Назад

Александра Салонина: «Чтобы развиваться в профессии, нужно постоянно учиться новому»

Интервью победительницы конкурса «Профессиональное развитие»

Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Александра Салонина дважды становилась победительницей конкурсов профессионального развития Фонда Потанина. В интервью она рассказывает о значимости своей профессии в современной культуре и делится советами с будущими участниками конкурсов.

Александра, расскажите о вашем профессиональном пути. Как вы пришли в профессию, почему выбрали направление реставрации предметов декоративно-прикладного искусства?

По образованию я искусствовед. В начале карьеры работала с прикладным материалом — преподавала детям керамику. Пройдя обучение у иркутского реставратора первой категории в филиале Реставрационного центра Грабаря, которая бережно передала мне свои знания, я освоила новое для себя ремесло, ставшее в итоге моей любимой профессией, — искусство реставрации. Я обучалась на изделиях из фарфора, фаянса, керамики из частных собраний коллекционеров. Процесс меня невероятно увлек, но главное удовольствие приносил результат — сохранение ценных предметов искусства. После обучения занималась реставрацией в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», затем поступила в Художественный музей им. В. П. Сукачева, где и работаю уже почти восемь лет.

Что вдохновляет вас в работе и в чем вы видите ключевую миссию реставраторов сегодня?

Ключевая миссия — сохранить культурное наследие и позаботиться о предметах истории, чтобы наши потомки смогли их увидеть, а мы — получать радость от созидания. Приятно осознавать, что будущее поколение сможет взаимодействовать с важными историческими ценностями, которые сохранились и благодаря нашей работе.


Вы стали победительницей конкурсов профессионального развития Фонда. Почему решили участвовать? Как это повлияло на вашу профессиональную деятельность?

Для местных музеев иметь реставратора по отдельному материалу — большая роскошь, поэтому мне приходится постоянно обучаться новому, чтобы уметь работать с самыми разными музейными ценностями.

Победа в номинации «Индивидуальная траектория» конкурса «Музейный десант» позволила мне пройти стажировку по реставрации каменной и гипсовой скульптуры во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Та же номинация, но в конкурсе «Профессиональное развитие», дала возможность стажироваться в отделе реставрации художественных изделий из керамики и стекла в Государственном Русском музее. О первом конкурсе рассказали коллеги, и я решила не упускать такую возможность. Региональные музеи финансово очень сдержаны и не могут обеспечивать обучение реставраторам. Поэтому, как только узнала, что могу подать заявку на участие в конкурсе, сразу это сделала.

Чтобы я могла получить доступ к реставрации предметов, которые хранятся в наших фондах, мне нужно было освоить новые материалы. Стажировка прошла успешно, я узнала много нового, освоила полезные инструменты. Я практиковалась на музейных предметах. Например, занималась реставрацией старинного рельефа «Мадонна с Младенцем», который был в руинированном состоянии — конструкция держалась только на тканой сетке. Разумеется, ткань удержать вес не может, и все это осыпáлось, фрагменты болтались, предмет мог полностью разрушиться. Мне удалось скрепить и склеить его, теперь ему не угрожает разрушение.

Еще один интересный предмет — бюст Гете — считался мраморным, но в ходе экспертизы, которую мне удалось провести в рамках стажировки, оказалось, что он сделан из особого гипса, каменного, природного, который должен был имитировать мрамор. Все это время мы думали, что на нем загрязнения, и только благодаря работе в химической лаборатории выяснили, что это пигмент, нанесенный специально для имитации мрамора.

По итогам стажировки я получила заветную бумагу с допуском на выполнение этих реставрационных процессов самостоятельно, уже в наших иркутских музеях. Сейчас я реставрирую подобные предметы, и они могут экспонироваться, участвовать в выставках, что очень ценно.


Поделитесь, пожалуйста, профессиональными и личными целями на ближайшее время.

Благодаря поддержке Фонда я поняла, насколько важно стажироваться в различных местах и организациях. В отличие от прикладного искусства, в реставрации существует очень много нюансов, например, появляются усовершенствованные материалы и техники, сотрудникам музеев нужно стараться перенимать как можно больше опыта из разных организаций, которые их применяют. Я открыла для себя множество новых инструментов, освоила необычные материалы для реставрации. Об этом можно узнать на конференциях, но теории недостаточно — все нужно пробовать на практике, чувствовать материал, работать с ним.

Стажировка помогла мне аттестоваться на третью категорию по керамике и стеклу, и я, несомненно, хочу учиться дальше. Душа болит за предметы, которые могут быть навечно утрачены. Чтобы развиваться в профессии, нужно постоянно искать способы обучиться новому.

Какие советы вы можете дать другим специалистам, желающим принять участие в конкурсах Фонда Потанина?

Если кого-то пугает объем документов, которые нужно заполнять, или сам процесс подачи заявки кажется сложным, могу сказать: бояться нечего. Да, придется постараться, но это усилие откроет перед вами по-настоящему большие возможности, участие в конкурсе очень полезно для саморазвития, а победа гарантированно обеспечит профессиональный рост.

Конкретно реставраторам я желаю не бояться пробовать новое. Нужно обязательно расти в своей области, находить интересные учебные заведения и ездить на стажировки. Все быстро меняется — надо обновлять знания и продолжать практиковаться. К тому же учеба дарит много полезных знакомств. Сейчас я знаю реставраторов высших категорий и в процессе своей работы могу с ними консультироваться, они помогают мне удаленно. Желаю всем будущим конкурсантам идти только вперед, ставить перед собой новые цели и непременно их достигать.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Вакансии
11 июля 2024

Фонд ищет новых сотрудников

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Андрей Кочетков: «У нас накоплена большая экспертная база знаний, которая будет актуальна ближайшие лет десять»
05 июля 2024

Директор Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина, победитель конкурса «Музей 4.0» представляет проект «Сохранить как…» 

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Опубликован наш Годовой отчет за 2023 год
03 июля 2024

Рассказываем о нашей работе — благотворительных программах, конкурсах, мероприятиях и исследованиях, а также о работе целевых капиталов Фонда

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовала Школа Фонда – 2024
01 июля 2024

В третий раз подряд Школа проходит в формате волонтерской программы на заповедных территориях и объектах культурного наследия России

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Добрый музей» готовится принять первых посетителей
27 июня 2024

Государственная Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом представляет «Добрый музей»: новое инклюзивное пространство и центр обмена компетенциями

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел VIII Форум «Эндаументы»
06 июня 2024

Подведены итоги ежегодного форума по целевым капиталам, который прошел в Москве 4 июня

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Итоги II цикла конкурса «Профессиональное развитие»
30 мая 2024

Поддержку получит 41 специалист

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел дискуссию о проектном опыте музеев на форуме «Музейный гид – 2024»
28 мая 2024

Итоги панельной дискуссии «Проектный опыт музея и масштабы развития. Как за инициативой увидеть будущее?» с участием Оксаны Орачевой

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Определены участники Школы Фонда – 2024
21 мая 2024

Ими стали 200 стипендиатов и грантополучателей Фонда

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Форум «Музейный гид – 2024» пройдет в Москве в рамках «Интермузея»
20 мая 2024

Фонд Потанина проведет ежегодный форум «Музейный гид» на площадке Международного фестиваля «Интермузей» с 23 по 25 мая

#Музей без границ