Назад

Александра Салонина: «Чтобы развиваться в профессии, нужно постоянно учиться новому»

Интервью победительницы конкурса «Профессиональное развитие»

Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Александра Салонина дважды становилась победительницей конкурсов профессионального развития Фонда Потанина. В интервью она рассказывает о значимости своей профессии в современной культуре и делится советами с будущими участниками конкурсов.

Александра, расскажите о вашем профессиональном пути. Как вы пришли в профессию, почему выбрали направление реставрации предметов декоративно-прикладного искусства?

По образованию я искусствовед. В начале карьеры работала с прикладным материалом — преподавала детям керамику. Пройдя обучение у иркутского реставратора первой категории в филиале Реставрационного центра Грабаря, которая бережно передала мне свои знания, я освоила новое для себя ремесло, ставшее в итоге моей любимой профессией, — искусство реставрации. Я обучалась на изделиях из фарфора, фаянса, керамики из частных собраний коллекционеров. Процесс меня невероятно увлек, но главное удовольствие приносил результат — сохранение ценных предметов искусства. После обучения занималась реставрацией в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», затем поступила в Художественный музей им. В. П. Сукачева, где и работаю уже почти восемь лет.

Что вдохновляет вас в работе и в чем вы видите ключевую миссию реставраторов сегодня?

Ключевая миссия — сохранить культурное наследие и позаботиться о предметах истории, чтобы наши потомки смогли их увидеть, а мы — получать радость от созидания. Приятно осознавать, что будущее поколение сможет взаимодействовать с важными историческими ценностями, которые сохранились и благодаря нашей работе.


Вы стали победительницей конкурсов профессионального развития Фонда. Почему решили участвовать? Как это повлияло на вашу профессиональную деятельность?

Для местных музеев иметь реставратора по отдельному материалу — большая роскошь, поэтому мне приходится постоянно обучаться новому, чтобы уметь работать с самыми разными музейными ценностями.

Победа в номинации «Индивидуальная траектория» конкурса «Музейный десант» позволила мне пройти стажировку по реставрации каменной и гипсовой скульптуры во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Та же номинация, но в конкурсе «Профессиональное развитие», дала возможность стажироваться в отделе реставрации художественных изделий из керамики и стекла в Государственном Русском музее. О первом конкурсе рассказали коллеги, и я решила не упускать такую возможность. Региональные музеи финансово очень сдержаны и не могут обеспечивать обучение реставраторам. Поэтому, как только узнала, что могу подать заявку на участие в конкурсе, сразу это сделала.

Чтобы я могла получить доступ к реставрации предметов, которые хранятся в наших фондах, мне нужно было освоить новые материалы. Стажировка прошла успешно, я узнала много нового, освоила полезные инструменты. Я практиковалась на музейных предметах. Например, занималась реставрацией старинного рельефа «Мадонна с Младенцем», который был в руинированном состоянии — конструкция держалась только на тканой сетке. Разумеется, ткань удержать вес не может, и все это осыпáлось, фрагменты болтались, предмет мог полностью разрушиться. Мне удалось скрепить и склеить его, теперь ему не угрожает разрушение.

Еще один интересный предмет — бюст Гете — считался мраморным, но в ходе экспертизы, которую мне удалось провести в рамках стажировки, оказалось, что он сделан из особого гипса, каменного, природного, который должен был имитировать мрамор. Все это время мы думали, что на нем загрязнения, и только благодаря работе в химической лаборатории выяснили, что это пигмент, нанесенный специально для имитации мрамора.

По итогам стажировки я получила заветную бумагу с допуском на выполнение этих реставрационных процессов самостоятельно, уже в наших иркутских музеях. Сейчас я реставрирую подобные предметы, и они могут экспонироваться, участвовать в выставках, что очень ценно.


Поделитесь, пожалуйста, профессиональными и личными целями на ближайшее время.

Благодаря поддержке Фонда я поняла, насколько важно стажироваться в различных местах и организациях. В отличие от прикладного искусства, в реставрации существует очень много нюансов, например, появляются усовершенствованные материалы и техники, сотрудникам музеев нужно стараться перенимать как можно больше опыта из разных организаций, которые их применяют. Я открыла для себя множество новых инструментов, освоила необычные материалы для реставрации. Об этом можно узнать на конференциях, но теории недостаточно — все нужно пробовать на практике, чувствовать материал, работать с ним.

Стажировка помогла мне аттестоваться на третью категорию по керамике и стеклу, и я, несомненно, хочу учиться дальше. Душа болит за предметы, которые могут быть навечно утрачены. Чтобы развиваться в профессии, нужно постоянно искать способы обучиться новому.

Какие советы вы можете дать другим специалистам, желающим принять участие в конкурсах Фонда Потанина?

Если кого-то пугает объем документов, которые нужно заполнять, или сам процесс подачи заявки кажется сложным, могу сказать: бояться нечего. Да, придется постараться, но это усилие откроет перед вами по-настоящему большие возможности, участие в конкурсе очень полезно для саморазвития, а победа гарантированно обеспечит профессиональный рост.

Конкретно реставраторам я желаю не бояться пробовать новое. Нужно обязательно расти в своей области, находить интересные учебные заведения и ездить на стажировки. Все быстро меняется — надо обновлять знания и продолжать практиковаться. К тому же учеба дарит много полезных знакомств. Сейчас я знаю реставраторов высших категорий и в процессе своей работы могу с ними консультироваться, они помогают мне удаленно. Желаю всем будущим конкурсантам идти только вперед, ставить перед собой новые цели и непременно их достигать.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в XVIII Российском венчурном форуме
27 апреля 2024

26 апреля в МВЦ «Казань Экспо» состоялась панельная дискуссия «Фонды целевого капитала (Эндаументы)» с участием Оксаны Орачевой

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
VIII Форум «Эндаументы – 2024» состоится 4 июня в Москве
24 апреля 2024

Мероприятие пройдет в Цифровом Деловом Пространстве по адресу Покровка, 47

#Форум «Эндаументы»
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в Балтийском культурном форуме 2024
23 апреля 2024

Состоялась дискуссия «Границы vs безграничность: межкультурные коммуникации и диалог культур» с участием Оксаны Орачевой

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Увидела свет книга о культуре в регионах России
22 апреля 2024

Издание – результат пятилетних научных изысканий, предпринятых по инициативе и при поддержке Фонда в 2017–2018 и 2020–2021 гг. 

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Отчет о целях расходования средств и использования имущества
12 апреля 2024

Сумма средств, использованных на благотворительную деятельность в 2023 году, составила 1,727 млрд рублей

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Итоги I цикла конкурса «Профессиональное развитие»
12 апреля 2024

Победители смогут повысить квалификацию и поделиться профессиональным опытом 

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел ежегодную конференцию «Проектное наследие и трансформация университета»
11 апреля 2024

9 апреля при поддержке ТГУ прошла ежегодная конференция Фонда для преподавателей высшей школы

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Вакансии
09 апреля 2024

Фонд ищет новых сотрудников

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина в третий раз стал лидером рейтинга RAEX
27 марта 2024

Фонд возглавил топ-20 корпоративных и частных НКО России по уровню партнерского потенциала

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Круглый стол «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре»
27 марта 2024

Мероприятие приурочено к выпуску одноименной книги

#