Назад

Музейный профиль магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» (НИУ ВШЭ)

Проект по развитию профессионального образования в сфере культуры

Создание и внедрение профиля «Продюсер трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела» – очередной этап работы Политехнического музея и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по развитию музейного дела в России. С 2014 года он существовал как образовательный трек из 6 курсов в магистерской программе «Прикладная культурология», в 2018 году в рамках новой магистратуры выделена в отдельный профиль. Расширилось количество курсов и студентов, добавились темы в области медиа и цифрового производства.

Цель проекта – формирование комплексного образовательного продукта в области культуры и креативных индустрий.

Новый музейный профиль является ответом на меняющиеся условия культурной среды. Сотрудники музеев должны комфортно чувствовать себя в цифровом пространстве, видеть его возможности и грамотно использовать современные технологии.

Трансмедийный фокус магистратуры позволяет музейному треку развиваться в сторону мировых трендов в области культурного предпринимательства и глобальной цифровизации, выпускать продюсеров и кураторов нового поколения, готовых не только развивать проекты, но и создавать качественно новый продукт на стыке культуры и бизнеса.

Образовательная программа одновременно дает творческие, технологические и управленческие навыки. Преподаватели – действующие специалисты в сфере культуры. Проводятся стажировки и практики в музеях Москвы и регионов.

В рамках обучения студенты знакомятся со следующими курсами:

  • «Современная музеология»
  • «Музей как конструктор: основные функции и смыслы»
  • «Анализ аудитории культурного проекта»
  • «Экономические модели и социальная политика музеев»
  • «Управление культурным брендом»
  • «Опыт пользователя: партиципаторные практики и универсальный дизайн»

Срок реализации: 2018 – 2020 год.

За первый год число абитуриентов, которые проявили интерес к музейному профилю, выросло в 3,5 раза. Удалось уточнить и систематизировать методику преподавания музейных дисциплин в контексте образовательной программы, имеющей не культурологическую или историческую, а широкую медийную специфику. Определен необходимый минимум компетенций для реализации медиапроектов в музеях. Разработанную модель можно предлагать как шаблон региональным вузам, заинтересованным в аналогичных программах.

Весной 2019 года совместно с Центром цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ в рамках проекта был запущен открытый лекторий «Хитровские среды». На лекциях, доступных для всех желающих, действующие музейные специалисты затрагивали темы от особенностей архитектурного построения экспозиций до фандрайзинга в сфере культуры.

За год реализации проекта студентами были изданы 2 книги: «Музей в цифровую эпоху: перезагрузка» (под руководством А.Г. Качкаевой, ноябрь 2018 г.) и «Хранители времени» – о работе музеев «Куликово поле» и «Ясная поляна» (издана в сотрудничестве с магистрантами программы «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ под руководством А.А. Новиковой, ноябрь 2018 г.).

Новости

15 июля 2022
Стартовали волонтерские лагеря в рамках Школы Фонда

Школа проходит с 15 июля по 30 августа

1 июля 2022
Фонд провел стрим «Академическая карьера в университете: вуз как работодатель»

Эксперты обсудили перспективы вузов как карьерных хабов

28 июня 2022
Подведены итоги конкурса на участие в Школе Фонда

Победителями стали 182 стипендиата Фонда

21 июня 2022
При поддержке Фонда Потанина прошел семинар по развитию российской магистратуры

Семинар прошел в рамках международной научно-практической конференции «Магистратура 2025 – cодружество стейкхолдеров. Строим будущее вместе»


События