Назад

«Эндаумент, как театр и искусство, — это разговор о вечном»: интервью с командой Фонда целевого капитала Школы-студии МХАТ

Летом 2023 года Фонд Потанина принял решение сделать поощрительные взносы в целевые капиталы девяти российских организаций, представители которых успешно прошли двухлетнее обучение по программе «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала» и использовали на практике приобретенные знания. В их числе — эндаумент Школы-студии МХАТ. Мы поговорили с командой фонда целевого капитала о том, что изменилось с созданием эндаумента в деятельности Школы-студии, как образовательная программа помогла выстроить дальнейшую работу эндаумент-фонда и в чем особенность целевого капитала творческого вуза.

В беседе приняли участие директор Фонда целевого капитала Школы-студии МХАТ Денис Овсянников, проректор Школы-студии МХАТ по экономике и финансам Елена Васильева и декан продюсерского факультета Александр Фокин.

Специализированный фонд управления целевым капиталом для развития Школы-студии МХАТ появился в 2021 году. Какими были ваши первые шаги?

Денис Овсянников: Когда было создано юридическое лицо, первые два-три месяца ушли только на то, чтобы выстроить бизнес-процессы, работу команды, понять, куда мы идем. Я бы хотел поблагодарить Фонд Потанина за программу поддержки Центров знаний по целевым капиталам. Благодаря этому у таких «стартапов» в сфере культуры, как наш фонд, есть возможность получить необходимые знания. Спасибо нашим коллегам из фондов целевого капитала МФТИ, МИСиС, РАМТ, эндаумент-фонда «Филантроп», которые консультировали нас по разным вопросам. В первый год мы натыкались на преграды, но получилось их преодолеть, потому что была поддержка и команда единомышленников.

Александр Фокин: Да, мы не добились бы результатов без нашей команды. Елена Васильева, Денис Овсянников, Екатерина Андреевна Хаунина, наша завкафедрой экономики искусства и культурной политики, Игорь Яковлевич Золотовицкий, наш ректор, — очень важно, когда все в организации работают на благо вечного процветания. За эти три года людей, которые прониклись этой идеей, стало больше.

На какие примеры эндаументов творческих вузов и учреждений вы смотрели?

Денис Овсянников: Мы смотрели на опыт работы Фонда развития ГИТИСа, Фонда целевого капитала ВГИКа, Фонда целевого капитала Академии Бориса Эйфмана, эндаумент-фонда музея «Гараж», Пермского театра оперы и балета, а также опирались на успешные кейсы выпускников программы «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала» двух предыдущих циклов.

Я сам выпускник продюсерского факультета Школы-студии МХАТ. Моя дипломная работа была посвящена эндаументам, я проводил экспертные интервью с директорами учреждений культуры, некоммерческих организаций, учреждений, которые потенциально могли бы создать или уже имели целевые капиталы. Я целенаправленно пришел на производственную практику в Благотворительный фонд Владимира Потанина, который был главным экспертом сектора целевых капиталов, на тот момент еще без своего эндаумента. Все это стало важнейшими шагами на пути формирования идеи создания целевого капитала Школы-студии МХАТ в том виде, в каком ФЦК существует сейчас.

Какие особенности вы бы выделили у своего эндаумент-фонда, в чем его отличие от других?

Денис Овсянников: Школа-студия МХАТ — уникальное образовательное учреждение, подведомственное Министерству культуры РФ, это наш учредитель. Это камерный вуз с очень адресным образованием. У нас маленькая база выпускников, за весь период существования Школы-студии, а это 80 лет, их чуть больше двух тысяч. Наш ректор Игорь Яковлевич Золотовицкий всегда делает акцент на том, что на каждого студента приходится практически по одному педагогу.

Наши выпускники — это узкопрофильные специалисты высочайшего класса, которые еще не успели получить диплом, а уже востребованы. И такое образование, как вы понимаете, требует качественного и системного финансирования. Целевой капитал в рамках специфики работы Школы-студии МХАТ — это источник финансирования для реализации творческих проектов студентов и Школы-студии.

Какие это могут быть творческие проекты?

Денис Овсянников: Благодаря доходам от эндаумента мы можем поддержать создание одного-двух дипломных спектаклей учебного театра Школы-студии МХАТ, производство декораций и костюмов, дорогостоящих художественных решений к этим двум премьерам. То есть это спектакли, которые будут идти на репертуарной основе в рамках нашего учебного театра.

Факультет сценографии и театральной технологии очень заинтересован в создании онлайн-галереи работ своих студентов и выпускников. Портфолио учебных работ будущих театральных художников и технологов, которые будут выставлены в этой онлайн-галерее, помогут в профориентации абитуриентов факультета сценографии, а также послужат важным ресурсом информации о творческих результатах наших студентов и выпускников для потенциальных работодателей. Это тоже будет профинансировано из доходов целевого капитала.

Продюсерский факультет славится своими стажировками и исследовательской деятельностью, обменом опытом с другими институциями. В этом году мы ставим перед собой задачу профинансировать такую творческо-исследовательскую стажировку в формате поездки всего второго курса и педагогов в другой город. Стажировка состоит из выездных лекций, мастер-классов, встреч с лидерами театрального менеджмента и продюсирования, знакомства с театрами и другими организациями культуры изнутри. Кроме того, Фонд целевого капитала в этом году поддержит издание онлайн-учебника продюсерского факультета по авторскому праву в сфере культуры. Поездки и стажировки заряжают студентов на протяжении полугода, а учебник останется на долгие годы и будет актуален ближайшие три-пять лет.

То есть первая важная задача для нас — это дать нашим студентам конкурентное преимущество на рынке труда, возможность улучшить свое портфолио и пополнить папку творческих проектов. Вторая задача, над которой мы сейчас работаем, — это создание еще одного целевого капитала (его доходы будут направлены на помощь в оплате обучения студентов, которые учатся на платной основе) и стипендиальной поддержки студентов. Получить образование в Школе-студии МХАТ на коммерческой основе становится затратно, и у многих талантливых студентов нет возможности учиться именно из-за того, что количеств бюджетных мест ограничено. Их всего 10–15 на курс, на котором учится 25–30 студентов.

Как выглядит целевой капитал Школы-студии МХАТ? Из чего складывается модель бюджета эндаумента?

Денис Овсянников: Специфика нашего фонда в том, что мы существуем в организационно-правовой форме Специализированного фонда целевого капитала. При этом фонд должен оплачивать административно-управленческие расходы из средств, которые первые годы существования организации необходимо привлекать отдельно, поскольку не каждый донор готов направлять на них часть средств своего целевого пожертвования в «тело» капитала. Это серьезная сложность и вызов, справляться с которым помогает поддержка наших друзей и партнеров — Российского Института Директоров, который ежегодно нам жертвует как на административно-управленческие расходы, так и совершает пожертвования в «тело» целевого капитала. Они понимают, что на старте таким организациям необходима благотворительная поддержка в разных формах.

Наш фонд еще на стадии становления, и задача в том, чтобы целевой капитал функционировал эффективно. Неважно, поменяется ли команда, руководство, — эндаумент должен быть полноценным, независимым игроком, который будет существовать в любом случае. Эта независимость и устойчивость достигается через привлечение в «тело» ЦК, как мы подсчитали для нашего масштаба задач и проектов, около 80 млн рублей.

Пожертвование Фонда Потанина, которое было сделано в прошлом году, для нас стало первым шагом к независимому существованию. Мне нравится делать выгрузку портфеля нашего капитала, смотреть на проценты и думать о том, что к концу 2024 года мы, возможно, профинансируем не только те проекты, о которых я рассказал выше, а значительно больше творческих проектов на каждом факультете, и это уже создаст здоровую конкуренцию внутри вуза. А кроме того, благодаря развитию фонда целевого капитала появилась энергия и заинтересованность участвовать в фандрайзинге у коллег среди руководства и педагогического состава Школы-студии.

Почему вы решили принять участие в образовательной программе «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала», ведь ваш эндаумент был создан до нее. Каких знаний вам не хватало? С каким запросом вы туда шли?

Елена Васильева: Идею об учебе нам предложил Денис Овсянников. Как-то он сказал нам: «Вы же создали эндаумент, а почему бы вам не поучаствовать в конкурсе на обучение по программе?» О самой программе я уже слышала, наши коллеги, в том числе Софья Михайловна Апфельбаум, директор РАМТа, уже училась в Сколково. Наверное, раньше нам не хватало смелости подать заявку, но мы наконец собрались и сделали это. Так как я была одним из инициаторов создания нашего эндаумент-фонда, то изучала эту тему, и мне казалось, что уже все о ней знаю. На программе я хотела получить готовый рецепт, как привлечь сторонников. Как оказалось, создание самого эндаумент-фонда — это конечный результат, сначала нужно все продумать стратегически. Готовый рецепт мы не получили, но наметили путь, по которому надо идти к цели.

Александр Фокин: Я шел на программу без запроса и вообще был скептиком по поводу эндаументов. Я не считал, что это рабочий механизм. Мне понравилось, что на программе не дают готового рецепта, а заставляют самому продумывать пути достижения цели. Как мне показалось, девиз этого обучения: а) универсальных ответов нет и б) механизм создания каждого конкретного фонда целевого капитала заложен в ДНК самой организации, ради которой фонд целевого капитала создается.

Как проходило ваше обучение? Как оно повлияло на вас лично? Как вы оцениваете этот опыт?

Александр Фокин: Первое, что меня удивило, — это полное погружение в образовательный процесс, с проживанием в кампусе. Я живу в 15 минутах езды от Сколково. Я человек семейный, у меня маленький ребенок. Я поговорил с организаторами, можно ли хотя бы ночевать дома. Но мне отказали, с этим все строго. Я собрал вещи, взял чемодан в руки, поцеловал сына в макушку и поехал учиться на первый модуль. Первое время тяжело было психологически. Почти все, кто пришел туда учиться, — руководители, люди с уже устоявшейся картиной мира. А тут вас взяли и разобрали по кирпичику, чтобы докопаться до сути. Это непросто.

Елена Васильева: Мы люди немножко закостенелые, со сформировавшимся мировоззрением, взглядом на то, как должно проходить обучение. Тем более мы еще сами в образовательном учреждении работаем. И конечно, для нас это было ново, когда тебя полностью погружают в образовательный процесс. Мы были не готовы учиться 24/7 в первом модуле. Когда он завершился, у нас было ощущение, что мы обнулились. А главное, что я поняла, что целевой капитал — это о вечном.

Елена, Александр, могли бы вы привести примеры, что вам запомнилось больше всего во время обучения?

Елена Васильева: Наверное, наши первые лекции про глобализацию, а еще групповое проектирование. И то, что ты до двух-трех часов ночи погружаешься полностью в образовательный процесс. В аудиториях Сколково нет окон. Философия в этой школе: ты должен концентрироваться полностью на том, ради чего ты туда пришел.

Александр Фокин: Поразила, во-первых, доскональная проработанность программы. Каждая следующая лекция была логическим продолжением предыдущей. Был соблюден баланс лекционной части и проектной работы. Я бы даже сказал, что второго было больше. Это сложнее, но, как говорится, тяжело в учении — легко в бою. Конечно, очень многое дало групповое проектирование, когда мы в группах создавали свои презентации. Запомнились встречи с известными бизнесменами, а также выпускниками этой программы. Их приглашали как экспертов, с которыми мы могли обсудить наши проекты. Из программы я вынес, что фонд целевого капитала — это не просто дополнительное юридическое лицо, а самостоятельная структура, которая не просто может, а обязана влиять на деятельность основной организации. Я перестал быть скептиком.

В Школе управления Сколково вы защитили проект «Клуб друзей Школы-студии МХАТ». Расскажите о нем подробнее, что он собой представляет.

Денис Овсянников: Клуб друзей — это сообщество, объединяющее всех, кто когда-либо соприкасался с жизнью Школы-студии МХАТ или только планирует стать ее частью. Клуб существует уже два года. Мы выделяем четыре уровня членства в Клубе друзей: бронзовый, серебряный, золотой, платиновый. Членство в Клубе — это возможность поддержать творчество студентов и получить в благодарность разные привилегии, попасть в закулисье. Так, на актерском факультете участники Клуба посещают экзамены по актерскому мастерству, по вокалу, по сценической речи и др. То есть это закрытые события внутри Школы. И конечно, спектакли учебного театра, а также уникальные мероприятия — выставки, творческие встречи с выпускниками.

Елена Васильева: Те, кто состоит в Клубе, — это наши проводники, благодаря которым о нашем эндаумент-фонде узнают все больше и больше людей. Это наши сторонники, на которых мы можем опереться в будущем.

Александр Фокин: Я бы сказал, что «Клуб друзей Школы-студии МХАТ» — это история не про деньги, а про создание сообщества вокруг вуза. Реальность оказалась намного богаче и интереснее, чем наши гипотезы. Мы думали, что в первом Клубе друзей будут выпускники, родители студентов, педагоги. Но нет, пришли люди, которые к Школе-студии имеют очень опосредованное отношение. Например, это фанаты учебного театра Школы. Они ежегодно отсматривают весь его репертуар. Для нас эти люди открылись благодаря Клубу, и мы рады быть с ними в одной обойме.

Как вы видите дальнейшее развитие своего фонда целевого капитала?

Денис Овсянников: Когда мы сформировали в 2022 году первый целевой капитал, наша цель была сохранить и приумножить. Сейчас мы корректируем стратегию, хотя она остается консервативной. Наша главная задача — не только сохранить доход от целевого капитала, но и заработать 2–3 % сверх инфляции.

В Школе-студии МХАТ история целевого капитала — это история добрых маленьких дел. Целевой капитал не только финансово помогает, но и участвует в развитии всего вуза. Мы видим, что в ближайшие 10 лет для нас остается целью достижение 80 млн рублей в «теле» целевого капитала, которые дадут нам первый гарант эффективного существования фонда целевого капитала и значимые результаты в рамках работы всего вуза. Второй показатель — на горизонте 20–30 лет — привлечение в «тело» ЦК суммы большей, чем годовой бюджет Школы-студии МХАТ. Эффективность целевого капитала для всего вуза будет достигнута, когда доход фонда будет составлять 10 % от годового бюджета Школы-студии и более.

Когда мы говорим о вузах масштаба МГИМО, МФТИ, у которых многомиллиардные бюджеты и расходы, у них и эндаумент должен быть соответствующий. Наша стратегическая цель, повторюсь, — превысить «телом» целевого капитала годовой бюджет Школы-студии МХАТ. Такой эндаумент будет генерировать, даже при доходности 8 % годовых, значительную поддержку для всех факультетов, студентов, педагогов, творческих начинаний и нашего будущего.