Назад

Анастасия Цветкова: «Если есть интересная идея, проектная деятельность поможет в ее реализации»

Анастасия Цветкова – заведующая отделом экспозиционно-просветительской работы Северодвинского краеведческого музея, руководитель проекта «Ой, смотрите, это я!» –победителя грантового конкурса Фонда «Музей 4.0» программы «Музей без границ». В интервью Анастасия рассказала, как сюжеты из жизни отдельных горожан формируют современную историю города.

Анастасия, как вы пришли работать в музейную сферу?

Получив историческое образование в 2000 году, я хотела найти работу, связанную с историей и краеведением, поэтому обратилась в городской краеведческий музей. С тех пор прошло 22 года, и я ни разу не пожалела о своем выборе.

Сейчас я работаю заведующей отделом экспозиционно-просветительской работы – занимаюсь организацией выставок, созданием экспозиций и образовательными программами. На протяжении многих лет я изучаю прошлое, чтобы презентовать его посетителям, и общаюсь с людьми, которые рады не только постигать его, но и создавать собственную историю.

Каким должен быть современный музей, чтобы привлекать аудиторию?

Для меня музей сегодня – это пространство общения и коммуникации. Не просто место для хранения и представления исторических экспонатов, но и созидания, соприкосновения людей с прошлым благодаря историческим данным, территория соучастия.

Проект «Ой, смотрите, это Я!» – своего рода синергия истории и фотографии. Расскажите поподробнее, как появилась идея сделать иллюстрированную летопись Северодвинска, большой ли отклик вы получили от жителей города?

Название проекта непосредственно связано с его идеей. В начале 2021 года к нам обратились родственники корреспондента северодвинской городской газеты Валентина Павловича Капустина, сказав, что у них есть большой архив фотографий, и они готовы передать его городу с правом хранения в музее. На первых же фото мы обнаружили знакомых для себя людей. Один из наших коллег произнес: «Ой, смотрите, это я!», что и сподвигло нас на создание проекта. Мы поняли, что все мы, так или иначе, являемся героями репортажей Валентина Павловича. Стремление показать его наследие через людей и, в то же время, привлечь этих людей, стало движущей силой проекта.

Архив поступил к нам в виде негативов – мы получили более 180 тысяч единиц! По сути это просто черно-белая пленка, ни о чем не говорящая: названия нет, сюжет просматривается с трудом, поэтому, прежде чем использовать эти материалы, с ними нужно было что-то сделать. Проект позволил нам перевести архив в понятный для людей формат – отсканировать и опубликовать на сайте. Мы планировали, что те, кто будет заходить на сайт, найдут себя или знакомых людей и оставят комментарии. Именно так и получилось. Наш сайт работает с марта 2022 года, там выложено 15 тысяч изображений. По данным метрики его посетили около 5 тысяч человек, среди которых много активных пользователей: сейчас на сайте более 350 участников, которые оставили около 4 тысяч комментариев.

Целевая аудитория проекта – преимущественно люди старшего поколения. Капустин работал с 70-х по 90-е годы, и герои его репортажей сейчас достигли где-то 50-60 лет. Многим из них в просмотре изображений на сайте помогают родные, на это проект тоже был рассчитан. В музей стали приходить люди, которые хотят поделиться воспоминаниями и дать свои комментарии. Таким образом полностью обезличенный архив стал живым – сейчас с его помощью мы понимаем, кто в городе жил, где работали, чем занимались эти люди. Это и было целью проекта.

Еще одна важная задача – привлечение волонтеров: архив очень большой, а наша команда состоит всего из шести человек. Конечно, такой материал было бы невозможно обработать самим. За все полтора года мы привлекли порядка 50 человек для сканирования негативов и работы с фотографиями. Волонтеры были задействованы на работах совершенно разного уровня: занимались распознанием фотографий, их подготовкой к печати, предварительным систематизированием для загрузки на сайт. Среди этого пула были технические, не слишком интересные задачи, но люди брались и за них – им было важно внести свой вклад в создание истории города. Сейчас в деятельности музея активно участвуют семь волонтеров, которые остались с нами на постоянной основе.

Как была организована деятельность волонтеров?

Мы закупили технику, оборудовали рабочее пространство. Прямо в коридоре второго этажа была выделена территория для работы, закрытая прозрачной стенкой. Там установлено два рабочих места со сканерами, который настраивал технический консультант – он же создал систему работы с негативами и дал к ней инструкции, обучил волонтеров. Работа состоит буквально из пяти-шести операций, это не так сложно, когда все четко настроено. Мы привлекали людей еще и для того, чтобы, сканируя наши изображения, они могли вдохновиться и прийти со своими личными негативами, оцифровать их для семейной коллекции. Это тоже стало привлекательным моментом для некоторых волонтеров: научившись сканировать, они и свои домашние альбомы дополнили с помощью нашей техники.

Проект получил поддержку в рамках конкурса «Музей 4.0». Почему решили участвовать в конкурсе и какие задачи ставили перед собой?

Мы участвуем в конкурсах Фонда Потанина не впервые, до этого дважды становились победителями, и на этот раз тоже не было никаких сомнений в том, что нужно подавать заявку. Если есть интересная идея, проектная деятельность поможет в ее реализации, потому что нацелена на результат, на быстрое решение вопроса или, как минимум, первый шаг на пути к нему. Для нас было важно сделать фотоархив доступным: чтобы он заговорил, а не оставался «безмолвным» материалом, лежащим в фондах, и чтобы с ним можно было работать в дальнейшем.

Это проект о современной истории: время идет, а мы собираем ее по горячим следам. Мы архивируем рассказы, записанные со слов людей, которые стали героями репортажей Капустина, свидетелей того времени – 70-х, 80-х, 90-х годов. Цель проекта, которая была отражена в нашей конкурсной заявке и полностью достигнута, – вовлечение горожан в создание и написание истории города с помощью фотоиллюстраций Валентина Павловича. На основании его изображений города мы эту историю «подсвечиваем», делаем более личной, человечной, близкой.

Когда мы писали заявку, были выделены основные целевые аудитории, цели и методы работы, и в рамках проектной деятельности мы следовали тому, что было нами описано. Но на тот момент, когда заявка была составлена, мы еще не располагали полным объемом информации. Когда мы осознали масштаб работы, увидели, с каким энтузиазмом в ней участвуют люди, процесс масштабировался. Например, мы не ставили перед собой задачи обучения волонтеров работе в цифровой среде, но постепенно пришли к тому, что это необходимо. Это цифровой проект, люди взаимодействуют с ним онлайн, не приходя в музей. Впервые мы столкнулись с таким большим количеством информации, которую надо публиковать, редактировать, модерировать.

В рамках участия в конкурсе Фонда еще в 2016 году мы создали в соцсетях группу любителей истории. Благодаря ей проект стал активно распространяться в информационном поле, в соцсетях Северодвинска. За год реализации проекта «Ой, смотрите, это я!» к нашей группе присоединились 1500 новых пользователей – именно активных участников, которые комментируют, что-то дополняют, привносят.

В чем наибольшая ценность проекта для вас лично, а также для жителей города и его гостей?

На мой взгляд, проект вызывает чувство единения, общности, понимания того, что значит быть северодвинцем, что есть что-то особенное в этом городе, что ты – непосредственный участник событий, которые происходили в нем тогда и происходят сейчас.

Северодвинск – сравнительно молодой индустриальный город, сюда часто приезжали люди из разных уголков страны по распределению, и многие уезжали отсюда после выхода на пенсию. Поэтому у нас на сайте много и иногородних комментаторов: проект возвращает их в то место, где они долгое время прожили, для них это тоже важно. Один из значимых моментов проекта – функция комментирования на сайте. Под одной фотографией мужчина оставил комментарий, написав, что на фото его мама, что она была отличником торговли, награждена Орденом Трудового Красного Знамени. В этом чувствуется гордость от сопричастности, понимание того, что мы все внесли большой вклад в историю города.

Есть ли планы по дальнейшему развитию проекта?

Работа продолжается. Мы до сих пор сканируем негативы и публикуем их на сайте, отрабатываем процесс комментирования. Когда мы только начали работу над этим проектом, сразу стало понятно, что он очень масштабный. Вместе с ним возникли идеи по изменению присутствия музея в виртуальном пространстве и цифровой среде. Очевидно, есть большие плюсы активной работы с горожанами и посетителями музея в интернете, поэтому в наших планах на следующие несколько лет – изменение нашего основного сайта, введение политики работы музея в цифровом пространстве.

Продолжение проекта «Ой, смотрите, это я!» видим в аналитической работе – начинается этап научного исследования: привлечение специалистов к нашему архиву, его публикация и создание базы для будущих выставок, проектов, связанных с историей города, выпуск печатных изданий. К нам обратилось несколько организаций и частных лиц, которые просят разрешения поработать с архивом с целью дальнейшей публикации его уже в своих исследованиях по истории города или отдельных личностей. Это достаточно интересное направление, и музей планирует его развивать.