Валерия Карижская, директор Централизованной библиотечной системы города Орска (Оренбургская область), вместе с командой развивает SMART-проект по популяризации научных знаний «Наука вокруг нас». В 2022 году проект получил поддержку Фонда в рамках конкурса по приглашению для победителей антикризисных инициатив. Привлечение детей и подростков в библиотеки – актуальный вызов, с которыми команда Валерии успешно справляется с помощью активного использования новых технологий, интерактивных техник и увлекательных городских мероприятий.
Валерия, расскажите, пожалуйста, о своем профессиональном пути: как вы стали библиотечным работником, что вдохновляет вас в вашей деятельности?
В библиотечную систему я пришла работать 16 лет назад, совершенно случайно и, как я думала, на время. Но оказалось, прописная истина о том, что нет ничего более постоянного, чем временное, работает. Начинала с простого библиотекаря, потом руководила отделом, а семь лет назад стала директором Централизованной библиотечной системы г. Орска. В работе меня вдохновляют люди, с которыми я взаимодействую, а еще сложные задачи, которые нужно решать.
Вы с коллегами решаете действительно интересную задачу – с помощью новых форматов стареетесь заинтересовать молодых людей чтением. Какие инструменты вы используете?
Современные дети и подростки увлечены новыми технологиями, гаджетами и социальными сетями. При этом они не только играют в игры, общаются в мессенджерах и смотрят развлекательный видеоконтент, но и учатся онлайн, читают электронные книги, приобретая необходимые в условиях развития цифрового общества навыки. Чтение книг часто противопоставляется увлечению технологиями. Мы же поставили перед собой задачу сделать технологии главным инструментом в работе по привлечению молодого поколения в библиотеку.
В 2020 году благодаря поддержке Фонда Потанина мы научились создавать интересный медиаконтент, чтобы побудить ребенка к чтению современных книг. Мы получили почти хороший охват – 30 тысяч просмотров, и, главное, дети пришли в библиотеку за книгами. Пусть не 30 тысяч, но более 600 выданных книг – это значимый показатель. В новом проекте мы пошли еще дальше: помимо размещения тематического контента в социальных сетях и на сайте учреждения, мы внедряем инновационные формы мероприятий с использованием интерактивного оборудования.
В рамках проекта «Наука вокруг нас» были приобретены VR-шлемы, конструкторы GIGO, модель солнечной системы. Фишкой стал игровой обучающий комплекс «Интерактивная песочница»: с помощью 140 килограммов песка и технологии дополненной реальности юные исследователи создают разные ландшафтные эффекты: вулканы и моря, разные динамичные изображения природных объектов. Мероприятия с использованием такого оборудования развивают интерес к научным знаниям, у подростков появляется потребность обратиться к научно-популярной литературе. А главное, после таких мероприятий дети обращаются за книгами. Причем неважно, в каком формате – привычном бумажном или электроном.
Особый интерес вызывают 4D-энциклопедии с дополненной реальностью, открывающие совершенно новый уровень познания. Принцип действия прост: скачать приложение на смартфон – выбрать книгу – навести камеру на интерактивное поле и погрузиться в анимированный сюжет, которым можно управлять. Такие издания с реалистичными визуальными и звуковыми спецэффектами делают чтение еще более захватывающим процессом.
В 2020 году вы получили поддержку в рамках конкурса «Общее дело». Расскажите об этом опыте взаимодействия с Фондом. Какие цели ставили перед собой тогда и как удалось продвинуться в реализации задуманного благодаря этой поддержке?
Этот опыт имеет для нас особое значение, тогда мы впервые получили грантовую поддержку. Случилось это в очень нужное для нас время, когда в условиях пандемии библиотеки остались без возможности работать с читателями в привычных форматах очных встреч, мероприятий, книжных клубов. Возникла потребность в быстром переформатировании всех рабочих процессов и, в первую очередь, в освоении онлайн-форматов. При этом мы понимали, что нам потребуются не только материальные ресурсы, но и развитие новых компетенций сотрудников. Поэтому мы подготовили проект «От первого до одиннадцатого: жизнь современного школьника на страницах книг», который был представлен для участия в конкурсе «Общее дело» и получил поддержку Фонда.
Целью проекта было привлечение детей и подростков от 7 до 17 лет к чтению современной литературы посредством организации удаленных форматов работы. Для этого мы приобрели литературу, необходимое оборудование, а наши сотрудники прошли обучение на курсах повышения квалификации в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Основное внимание было уделено созданию видеоконтента, как наиболее перспективному формату взаимодействия с молодыми пользователями. На сетевых ресурсах библиотек размещались виртуальные выставки, видеопрезентации, буктрейлеры: «Знакомьтесь, Дарья Доцук!» «Книги, которые помогут тебе поговорить со взрослыми» и другие. С их помощью мы старались рекомендовать детям и родителям интересные современные книги в удаленном формате и при этом наладить с ними взаимодействие, которое имело бы продолжение в реальном библиотечном пространстве. В итоге это действительно способствовало привлечению целевой аудитории в библиотеку, выдаче литературы из фондов и электронной системы «ЛитРес: библиотека». Благодаря поддержке Фонда мы смогли получить необходимые ресурсы, развить навыки создания качественного мультимедийного контента, наладить коммуникацию с аудиторией.
Мы получили практический опыт реализации грантового проекта, и это еще один важный результат. В процессе реализации проекта число участников команды значительно расширилось, в нее были включены сотрудники практически всех библиотек системы, работающих с детьми. И мы очень благодарны Фонду за сопровождение проекта, особенно за цикл вебинаров «Скорая помощь». Сотрудники Фонда всегда были готовы дать консультацию, ответить на всевозможные вопросы – это очень важно для новичков.
Насколько мы понимаем, проект «Наука вокруг нас», реализацией которого вы занимаетесь сейчас, в некотором роде продолжает начатое в 2020 году. Расскажите, пожалуйста, подробнее об идее проекта.
Реализация проекта организационного развития, который получил поддержку Фонда в 2020 году, позволила вывести на новый уровень традиционную работу библиотек по привлечению молодого поколения к чтению с учетом современных реалий – в удаленном формате. Новый проект продолжает развивать эту деятельность не только в удаленном, но и в очном формате с использованием новых технологий.
На этот раз мы сделали акцент на привлечение детей к чтению научно-популярной литературы и продвижение научных знаний. Идея кажется нам особенно актуальной в связи с объявленным в 2022–2031 гг. в России Десятилетием науки и технологий. Надеемся, это поможет детям и подросткам окунуться в мир науки, познакомиться с последними научными открытиями, достижениями российских ученых.
Использование инноваций и интерактивного оборудования формирует у детей устойчивый интерес к научно-познавательной литературе и помогает привлечь их в библиотеку. Важно, что принять участие в мероприятиях, познакомиться с современными технологиями и оборудованием, взять новые книги дети и подростки могут бесплатно. В небольших городах, как правило, плохо развита инфраструктура для содержательного проведения детского досуга. В основном это коммерческие развлекательные центры, услуги которых недоступны семьям в трудной жизненной ситуации. Библиотека же восполняет этот пробел.
В 2022 году проект «Наука среди нас» получил поддержку Фонда в рамках конкурса по приглашению для победителей антикризисных инициатив. Какие цели и задачи вы ставили перед собой при участии в конкурсе? Какие впечатления оставил этот опыт в целом, оправдались ли ожидания?
Мы были очень рады, что Фонд дал нам возможность принять участие в конкурсе по приглашению, как победителю антикризисного конкурса, и мы получили дальнейшую поддержку. Это дает нам возможность реализовывать те планы и замыслы, которые без участия Фонда мы бы осуществить не смогли.
Наша цель – это дальнейшее развитие, совершенствование нашей основной деятельности по привлечению детей к чтению. Касается это не только внедрения новых форм работы и новых технологий в деятельность библиотек, а изменения деятельности в целом: от работы по плану к реализации проектного подхода, к получению конкретных результатов для конкретных людей.
Насколько мы знаем, основные мероприятия по проекту запланированы на этот год. Поделитесь, пожалуйста, планами. Какого эффекта вы ожидаете от реализации этих инициатив?
Культурно-просветительские мероприятия проекта «Наука вокруг нас» стартовали в конце прошлого года. В программе: квесты, квизы, креативные лаборатории с использованием технологии дополненной реальности, экскурсии, техностудии и другие интересные активности. Юные горожане уже приняли участие в квесте «Голодные книжные игры», лаборатории юного астронавта «Модель Солнечной системы», экскурсии «Круто! Ты попал на TV!», лаборатории юного биолога «Мир под микроскопом», квизе «Без каких изобретений невозможна современная жизнь», интерактивном геокруизе «Неистовая планета», лаборатории юного химика «Комично, как все химично!», воркшопе «Технокреатив: собери собственного робота» и техностудии «Оптимус Прайм, ВАЛЛ-И и другие роботы в кино, книгах и жизни».
Мероприятия пользуются большой популярностью среди горожан. Представители образовательных учреждений города, Центра Детского технического творчества г. Орска, Клуба юных геологов-экологов им. Г.А. Сопоцько заинтересованы в совместном проведении мероприятий. Мы надеемся, что реализация проекта даст возможность детям и подросткам окунуться в мир науки, познакомиться с последними научными открытиями, попробовать себя в роли конструктора, естествоиспытателя, ученого, будет способствовать формированию устойчивого интереса у детей к научно-популярной литературе, а также привлечению новых читателей в библиотеку.
Есть ли у вас более долгосрочные планы по развитию проекта? Планируете ли вы как-то масштабировать идею?
В отличие от первого проекта, поддержанного Фондом, в котором принимали участие представители большинства библиотек-филиалов нашей централизованной библиотечной системы, этот проект реализуется Центральной детской библиотекой им. Гагарина. Именно эта библиотека занимается организацией библиотечного обслуживания детского населения города. Опыт по популяризации научных знаний среди детей, наработанный в ходе реализации проекта, будет внедрен в деятельность библиотек, имеющих детские отделения. И в целом, мы продолжим использовать новые технологии, которые помогают активно продвигать чтение среди детей и подростков.