Назад

Наталия Артемова: «История фабрики равна истории всего города»

Директор Егорьевского историко-художественного музея, почетный гражданин Егорьевска, заслуженный работник культуры РФ и Московской области Наталия Артемова — многократная победительница грантовых конкурсов Фонда. В 2023 году ее проект получил поддержку в рамках конкурса «Индустриальный эксперимент». В интервью Наталия рассказывает об истории фабрики, которая стала главным музеем города.

Наталия, расскажите, пожалуйста, о своем профессиональном пути. Как вы пришли в музей?

Когда училась в школе, даже не предполагала, что буду работать в музее. После окончания школы я не поступила сразу в институт, и мама предложила мне поработать в тихом месте — в краеведческом музее, чтобы удобнее и быстрее готовиться к поступлению. Так я в 17 лет стала смотрителем. Будучи любознательной и активной, вскоре стала проводить экскурсии. Музей посещали интересные люди, в том числе представители различных исследовательских институтов. Однажды мы отправились в экспедицию для изучения местных песен, говоров и присказок, и этот процесс меня увлек. Настолько, что я решила поступать в Московский государственный историко-архивный институт. Так оказалось, что моя работа в музее напрямую связана с архивным делом. После окончания института я работала в архиве, потом вернулась в музей, занимаясь обработкой исторических материалов. Позже, когда встал вопрос о назначении нового директора музея, предложили мою кандидатуру. Получается, что я с 17 лет связана с музеем и историей.

Ваш проект, направленный на освоение городского квартала бывших хлудовских фабрик, стал победителем конкурса «Индустриальный эксперимент». Расскажите немного о самом объекте и том, как родилась идея его «переосмысления»?

Бывшие мануфактуры братьев Хлудовых, основанные в Егорьевске в 1845 году, имеют непосредственное отношение к названию проекта. Существует интересный миф, связанный с началом строительства. Когда землекопы рыли фундамент на берегу реки, они находили большое количество перламутровых ракушек, сверкающих на солнце. Рабочие шутили, что хозяин строится на «золотом» месте, а Хлудов отвечал им: «Либо мы станем богатыми, либо отправимся землю рыть вместе с вами». После завершения строительства братья основали гигантскую мануфактуру и стали миллионерами. Фабрика функционировала на протяжении 150 лет. В середине XX века на производстве работало 15 000 рабочих при населении города в 60 000 человек.

Это означает, что жизнь каждого егорьевца в той или иной степени была связана с этим предприятием. Фабрика была доминирующим производством в городе, определяла его развитие и создавала рабочие места. Важно отметить, что Хлудовы привлекли английских архитекторов, поэтому весь комплекс построен по образцу английских фабрик. Главным объектом промышленного квартала является часовая башня. Сейчас это единственная сохранившаяся архитектурная доминанта Егорьевска. Получается, что мануфактура стала сердцем города, которое долгое время билось благодаря гулу станков. Это необыкновенное место, достойное сохранения архитектуры и притяжения людей.


Какие цели ставили перед собой, когда подавали заявку на «Индустриальный эксперимент»? Какие впечатления от конкурса?

Нам хотелось создать еще один туристический объект — место, которое будет способствовать активному и полезному досугу местных жителей и гостей города. Более того, мы стремились наполнить это пространство новыми смыслами. Конкурс «Индустриальный эксперимент» подтолкнул нас к поиску и взаимодействию с бывшими работниками комбината: директорами, управленцами и рабочими. Мы собрали их воспоминания в единый рассказ и разработали карту, на которой отметили, где располагались производства и что на них изготавливали.
В прошлом году мы провели День работников легкой промышленности, который превратился в большой городской праздник. Некоторые могут подумать, что люди, связанные с ушедшей индустриальной эпохой, уже не востребованы в современной реальности. Однако наш музейный двор был переполнен в этот день. Люди приходили и делились своими историями, связанными с фабрикой.

 
Мы создали архив бесценных воспоминаний, который стал основой новой краеведческой экспозиции. Кроме того, в процессе работы над проектом у нас возникло множество идей для других экспозиций. Например, мы создали большой мультимедийный альбом в формате 3D, который рассказывает об истории фабрики. С его помощью можно виртуально побывать внутри цехов и казарм, а также увидеть, где и когда было построено каждое здание.

Планируете ли развивать начатое в рамках проекта?

Наша главная цель — не просто создать музей, но и привлечь как можно больше людей к изучению легкой промышленности и истории предприятия. Для этого в будущем музее должны быть предусмотрены интерактивные и обучающие элементы, а также презентационные пространства. Мы понимаем, что проект амбициозен и его реализация потребует времени. В качестве первого этапа мы хотим предложить сделать туристическим объектом башню, построенную в 1910 году. Изначально она предназначалась для размещения системы пожаротушения, аналогичной современным автоматическим системам.

Башня имеет плоскую крышу, и с нее открывается вид на центральную часть города и бывший центр села Высокого. Мы планируем создать смотровую площадку, оснащенную бинокулярами, позволяющими путешествовать в прошлое, а также пофантазировать о том, каким будет город в будущем. На наш взгляд, это место станет популярным, ведь всегда интересно побывать там, где еще никого не было.

По каким, на ваш взгляд, критериям можно оценить успех проекта? Что стоит учесть еще на старте?

Важно на самом старте прогнозировать желаемый результат. Например, при создании музея нужно учитывать, какой эффект это произведет: сколько людей его посетят, на какие целевые аудитории он ориентируется, сколько появится постоянных посетителей, какой дизайн и формы диалога будут возможны в музейном пространстве, что это даст музею и городскому сообществу. Так как старинная башня располагается в центре Егорьевска, наш музей индустриальной культуры может привлечь большое число иногородних посетителей, а это тоже критерий успеха проекта, ведь туризм — это еще и экономика города.

Нам также следует учитывать мнение бывших работников фабрики, мечтающих о сохранении памяти о производстве, которому была посвящена жизнь не одного поколения горожан. В пространстве башни мы планируем разместить материалы по истории фабрики и семей, которые работали на ней. Собрав множество личных историй, мы осознали, что история фабрики — во многом это история всего города.

Мы также провели исследование и выяснили, что в настоящее время популярны экскурсии на действующие предприятия. В нашем городе растет престиж технических профессий и интерес к музеям, посвященным не только искусству, но и индустриальному наследию. В связи с этим мы хотим создать пространство с действующими машинами и механизмами, чтобы посетители могли увидеть принцип работы и самостоятельно попробовать их в действии.

Какие советы вы можете дать другим специалистам, желающим реализовать свой музейный проект и, возможно, подать заявку на грантовый конкурс?

Во-первых, стоит помнить, что один в поле не воин. Успех проекта зависит не только от получения гранта, но и от заинтересованности различных сторон: местных властей, населения и частных владельцев. Достижение гранта — это лишь начальный этап, а дальнейшее развитие проекта требует поддержки и вовлечения всех участников. Даже при хорошей идее всегда существуют определенные риски.

Также важно проанализировать, как правильно запустить проект и какие эффекты он будет иметь. Например, мы столкнулись с трудностями поиска музейных экспонатов: часть уже продана, а часть находится в других коллекциях. Поэтому мы приняли решение создать что-то в виртуальном формате, чтобы это было одновременно и музейно, и интересно.

Для участия в грантовом конкурсе большим плюсом является оригинальность идеи. В идеале проект должен быть ярким и иметь какой-то уникальный компонент. А еще социальную составляющую, — прекрасно, если он призван что-то изменить в жизни сотрудников, а может быть, даже города или региона.