Назад

Юлия Шумова: «Люди с инвалидностью при желании могут освоить любой спорт»

Юлия Шумова – кандидат юридических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий ЮУрГУ, президент АНО «ЦВИРИТ». В рамках проекта «Яхтенная школа Inclusive» – победителя конкурса «Спорт для всех» – Юлия помогает людям с инвалидностью осваивать яхтинг.

Юлия, расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном пути.

Мой путь довольно непростой, но очень интересный – я занимаюсь сразу несколькими направлениями. Первое – наука, более 20 лет я преподаю в университетах и веду научную деятельность. Второе – юриспруденция, я практикующий юрист. Третье – общественная работа, которой я занимаюсь на некоммерческой основе. В рамках моей социальной деятельности есть разные проекты, все они направлены на развитие инклюзии: повышение финансовой грамотности людей с нарушенным зрением, трудоустройство людей с инвалидностью, доступное музейное пространство, туризм – горный, водный, экстремальный. И, наконец, четвертое – спортивное направление, в том числе спортивный туризм и парусный спорт. С проектом в этой сфере мы обратились в Фонд Потанина и одержали победу в конкурсе «Спорт для всех».

Как вы решили принять участие в конкурсе? Как строилось взаимодействие с Фондом?

Все началось в 2016 году. Устав от академической деятельности, я почувствовала необходимость перезагрузки, решила заняться спортом, но легкая атлетика и подобные направления меня не цепляли. Однажды я случайно узнала, что существуют фестивали, где люди с инвалидностью участвуют в парусных регатах, и постепенно начала пробовать себя в этом спорте. Достигнув определенных результатов, я поняла: фестивали – это, конечно, здорово, но никакой серьезной подготовки спортсменов с инвалидностью они не предполагают. Я начала активно интересоваться этой темой.

Парусный спорт я освоила блестяще. Но в какой бы яхт-клуб я ни обратилась с запросом на организацию тренировок с незрячими людьми, никто не соглашался. В 2017 году у меня появились единомышленники, люди с ограниченными возможностями здоровья, которые тоже хотели заниматься. Нас становилось все больше и больше. И чем чаще нас отталкивали, тем сильнее мы убеждались: эту дверь надо пробивать.

В 2018 году я возглавила экспедицию по Азовскому и Черному морю – мы заходили в порты, где люди видели, как я управляю парусами. Многие интересовались, почему я до сих пор не организовала инклюзивную школу яхтинга, но помогать по-прежнему никто не хотел. И вот, в 2021 году, будучи достаточно опытной и состоявшейся спортсменкой, мне удалось создать проект, организующий тренировки людей с инвалидностью по зрению и слуху. Но дальше все упиралось в финансирование. Наш первый партнер нашелся в Санкт-Петербурге – АНО ДПО «Навигацкая школа» в лице директора Александра Николаевича Забалуева – и предоставил нам две яхты, а также помощь энтузиастов-капитанов, которые тренировали ребят.

Расскажите о проекте яхтенной школы. Какие результаты были достигнуты в рамках проекта?

В 2022 году мы с командой подали заявку на участие в конкурсе Фонда. Мы хотели, чтобы проект давал возможность заниматься на регулярной основе и позволял выводить спортсменов с инвалидностью в статус моряков. Это детально проработанный проект, над которым я трудилась много лет, и первым его поддержал именно Фонд Потанина. Теперь мы могли тренировать не один и не два, а целых четыре инклюзивных экипажа! Каждый такой экипаж состоит из двух людей с инвалидностью, двух здоровых людей, волонтеров, и шкипера.

С Фондом было очень приятно работать – нас постоянно поддерживали, интересовались, как идут дела с реализацией проекта. Удивительно, но как только Фонд предоставил нам грант, появились и спонсоры. Со временем у нас сформировалось уже восемь экипажей. Как будто с легкой руки Фонда открылась какая-то дверь – к нам пришли партнеры, которые поняли, что проект живой и интересный. И вот, в 2023 году, мы с гордостью насчитывали целых 12 инклюзивных экипажей.

Как проходят тренировки и регаты?

Спортсмены сдают тест на безопасность, затем получают допуск к тренировкам, которые проходят дважды в неделю. Волонтеры у метро встречают незрячих членов экипажа, люди с инвалидностью по слуху приезжают сами. Мы все приходим к месту встречи, переодеваемся, экипируемся. Экипировка – это непромокаемая форма: куртки, штаны, перчатки. Мы надеваем спасательные жилеты, заходим на яхту, и первая наша задача – привести ее в порядок. Последним заходит капитан, чтобы все проверить и, наконец, мы идем в Финский залив. Да, моряки говорят «идем», а не «плывем».

Уже на месте мы оснащаем яхту до полной готовности, распускаем паруса и начинаем тренироваться. Незрячие люди берутся за управление парусами, все расходятся по позициям и слушают команды капитана. Каждый на своей позиции выполняет определенную работу. К середине сезона мы настолько привыкаем к командам капитана, что с первого звука понимаем, как нужно действовать. Яхта иногда дает крены, и мы подстраиваемся под условия. Для общения капитана с неслышащими людьми мы разработали специальные жесты. Кстати, мы создали первое в России методическое пособие о том, как обучать людей с инвалидностью по слуху и зрению парусному спорту. Это еще раз доказывает: люди с инвалидностью при желании могут освоить любой спорт.

Мы прошли уже пять открытых регат, где инклюзивные экипажи соревнуются с обыкновенными. Среди своих мы выбираем самые сильные экипажи и отправляем их на регаты, предупреждая организаторов, что среди участников есть люди с инвалидностью. При этом выступаем на равных: десяти нашим яхтсменам был присвоен спортивный разряд по парусному спорту. Помимо участия в регатах мы ходим в парусные походы по фортам-героям, устраиваем патриотические походы, повышаем эрудицию в морской парусной культуре. Всячески отрабатываем навыки моряков.

Поделитесь, пожалуйста, планами на будущее.

Уверена, наш проект будет развиваться и дальше. Мы продолжаем участвовать в грантовых конкурсах и побеждаем, на сегодня у нас уже 14 инклюзивных экипажей – отличная динамика. Сейчас мы также активно привлекаем ветеранов военных действий с инвалидностью и членов их семей, чтобы более опытные люди с ограниченными возможностями здоровья могли делиться своим опытом и помогать тем, кому сейчас особенно тяжело.