конкурсов Фонда, каждый из них демонстрирует интересные подходы к взаимодействию музеев и театров. Для многих эти истории станут важным источником вдохновения и свежих идей».
Илья Кухаренко отметил, что первый сезон «Театрума» доказал способность создавать новые музейно-театральные формы. Однако важно, чтобы результат оставался в музее, а не уходил только в театральную среду. По его словам, следующий этап – это проекты, которые могут жить дольше: спектакли-экспонаты, «путешественники» и работы, меняющие коммуникацию со зрителем и городской средой. Новый сезон «Театрума» – это приглашение искать такие форматы вместе и расширять границы музейного опыта.
Проектную программу Илья открыл лекцией «Прагматика “Страсти” Паскаля Дюсапена». Опера французского композитора Паскаля Дюсапена, созданная в 2007 году – современное переосмысление мифа об Орфее и Эвридике, в котором музыка становится звуковым ландшафтом. Постановка рождается на стыке музея, сцены и индустриальной архитектуры, превращая спектакль в экспериментальную форму переживания искусства.
Илья подчеркнул, что постановка открывает новые перспективы для современного оперного театра и музейного пространства: «В “Страсти” мы видим новый способ взаимодействия зрителя и пространства. Дюсапен поднимается на высоты современного авангарда, экспериментируя со всем, что сделано со времен Стравинского. Важно, что это движение без дорожной карты – путешествие со звуком, с микротональными нюансами. В спектакле работают видеографика и хореография, исследуется современная телесность. Это опыт, который стоит рассматривать прагматически – как экспонат, но живой и дышащий».
Екатерина Малиновская (Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, Калуга) познакомила гостей с иммерсивным аудиоспектаклем-променадом «Ракеты. Корабли. Люди», вдохновленным идеями Константина Циолковского о космосе и развитии человечества. Он появился в 2021 году, когда открылась новая территория музея и возникла идея выйти за пределы классической экскурсии.
«Мы сознательно отказались от стандартного экскурсионного формата. Хотелось раскрыть характеры и судьбы героев мировой космонавтики – для этого мы использовали аудио и технологии дополненной реальности. Зритель следует за голосом в наушниках, выполняет задания и оказывается внутри истории: связь с реальностью пропадает, зато восстанавливается связь с космосом. Главным спецэффектом становятся эмоции. Благодаря методу “эмоционального движка”, который впервые применила креативная группа “Арт-Артель”, мы усиливаем переживания зрителя, как в театре, но с возможностью выбора. Каждый принимает решение и совершает действие, исходя из своих ценностей и мечты. Поэтому главный результат для нас – вовлечение посетителя, превращение его в соавтора. Сегодня спектакль уже вошел в туристические путеводители по Калуге».
Юлия Малинина (Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург) рассказала о проекте «Ахматова Digital» — иммерсивном спектакле-экскурсии с технологиями дополненной реальности, который знакомит с наследием жизни Ахматовой в Фонтанном доме. Музейно-театральный проект стартовал в 2021 году с целью «заставить предметы заговорить» и наполнить их эмоциями. Формат оказался универсальным: он вовлекает посетителей разных возрастов и превращает просмотр выставки в персональный спектакль.
«Мы очень любим эксперименты, и проект 2021 года стал настоящим театром внутри музея. С помощью дополненной реальности предметы заговорили, и каждый посетитель получил трепетный опыт — индивидуальный спектакль один на один. Пять человек могут одновременно идти по экспозиции с планшетами, где взаимодействие строится как игра. Это наш собственный театр, выдержанный в интонации музея. Важно, что проект жизнестойкий: его можно развивать, добавляя новые маршруты, менять софт и продолжать сотрудничать с технологическими стартапами. Для нас главным стало то, что технология превратилась в способ создать эмоциональную вовлеченность и новую форму диалога между музеем и зрителем».
Дмитрий Мухин (Вологодский государственный музей-заповедник Музей «Семёнково») представил антропологический спектакль-реконструкцию «Родная мать», созданный в рамках проекта - победителя конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Он повествует о драматичной судьбе крестьянской семьи Дудниковых, изученной на основе архивных судебных документов. Спектакль объединил научное исследование и театральную постановку, превратив музей под открытым небом в пространство живого диалога о наследии и современности.
«Традиционно этнография работает с предметами и обрядами – нам же захотелось соединить зрителя с предками через человеческие истории. Так появился спектакль “Родная мать”, поставленный не о крестьянах, а о людях, судьбы которых нам близки. В его основе – реальные документы: судебные дела, где арест могли обосновать “непочитанием родителя”. Оказалось, что повседневность крестьян сильно отличалась от привычных этнографических образцов. В спектакле это стало ясно и современному зрителю. Постановка идет уже седьмой сезон, в ней играют сотрудники музея, и она живет именно потому, что заставляет говорить о нас самих. В 2019 году появился второй спектакль – “Жених”, продолжающий этот разговор».
Фотографии: Стефания Пипченко