Назад

Фонд Потанина представил новый сезон проекта «Театрум»

Неконференция в Новом пространстве Театра Наций

В Новом пространстве Театра Наций состоялась Неконференция «Новый музей и Новый театр», организованная Фондом Потанина. Она была приурочена к презентации нового сезона проекта «Театрум». Модератором события выступил театровед и оперный драматург Илья Кухаренко. 

Директор программ Фонда Потанина Оксана Фодина обратилась к участникам с приветственным словом: 

«Проект “Театрум” в 2019-2023 годах внес вклад в развитие сценических практик в музеях. В 2026-м году он получит новое продолжение и поддержку. В программе сегодняшней Неконференции также представлены три проекта-победителя грантовых конкурсов Фонда, каждый из них демонстрирует интересные подходы к взаимодействию музеев и театров. Для многих эти истории станут важным источником вдохновения и свежих идей».

Илья Кухаренко отметил, что первый сезон «Театрума» доказал способность создавать новые музейно-театральные формы. Однако важно, чтобы результат оставался в музее, а не уходил только в театральную среду. По его словам, следующий этап – это проекты, которые могут жить дольше: спектакли-экспонаты, «путешественники» и работы, меняющие коммуникацию со зрителем и городской средой. Новый сезон «Театрума» – это приглашение искать такие форматы вместе и расширять границы музейного опыта.

Проектную программу Илья открыл лекцией «Прагматика “Страсти” Паскаля Дюсапена». Опера французского композитора Паскаля Дюсапена, созданная в 2007 году – современное переосмысление мифа об Орфее и Эвридике, в котором музыка становится звуковым ландшафтом. Постановка рождается на стыке музея, сцены и индустриальной архитектуры, превращая спектакль в экспериментальную форму переживания искусства.

Илья подчеркнул, что постановка открывает новые перспективы для современного оперного театра и музейного пространства: «В “Страсти” мы видим новый способ взаимодействия зрителя и пространства. Дюсапен поднимается на высоты современного авангарда, экспериментируя со всем, что сделано со времен Стравинского. Важно, что это движение без дорожной карты – путешествие со звуком, с микротональными нюансами. В спектакле работают видеографика и хореография, исследуется современная телесность. Это опыт, который стоит рассматривать прагматически – как экспонат, но живой и дышащий».

Екатерина Малиновская (Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, Калуга) познакомила гостей с иммерсивным аудиоспектаклем-променадом «Ракеты. Корабли. Люди», вдохновленным идеями Константина Циолковского о космосе и развитии человечества. Он появился в 2021 году, когда открылась новая территория музея и возникла идея выйти за пределы классической экскурсии.

«Мы сознательно отказались от стандартного экскурсионного формата. Хотелось раскрыть характеры и судьбы героев мировой космонавтики – для этого мы использовали аудио и технологии дополненной реальности. Зритель следует за голосом в наушниках, выполняет задания и оказывается внутри истории: связь с реальностью пропадает, зато восстанавливается связь с космосом. Главным спецэффектом становятся эмоции. Благодаря методу “эмоционального движка”, который впервые применила креативная группа “Арт-Артель”, мы усиливаем переживания зрителя, как в театре, но с возможностью выбора. Каждый принимает решение и совершает действие, исходя из своих ценностей и мечты. Поэтому главный результат для нас – вовлечение посетителя, превращение его в соавтора. Сегодня спектакль уже вошел в туристические путеводители по Калуге». 

Юлия Малинина (Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург) рассказала о проекте «Ахматова Digital» — иммерсивном спектакле-экскурсии с технологиями дополненной реальности, который знакомит с наследием жизни Ахматовой в Фонтанном доме. Музейно-театральный проект стартовал в 2021 году с целью «заставить предметы заговорить» и наполнить их эмоциями. Формат оказался универсальным: он вовлекает посетителей разных возрастов и превращает просмотр выставки в персональный спектакль.

«Мы очень любим эксперименты, и проект 2021 года стал настоящим театром внутри музея. С помощью дополненной реальности предметы заговорили, и каждый посетитель получил трепетный опыт — индивидуальный спектакль один на один. Пять человек могут одновременно идти по экспозиции с планшетами, где взаимодействие строится как игра. Это наш собственный театр, выдержанный в интонации музея. Важно, что проект жизнестойкий: его можно развивать, добавляя новые маршруты, менять софт и продолжать сотрудничать с технологическими стартапами. Для нас главным стало то, что технология превратилась в способ создать эмоциональную вовлеченность и новую форму диалога между музеем и зрителем».

Дмитрий Мухин (Вологодский государственный музей-заповедник Музей «Семёнково») представил антропологический спектакль-реконструкцию «Родная мать», созданный в рамках проекта - победителя конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Он повествует о драматичной судьбе крестьянской семьи Дудниковых, изученной на основе архивных судебных документов. Спектакль объединил научное исследование и театральную постановку, превратив музей под открытым небом в пространство живого диалога о наследии и современности.

«Традиционно этнография работает с предметами и обрядами – нам же захотелось соединить зрителя с предками через человеческие истории. Так появился спектакль “Родная мать”, поставленный не о крестьянах, а о людях, судьбы которых нам близки. В его основе – реальные документы: судебные дела, где арест могли обосновать “непочитанием родителя”. Оказалось, что повседневность крестьян сильно отличалась от привычных этнографических образцов. В спектакле это стало ясно и современному зрителю. Постановка идет уже седьмой сезон, в ней играют сотрудники музея, и она живет именно потому, что заставляет говорить о нас самих. В 2019 году появился второй спектакль – “Жених”, продолжающий этот разговор».

    Фотографии: Стефания Пипченко

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Новая Опера, Московский музей современного искусства и Фонд представили совместный проект «Музей в опере / Опера в музее»
22 сентября 2025

Программу открыла опера Паскаля Дюсапена «Страсть»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в дискуссии «Музейный Дальний: от идеи до модели» Восточного экономического форума
09 сентября 2025

В 2025 году форум проходил под девизом «Дальний Восток — сотрудничество во имя мира и процветания»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Мануфактура культуры» в «Михайловской даче»: специальный показ фильма в ВШМ СПбГУ
28 июля 2025

Разговор с молодыми специалистами о настоящем и будущем промышленных территорий 


#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел форум «Музейный гид – 2025: вместе музей»
27 мая 2025

В этом году участники обсуждали, какую роль музеи играют в мире креативных индустрий — от дизайна и кино до городской культуры

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел панельную дискуссию «Музей как опыт: фактура настоящего и образ будущего»
23 мая 2025

22 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи состоялась панельная дискуссия форума «Музейный гид»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Форум «Музейный гид – 2025» пройдет в Москве
16 мая 2025

Ежегодный форум музейных профессионалов и специалистов из других сфер культурной и научной деятельности состоится 21-23 мая

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина представил исследование об индустриальном наследии
07 мая 2025

В исследовании рассматриваются российские практики в сфере ревитализации объектов и территорий индустриального наследия через культурные проекты

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Музей и театр. Диалоги»: новый сборник музейных проектов
06 мая 2025

Сборник рассказывает о 21 проекте, представляющем партнерство музея и театра

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Представляем сборник музейных проектов «Креативный музей: практика показывает»
30 апреля 2025

Проекты объединяют усилия и представителей творческих индустрий для создания новых креативных продуктов

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурсов программы «Музей без границ»
11 марта 2025

Поддержку получат 45 инициатив

#Музей без границ